ГУП НИИП Градостроительства: научно-проектная деятельность в современных условиях

1 стр. из 1

Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов является одним из ведущих учреждений страны в сфере промышленного и гражданского строительства. За 74 года своего существования институт участвовал в проектировании более 130  городов и рабочих поселков преимущественно в тех регионах, где идет освоение природных ресурсов и развивается промышленность. По проектам института было создано более 70 новых населенных пунктов.

Сегодня институт востребован как генеральный проектировщик по созданию современной благоустроенной жилой среды и транспортной инфраструктуры.

Наш собеседник — директор ГУП НИИП градостроительства,к. т. н.  Андрей Дорофеевич ЛАППО:

–Андрей Дорофеевич, насколько удачно институт вписался в рынок и какие услуги он сегодня предлагает?

-— Мы выполняем полный комплекс научно-технических услуг — от предпроектных исследований и обоснований до проектов организации строительства и ведения авторского надзора. При этом решаются в совокупности градостроительные, экономические, инженерные и архитектурные задачи.

Институт обеспечивает системность и последовательность научно-проектного процесса при разработке:
— пакетов градостроительной документации, включающих научно-методические обоснования, концепции, схемы территориального планирования, генеральные планы, проекты планировки поселений, объемное проектирование, экологические обоснования и программы сохранения и оздоровления окружающей среды;
— нормативно-технических документов и актов градорегулирования.

Наш институт по-прежнему специализируется на научно-проектных работах в районах с экстремальными природными и сложными социально-экономическими условиями, в том числе Крайнего Севера. Одной из важнейших для страны научно-исследовательских работ федерального значения, выполненных нами в последние годы, является «Стратегия территориальной организации расселения зоны Крайнего Севера и Арктики». Эти регионы занимают 70% территории России, но проживает там только 10% населения. Однако Север развивается, там находятся крупные нефтяные и газовые месторождения, начинается их освоение. Значит, должны возникнуть и населенные пункты, которые будут обслуживать добычу сырья, его транспортировку и, возможно, переработку. Наша задача — грамотно спроектировать эти населенные пункты. При этом надо выделить базовые центры, которые будут представлять собой стационарные поселения. Для обслуживания отдельных промыслов надо создавать временные вахтовые поселки, которые будут перебазироваться c места на место по мере истощения месторождений.

Наша главная задача состояла в том, чтобы выделить узловые точки и дать рекомендации по развитию инфраструктуры, которую целесообразно привязать к поселениям. Эта научно-исследовательская работа выполнена институтом с учетом геополитических и социально-экономических интересов развития страны и специфики региональных природных условий. В основу был положен принцип устойчивости пространственной организации —сбалансированного развития природной, экономической, социальной, этнической и экологически безопасной систем. Выбран такой сценарий стратегического градостроительного освоения Крайнего Севера и Арктики, который обеспечит приоритетное решение государственных и региональных задач. Нами предложена оптимальная структура расселения с уровнем антропогенной нагрузки, не превышающим пределов экологического равновесия. При этом обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности коренного и пришлого населения.

— В новой схеме расселения нуждаются, видимо, не только приарктические регионы. Распад страны породил хаотичную миграцию населения. Огромные территории приходят в запустение, государство теряет контроль над ними. Будет ли институт участвовать в создании стратегического плана развития России?  

— Да, мы готовы приступить к этой работе в рамках градостроительной части. Расселение Севера является не-отъемлемой частью системы расселения всей страны, и ее формирование зависит от создания общероссийского планировочного каркаса. Далее надо идти от общего к частному, делать территориальные схемы. Часть их уже выполнена нашим институтом, часть — нашими коллегами. Так, мы подготовили Концепции территориального развития для нескольких регионов: Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, республик Татарстан и Марий Эл. Предложены методические подходы, учитывающие региональные особенности. Специфическим направлением в каждой Концепции является градоэкономическое зонирование территории с выбором населенных мест — точек и зон активизации градостроительной и хозяйственной деятельности и инвестиционных потоков. Предложения по оптимизации численности населения выполнены на базе сбалансированной структуры занятости для различных типов поселений.

Примером экспериментального проекта планировки и застройки является вахтовый жилой поселок на Ямбургском газовом месторождении — единственное поселение, построенное за Полярным кругом по индивидуальному проекту при авторском надзоре коллектива института.

Однако на повестке дня — продолжение работы на всей оставшейся территории страны. Необходимо упорядочивать миграционные потоки, направлять их. Надо наводить порядок и в сфере добычи сырья, которая сейчас происходит зачастую спонтанно, по принципу «где дешевле и быстрее». Должно быть принято в расчет имеющееся население и существующие производственные базы. Их надо реконструировать или закрывать, а население — переучивать и оставлять на том же месте либо куда-то переселять. Не секрет, что сейчас есть умирающие поселения, а есть и такие, где срочно требуется приток рабочей силы.

Раньше всем этим занимался Госплан. Теперь на обломках старого надо строить новое, приступать к разработке стратегического плана развития страны. Эта работа должна была начаться в этом году, но пока распоряжения правительства нет.

В решении вопросов расселения и организации жизни страны должны участвовать, наряду с федеральной властью, и администрации регионов. Надеемся, что с выходом Градостроительного кодекса они активизируют свою работу в этом направлении. Что касается нашего института, то, наряду с планированием больших территорий, мы можем разрабатывать и генеральные планы отдельных населенных пунктов — городов, городков, деревень. Надеемся, что эти услуги будут в ближайшем будущем широко востребованы.

— В последние годы Россия наращивает портовые мощности на Балтике. Самым крупным транспортным узлом здесь скоро станет морской торговый порт «Усть-Луга». Каков вклад возглавляемого Вами института в развитие этого проекта?

— Коллектив института активно участвует в решении общефедеральных проблем устойчивого развития транспортной инфраструктуры, внешних морских связей, создании новых портово-производственных комплексов Балтийского побережья страны. С 2004 г. институт является генеральным проектировщиком крупного портового района «Горки», входящего в состав селитебно-производственного комплекса «Лужская губа», формируемого на прибрежных землях Кингисеппского района Ленинградской области. Терминалы проектируемого нами портового района получат связь с угольными разрезами и шахтами Кузбасса, с нефтяными и газовыми месторождениями Сибири, Севера и Урала. Прогнозируемый грузооборот может составить в перспективе 100 млн. т грузов в год, что более чем вдвое превысит суммарную мощность Санкт-Петербургского морского торгового порта.

Сейчас разрабатывается генеральная схема портового района «Горки» в северной части Лужской губы. Мы определяем, какие предприятия и терминалы могут быть здесь построены, каков допустимый грузооборот этих терминалов в зависимости от нагрузки на экологию. Это важно для обеспечения промышленной безопасности. Поскольку этот район — относительно безлюдный, он может быть ориентирован на перевалку потенциально опасных грузов. В частности, здесь предполагается перевалка нефти и нефтепродуктов, а также сжиженных газов.

Новой проектируемой территорией интересуется около десятка фирм, желающих разместить здесь свои комплексы. Каждая из них преследует свои интересы, и наша задача — увязать их с интересами Ленинградской области.

Сейчас уже выполнена примерно половина работ. Решены принципиальные вопросы по разбивке прибрежной территории, определены номенклатура и объемы оборота грузов. Ведутся экологические исследования, завершается разработка градостроительного раздела документации. Для обеспечения работников порта жильем предполагается построить новый город, который расположится между проектируемым портовым районом и строящимся  портом «Усть-Луга». Для жителей существующих и проектируемых поселений предусмотрена организация зоны отдыха.      

В мае нынешнего года работа будет завершена и вынесена на рассмотрение правительства Ленинградской области.

— Участвует ли сейчас институт в каких-либо зарубежных проектах?

— Да, периодически у нас идут зарубежные проекты. В основном они связаны с бывшими советскими республиками — Казахстаном, Туркменией. Обсуждается возможность участия института в создании островного рекреационного комплекса «Мир» в Арабских Эмиратах.

В целом опыт международного сотрудничества у нас солидный. Институт в разные годы участвовал в реализации совместных проектов с учеными Финляндии, Болгарии, Сирии, Северной Кореи, Ирака, Монголии, Гвинеи, Кубы, Вьетнама и других стран.

ГУП НИИП градостроительства
197342 Санкт-Петербург, Торжковская ул., 5
Тел.: (812) 431-0470, 574-1041
Факс (812) 431-1970,  574-1051
E-mail: niipvi@mail.linkey.ru

Дата: 14.04.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2 (38)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!