|
|||||
1 стр. из 1 А дети в ватничках худых, Людмила Татьяничева Ушедший век оставил в истории нашей Родины неизгладимый трагический след Великой Отечественной войны. На протяжении долгих четырех лет советский народ отважно завоевывал победу на фронте и самоотверженно ковал ее в тылу. Трудовым подвигом простых рабочих прошли те суровые времена сквозь историю многих современных заводов и предприятий бывшего СССР. Для харьковского завода «Южкабель» война стала точкой отсчета. Наступательная операция советских войск под кодовым названием «Полководец Румянцев» в августе 1943 года принесла Харькову полное освобождение от длившейся 22 месяца гитлеровской оккупации. Ожесточенное сопротивление вражеских танковых дивизий СС «Райх» и «Мертвая голова» превратило город в дымящиеся развалины. В разгромленном и разоренном Харькове в руинах лежали несколько сотен промышленных предприятий, в том числе и индустриальные флагманы страны: тракторный, электромеханический, турбинный, станкостроительный и авиационный заводы. В полном упадке находились электростанции, железная дорога, телеграфная связь и коммунальное хозяйство города. Возрождение промышленности началось не только с восстановления старых разрушенных производств, но и со строительства новых предприятий по выпуску продукции, необходимой фронту и тылу. В то время наш фронт и восстанавливающиеся предприятия страны особо остро нуждались в силовых кабелях с резиновой, пластмассовой и бумажно-пропитанной изоляцией, а также в обмоточных и эмальпроводах. Кабельные предприятия Сибири не успевали справляться с постоянно растущим объемом заказов. Поэтому правительство СССР решило в кратчайшие сроки на освобожденной территории Украины организовать кабельное производство, и 7 октября 1943 года народным комиссаром электротехнической промышленности СССР был издан приказ № МК-298 о создании в Харькове предприятия по изготовлению кабельно-проводниковой продукции. На окраине города, на заложенном еще до войны фундаменте цехов предприятия радиотехнической промышленности №332 (ф-ле ХЭМЗ, Харьковского электромеханического завода), при полном отсутствии поблизости ЛЭП, дорог и подъездных железнодорожных путей началось строительство первых цехов завода «Южкабель». В условиях военного времени создание и запуск предприятия с нуля — труднейшая задача. Для ее решения Всесоюзное управление «Главкабель» назначило группу руководителей: Ю. А. Зыбин — директор, В. И. Юзефов — главный инженер, Н. В. Кудрявцев и Н. Н. Гарниер — инженеры. Благодаря их колоссальной самоотдаче, профессионализму и смекалке правительственное решение постепенно обретало реальные очертания. Исходные условия: катастрофическая нехватка рабочих рук и строительных материалов, транспорт — пара лошадей и трофейная повозка, инструменты — лопаты, молотки и гаечные ключи. Первостепенные задачи: обеспечить подачу на строительную площадку электроэнергии от Змиевской ГРЭС, проложить 1100 м железнодорожных путей до станции Лосево и инженерные коммуникации, организовать производство кабельных изделий в цехе №3, сдать в эксплуатацию ремонтно-механический и ремонтно-строительный цехи, построить для рабочих жилье. И всего один-единственный путь к реализации намеченного — самоотверженный труд и вера в великую победу. Изнеможденные рабочие лопатами копали ямы для деревянных опор ЛЭП, руками натягивали провода, но не сдавались. Первой победой над царящей разрухой стала загоревшаяся на стройплощадке, через месяц после приказа об основании завода, лампочка. С подачей электроэнергии в производственном корпусе цеха обмоточных проводов началась установка оборудования, эвакуированного с завода «Укркабель» на ХЭМЗ в 1941 году. Пять эмальпечей типа М-24, несколько тростильных машин и многоходовых вертикальных обмоточных станков, а также один двуходовой горизонтальный, значительно поврежденных годами оккупации — небогатый стартовый арсенал цеха. Наступившая зима еще более ужесточила условия труда — у слесарей от холода прилипали к металлу руки. Но несмотря ни на что уже в марте 1944 года была выпущена первая партия продукции, столь необходимая фронту и восстанавливающимся предприятиям страны. Первые обмоточные и эмалированные провода, произведенные на освобожденной от гитлеровцев территории, заставили заводчан впервые за долгое время ощутить праздник и еще более сплотили коллектив. Завод продолжал расти. Но с расширением предприятия увеличивалось и количество проблем, требующих безотлагательного решения. К примеру, гужевой транспорт уже не справлялся со всё возрастающим объемом перевозок, а подрядчика на строительство железнодорожных путей так и не было выделено. На активе завода единогласно постановили: каждому работнику прокладывать 6 м пути. Было крайне тяжело, но свою железнодорожную магистраль предприятие ввело в строй уже к лету 1944 года. У завода открылось второе дыхание. Производственная мощь предприятия усилилась за счет доставленного по новым рельсам оборудования из Германии для волочильного и обмоточного цехов. Изолировочная, дельтоасбестовая, среднего волочения машины, аппарат для гидросварки, гидравлический пресс и др. в кратчайшие сроки были установлены и сданы в эксплуатацию. Такое пополнение парка оборудования незамедлительно сказалось на объемах выпуска продукции: если в первом квартале изготовили лишь 4,2 т обмоточных проводов, то уже к концу 1944 года заводчане подошли с результатом 68 т. А война продолжалась. За станками трудились пятнадцатилетние подростки, которым приходилось стоять на ящиках, чтобы дотянуться до машин. В это голодное время на заводе выдавались хлебные карточки и продуктовые книжки, и работающие дети в одночасье становились взрослыми, иногда единственными кормильцами в своих семьях. Позднее на предприятии были организованы отделы рабочего снабжения продовольствием. Обустройство и проектирование самого завода стояло на втором после производства месте. Предприятию очень скоро стало тесно в рамках первоначально отведенных 12 га земли, и благодаря настойчивости И. В. Куракова, курировавшего проект в Московском ГИПРОэнергопроме, заводу дополнительно выделили еще 4,5 га. К началу 1945 года техническое проектирование в основном было завершено. А 23 апреля этого года завод получил новый статус: предприятие №332 из ф-ла ХЭМЗ было преобразовано в государственный кабельный завод №804 с утвержденным Министерством электропромышленности СССР уставом и производственно-техническим паспортом. После великой победы специальным постановлением министерства заводу «Южкабель» было выделено полученное по репарации из Будапешта оборудование завода «Сименс». Летом 1945 г. на предприятие поступило семь эшелонов оборудования, в основном предназначенного для изготовления силовых кабелей с резиновой изоляцией, обмоточных и эмальпроводов, а также металлоконструкции для дальнейшего строительства. Установленное технологическое оборудование позволило в 3 раза увеличить объем выпуска обмоточных и эмальпроводов. На базе трофейного оборудования было также принято решение организовать производство силовых кабелей с бумажной изоляцией. К началу 1946 года завод уже имел 286 единиц различного оборудования. Кроме трех основных цехов ввели в эксплуатацию еще собственный лаковарочный участок, фильерную мастерскую, цех товаров народного потребления. Несмотря на все трудности — выход из строя оборудования, нехватку площадей, постоянные отключения электроэнергии, — создали еще и испытательную лабораторию для контроля входного сырья и готовой продукции. Энтузиазм, помноженный на чувство долга послевоенных тружеников, внес неоценимый вклад в становление завода: в свободное время работники предприятия безвозмездно трудились на строительстве корпусов, прокладке инженерных коммуникаций, благоустройстве заводской территории. Стремительно восстанавливающаяся из пепла страна в послевоенные годы стала гигантской стройкой. Народное хозяйство остро нуждалось в кабелях и проводах. Уже в 1946 году перед заводом стояла очередная задача по увеличению объема производства. Не успели построить корпус №3, как сразу же заложили фундамент корпуса №1 площадью 2 300 кв. м для изготовления кабелей и проводов с резиновой изоляцией. В корпусе №3, в отделении цеха обмоточных проводов, установили одну шестиходовую тростильную машину и четыре новые обмоточные машины, наладили производство проводов прямоугольного сечения с х/б, дельтаасбестовой, эмалевоволокнистой и стекловолокнистой изоляцией. Номенклатура продукции расширилась, и мощность цеха обмоточных проводов достигла 90 т в месяц. 9 мая 1951 года Совет Министров СССР утвердил новый технический паспорт завода, после чего темпы строительства завода значительно возросли. Решение правительства дало мощный импульс дальнейшему развитию завода. К 1952 году коллектив предприятия насчитывал уже около 1000 человек; выпуск товарной продукции по сравнению с предыдущим годом вырос на 50%. За этот год было восстановлено и смонтировано 126 единиц оборудования, а также проложен городской водопровод. 26 апреля 1954 года завод №804 обрел статус всесоюзного и новое имя — Харьковский завод «Южкабель». Сегодня продукция марки «Южкабель» известна во всем мире. Богатая и славная история предприятия, основанного в годы Великой Отечественной войны, продолжается. В наши дни завод входит в пятерку крупнейших производителей кабельно-проводниковой продукции из семи десятков ныне действующих предприятий того же направления на территории бывшего СССР. В последние годы завод проходит этапы мощного технического перевооружения, его цеха оснащаются передовым оборудованием известных мировых производителей: Nextrom, Weber & Scher, Medec& Schorner, Sicora, Products, Troester, Siemens, Pourtier. Это определяет его политику модернизации и освоения производства самых современных видов кабельно-проводниковой продукции: самонесущих изолированных проводов (СИП), силовых кабелей с изоляцией из сшитого полиэтилена (СПЭ), волоконно-оптических кабелей (ВОК). На постсоветском пространстве в настоящий момент «Южкабель» — единственное предприятие, выпускающее силовые кабели в изоляции из сшитого полиэтилена методом пероксидной сшивки на напряжение 110 кВ. У завода работает 7 представительств на территории СНГ. Его продукция сертифицирована по международному стандарту ИСО 9001-2000, а номенклатура выпускаемой продукции к 2005 г. достигла 10 000 марко-размеров. Дата: 29.04.2005 Виктория Моисеева "Петербургский строительный рынок" 4 (79)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||