|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 Как зарождался питерский водопровод и когда появилась первая в городе канализация, все ли было благополучно в этой сфере коммунального хозяйства — об этом пойдет рассказ в статье. Начало городского централизованного водоснабжения в Петербурге было положено Акционерным обществом Санкт-Петербургских водопроводов, устав которого был утвержден 10 октября 1858 г. В том же году 31 декабря общество представило проект водоснабжения центральной, так называемой незаречной, части города, ограниченной р. Невой, Обводным каналом и р. Пряжкой, с населением 400 тыс. человек, исходя из нормы водопотребления 3,5 ведра (43 л) воды в сутки. Мощность водопрвода составляла 1 млн. 400 тыс. ведер в сутки (17 220 куб. м/сут.). До 13 декабря 1863 г., даты пуска в эксплуатацию построенного городского водопровода, Петербург оставался единственной столицей в западной Европе, не имеющей водопровода. Сравнение водопроводного дела в XIX в.и к началу XX в. в России и за границей приводит не в пользу России. К указанному времени в США насчитывалось около 5 000 водопроводов, в Германии из 219 городов с населением свыше 20 тыс. человек водопровод был построен в 214 городах, в Англии насчитывалось 1 300 водопроводов и т. д. По сведениям, собранным врачебным управлением России, на 1909 г. из 762 городов европейской части России водопроводы имелись в 149, из 120 городов Польши водопроводом было обеспечено 9, из 50 городов Сибири водопровод имелся в 2 городах, из 103 городов Кавказа водопроводом было обеспечено только 7 и из 46 городов Средней Азии водопроводы были в 5 городах. Что касается канализации, то она, можно сказать, находилась в плачевном состоянии. По сведениям той же врачебной комиссии, на 1909 г. в европейской части России канализация была в 27 городах, в Сибири канализации ни в одном городе не было, в Польше — в 6, на Кавказе — в 6 и в Средней Азии городов с канализацией не было. В Санкт-Петербурге прокладка сетей для отвода дождевых вод началась в достаточно широких масштабах в начале XIX в. Для этой цели укладывались прямоугольные трубопроводы из деревянных пластин. Дождевые воды таким образом предполагалось отводить в ближайшие водные протоки. Для приема и сбора доковых нечистот во дворах устраивались «выгреба», сделанные в большинстве своем так же из деревянных пластин, из которых они должны были вывозиться по мере их накопления за пределы города. Такая канализация строилась без всякого плана и соблюдения уклонов, обеспечивающих движение сточных вод по трубопроводам без выпадения твердых примесей, и представляли собой чрезвычайно примитивные сооружения. С увеличением плотности заселения домов росли объемы сточных вод и, соответственно, расходы по отвозке нечистот, и домовладельцы стали самовольно присоединять «выгреба» к уличным трубопроводам, предназначенным для отвода дождевых вод. В результате таких самочинных присоединений началось интенсивное засорение трубопроводов нечистотами, требовавшее их частой очистки. Эти работы нередко сопровождались разрытием улиц. Сброс сточных вод в водные протоки вызывал загрязнение воды в них. Благодаря водопроницаемости деревянных трубопроводов, сточная жидкость проникала в грунт, окружающий трубопроды, и заражала его. Таким образом происходило загрязнение городской среды: воды, почвы и воздуха. Как отмечалось в одном из отчетов в послереволюционный период, проведенные анализы такой почвы показали, что она мало отличалась от «кладбищенской земли». Часть нечистот, сбрасываемых через канализационные выпуски в Неву и Большую Невку, неизбежно попадала через приемники водозаборных сооружений Главной и Заречной станций в водопроводную сеть. Даже при обеззараживании водопроводной воды полной гарантии безвредности питьевой воды для здоровья населения не было. Повышалась вероятность эпидемий и смертности от желудочно-кишечных заболеваний. В 1845 г. был издан закон, запрещавший сброс сточных вод в уличную дождевую сеть. Однако закон совершенно не проводился в жизнь и в конце концов был забыт. Присоединение домовых выпусков к дождевой сети активизировалось и особенно возросло после 1863 г., когда в строй вступил городской водопровод, в результате чего увеличилось водопотребление воды населением, соответственно, возросло и количество сточных вод. В 1864 г. была создана канализационная комиссия, объявившая конкурс на составление проекта канализаций города. На рассмотрение было представлено около 40 проектов с самыми разнообразными решениями проблемы канализования Петербурга. Все проекты, по тем или иным мотивам, были забракованы, и конкурс оказался безрезультатным. Домовладельческое городское самоуправление не было заинтересовано в строительстве канализации, наоборот, оно было заинтересовано именно в провале всяких попыток реального осуществления канализации города... Самовольным присоединением «выгребов» домовладельцы снижали свои расходы по вывозке нечистот, но зато сильно увеличились расходы города по содержанию уличных трубопроводов — их очистке и ремонту. Это обстоятельство заставляло Городскую Думу искать какой-то выход из создавшегося положения. Однако вместо коренного решения проблемы проводились меры местного характера: замена деревянных трубопроводов на бетонные или кирпичные, увеличение их диаметра, расширение сети трубопроводов и т. п. По сведениям санитарной комиссии при Городской Думе, на удаление нечистот из «выгребов», очистку и ремонт уличных трубопроводов на территории города, расположенной по левой стороне Невы, в 1868 г. было израсходовано 728 562 руб., а в 1873 г. эта сумма выросла и составила 829 952 руб. По переписи населения на 1873 г., в указанной части города было 4 707 домов, в которых проживало 466 544 человека. Всего в этих домах было 14 533 выгребные ямы и 6 119 помойных ям. В результате в Петербурге стихийно возникла канализация, совершенно противоречащая всем основным требованиям и нормам, выработанным мировой практикой строительства и эксплуатации канализационных сооружений. Несмотря на то что Петербург принадлежал числу 10 наиболее крупных городов мира, он единственный из них не имел канализации, достойной столицы великой страны на начало XX в. К 1917 г. общая протяженность городских улиц составляла 800 км. Из них 486 км составляла протяженность сетей, в том числе деревянных трубопроводов — 356 км (44%) и 130 км (16%) — бетонных. 320 километров улиц (40%) не имели никакой канализации. Эти улицы как правило располагались на окраинах города и были населены рабочим людом. Общая протяженность канализационной сети (уличных магистралей и присоединений) равнялась 1 130 км. Было 1 580 канализационных выпусков в водные протоки, 12 483 домовых присоединений. Общее число функционирующих «выгребов» («очистных сооружений») — около 40 000. Из 800 км уличных магистралей насчитывалось до 44 км (5,4%) дефектных, ветхих трубопроводов, требующих срочной замены, так как на них происходили частые провалы... В 1925 г. на основе современных в то время санитарно-гигиенических требований был составлен проект раздельной системы канализации, подробный для Васильевского острова, и схематичный для остальных частей города. Строительство канализации на Васильевском острове было завершено в 1935 г. Проектирование и строительство канализации в остальных частях города началось в полную меру только в послевоенный период и продолжается до настоящего времени... Роль водоснабжения и канализации не ограничивается только подачей воды ее потребителям и отводом загрязненной (сточной) жидкости за пределы городов. Многолетние статистические данные для ряда городов, в том числе и зарубежных, показывают, что с момента снабжения их кондиционной водой смертность населения сокращается и, достигнув определенной величины, уже не понижается. Дальнейшее снижение смертности может быть достигнуто лишь устройством регулярной и рациональной канализации (табл. 1).
Строительство канализации оказывает существенное влияние на такие заразные болезни, как тиф и туберкулез. По данным английской статистики середины XIX в., сооружение канализации привело к снижению заболеваемости этими болезнями и, соответственно, смертности: в г. Кардифе от тифа — на 40%,от туберкулеза — на 17%; в г. Кройдоне от тифа — на 63%, от туберкулеза — на 17%; в г. Нюпорте от тифа — на 36%,от туберкулеза — на 32%; в г. Сольсбери от тифа — на 75%, от туберкулеза — на 49% и т. д. В Вене после устройства канализации число заболеваний снизилось в 7 раз, в Данциге — в 5,5 раза, в Берлине — более чем в 10 раз и т. д. Ввиду существенного влияния канализации на заболеваемость и смертность населения английский парламент еще в 1848 г.принял закон, по которому все города, где смертность превышала 23 человека на 1000 жителей в год, должны быть подвергнуты правительственному контролю и особому надзору. Западные страны в середине XIX в. энергично взялись за сооружение в городах канализаций, очистку их от мусора, грязи и нечистот. Например, к концу XIX в. почти все города Германии (свыше 500) уже имели канализационные сети и очистные сооружения. Ниже приводятся данные о влиянии канализованности Москвы на заболеваемость и смертность населения в советское время (табл. 2).
По данным института здравоохранения Ленгорздравотдела, заболеваемость и смертность жителей на Васильевском острове до и после строительства канализации (1935 г.)характеризовалась следующими показателями: с 1900 по 1904 гг. смертность от брюшного тифа в этом районе составляла 88 человек на 100 тыс. чел. населения, в то время как в других районах города она колебалась в пределах от 34 до 59 человек. После пуска в эксплуатацию на Васильевском острове раздельной канализации смертность, по данным 1937 г., от брюшного тифа в этом районе города составила 1,8 человека на 100 тыс. чел. населения, в то время как по всему городу она равнялась 4,5 человека; заболеваемость брюшным тифом и паратифом в 1937 г. была 54 человека на 100 тыс. жителей, на Васильевском острове — 46 человек; заболеваемость дизентерией в Ленинграде составляла 499 человек на 100 тыс. человек, на Васильевском острове — 418 человек, при этом смертность от дизентерии в Ленинграде была 27 человек на 100 тыс. жителей, на Васильевском острове — 13 человек. Из приведенного материала следует, что водоснабжение и канализация (инженерное оборудование города) оказывали и оказывают заметное влияние на санитарно-гигиеническое и экологическое состояние городской среды. Дата: 29.04.2005 В. Д. Дмитриев "Петербургский строительный рынок" 4 (79)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||