С чего все начиналось…

1 стр. из 1

Как зарождался питерский водопровод и когда появилась первая в городе канализация, все ли было благополучно в этой сфере коммунального хозяйства — об этом пойдет рассказ в статье.

Начало городского централизованного водоснабжения в Петербурге было положено Акционерным обществом Санкт-Петербургских водопроводов, устав которого был утвержден 10 октября 1858 г. В том же году 31 декабря общество представило проект водоснабжения центральной, так называемой незаречной, части города, ограниченной р. Невой, Обводным каналом и р. Пря­жкой, с населением 400 тыс. человек, исходя из нормы водопотребления 3,5 ведра (43 л) воды в сутки. Мощность водопрвода составляла 1 млн. 400 тыс. ведер в сутки (17 220 куб. м/сут.). До 13 декабря 1863 г., даты пуска в эксплу­атацию построенного городского водопровода, Петербург оставался единст­венной столицей в западной Европе, не имеющей водопровода.

Сравнение водопроводного дела в XIX в.и к началу XX в. в России и за границей приводит не в пользу России. К указанному времени в США насчитывалось около 5 000 водопроводов, в Германии из 219 городов с населением свыше 20 тыс. человек водопровод был построен в 214 городах, в Англии насчитывалось 1 300 водопроводов и т. д.

По сведениям, собранным врачебным управлением России, на 1909 г. из 762 городов европейской части России водопроводы имелись в 149, из 120 городов Польши водопроводом было обеспечено 9, из 50 городов Сибири водопровод имелся в 2 городах, из 103 городов Кавказа водопроводом было обеспечено только 7 и из 46 городов Средней Азии водопроводы были в 5 городах.

Что касается канализации, то она, можно сказать, находилась в плачев­ном состоянии. По сведениям той же врачебной комиссии, на 1909 г. в европейской части России канализация была в 27 городах, в Сибири ка­нализации ни в одном городе не было, в Польше — в 6, на Кавказе — в 6 и в Средней Азии городов с канализацией не было.

В Санкт-Петербурге прокладка сетей для отвода дождевых вод началась в достаточно широких масштабах в начале XIX в. Для этой цели уклады­вались прямоугольные трубопроводы из деревянных пластин. Дождевые воды таким образом предполагалось отводить в ближайшие водные протоки. Для приема и сбора доковых нечистот во дворах устраивались «вы­греба», сделанные в большинстве своем так же из деревянных пластин, из которых они должны были вывозиться по мере их накопления за пределы города. Такая канализация строилась без всякого плана и соблюдения ук­лонов, обеспечивающих движение сточных вод по трубопроводам без выпадения твердых примесей, и представляли собой чрезвычайно примитивные сооружения.

С увеличением плотности заселения домов росли объемы сточных вод и, соответственно, расходы по отвозке нечистот, и домовладельцы стали самовольно присоединять «выгреба» к уличным трубопроводам, предназначен­ным для отвода дождевых вод. В результате таких самочинных присоеди­нений началось интенсивное засорение трубопроводов нечистотами, требо­вавшее их частой очистки. Эти работы нередко сопровождались разрыти­ем улиц. Сброс сточных вод в водные протоки вызывал загрязнение воды в них. Благодаря водопроницаемости деревянных трубопроводов, сточная жидкость проникала в грунт, окружающий трубопроды, и заражала его. Та­ким образом происходило загрязнение городской среды: воды, почвы и воздуха. Как отмечалось в одном из отчетов в послереволюционный период, прове­денные анализы такой почвы показали, что она мало отличалась от «клад­бищенской земли». Часть нечистот, сбрасываемых через канализационные выпуски в Неву и Большую Невку, неизбежно попадала через приемники водозаборных сооружений Главной и Заречной станций в водопроводную сеть. Даже при обеззараживании водопроводной воды полной гарантии безвредности питьевой воды для здоровья населения не было. Повышалась вероятность эпидемий и смертности от желудочно-кишечных заболеваний.

В 1845 г. был издан закон, запрещавший сброс сточных вод в уличную дождевую сеть. Однако закон совершенно не проводился в жизнь и в кон­це концов был забыт. Присоединение домовых выпусков к дождевой сети активизировалось и особенно возросло после 1863 г., когда в строй вступил городской водопровод, в результате чего увеличилось водопотребление воды населением, соответственно, возросло и количество сточных вод.

В 1864 г. была создана канализационная комиссия, объявившая конкурс на составление проекта канализаций города. На рассмотрение было представ­лено около 40 проектов с самыми разнообразными решениями проблемы канализования Петербурга. Все проекты, по тем или иным мотивам, были забракованы, и конкурс оказался безрезультатным.

Домовладельческое городское самоуправление не было заинтересовано в строительстве канализации, наоборот, оно было заинтересовано именно в провале всяких попыток реального осуществления канализации города...

Самовольным присоединением «выгребов» домовладельцы снижали свои расходы по вывозке нечистот, но зато сильно увеличились расходы города по содержанию уличных трубопроводов — их очистке и ремонту. Это обстоятельство заставляло Городскую Думу искать какой-то выход из создавше­гося положения. Однако вместо коренного решения проблемы проводились меры местного характера: замена деревянных трубопроводов на бетонные или кирпичные, увеличение их диаметра, расширение сети трубопроводов и т. п.

По сведениям санитарной комиссии при Городской Думе, на удаление нечистот из «выгребов», очистку и ремонт уличных трубопроводов на тер­ритории города, расположенной по левой стороне Невы, в 1868 г. было израсходовано 728 562 руб., а в 1873 г. эта сумма выросла и составила 829 952 руб. По переписи населения на 1873 г., в указанной части города было 4 707 домов, в которых проживало 466 544 человека. Всего в этих домах было 14 533 выгребные ямы и 6 119 помойных ям.

В результате в Петербурге стихийно возникла канализация, совершенно противоречащая всем основным требованиям и нормам, выработанным мировой практикой строительства и эксплуатации канализа­ционных сооружений. Несмотря на то что Петербург принадлежал числу 10 наиболее крупных городов мира, он единственный из них не имел кана­лизации, достойной столицы великой страны на начало XX в.

К 1917 г. общая протяженность городских улиц составляла 800 км. Из них 486 км составляла протяженность сетей, в том числе деревянных трубопроводов — 356 км (44%) и 130 км (16%) — бетонных. 320 километров улиц (40%) не имели никакой канализации. Эти улицы как правило располагались на окраинах города и были населены рабочим людом.

Общая протяженность канализационной сети (уличных магистралей и присоединений) равнялась 1 130 км. Было 1 580 канализационных выпусков в водные протоки, 12 483 домовых присоединений. Общее число функционирующих «выгребов» («очистных сооружений») — около 40 000. Из 800 км уличных магистралей насчитывалось до 44 км (5,4%) дефектных, ветхих трубопроводов, требующих срочной замены, так как на них происходили частые провалы...

В 1925 г. на основе современных в то время санитарно-гигиенических требований был составлен проект раздельной системы канализации, подробный для Васильевского острова, и схематичный для остальных частей города. Строитель­ство канализации на Васильевском острове было завершено в 1935 г. Проектирование и строительство канализации в остальных частях города началось в полную меру только в послевоенный период и продолжается до нас­тоящего времени...

Роль водоснабжения и канализации не ограничивается только подачей воды ее потребителям и отводом загрязненной (сточной) жидкости за пределы городов.

Многолетние статистические данные для ряда городов, в том числе и зарубежных, показывают, что с момента снабжения их кондиционной водой смертность населения сокращается и, достигнув определенной величины, уже не понижается. Дальнейшее снижение смертности может быть достигнуто лишь устройством регулярной и рациональной канализации (табл. 1).

Города

Число смертельных случав на 1000 жителей в год

до сооружения канализации

после сооружения канализации

Берлин

38

17

Данциг

37

17

Кардиф

33

22

Кройдон

23

18

Лондон

37

11

Варшава

32

25

Одесса

33

21

Петроград

36

-

Строительство канализации оказывает существенное влияние на такие заразные болезни, как тиф и туберкулез. По данным английской статистики середины XIX в., сооружение канализации привело к снижению заболеваемости этими болезнями и, соответственно, смертности: в г. Кардифе от тифа — на 40%,от туберкулеза — на 17%; в г. Кройдоне от тифа — на 63%, от туберкулеза — на 17%; в г. Нюпорте от тифа — на 36%,от туберкулеза — на 32%; в г. Сольсбери от тифа — на 75%, от туберкулеза — на 49% и т. д.

В Вене после устройства канализации число заболеваний снизилось в 7 раз, в Данциге — в 5,5 раза, в Берлине — более чем в 10 раз и т. д.

Ввиду существенного влияния канализации на заболеваемость и сме­ртность населения английский парламент еще в 1848 г.принял закон, по которому все города, где смертность превышала 23 человека на 1000 жителей в год, должны быть подвергнуты правительственному контролю и особому надзору.

Западные страны в середине XIX в. энергично взялись за сооруже­ние в городах канализаций, очистку их от мусора, грязи и нечистот. На­пример, к концу XIX в. почти все города Германии (свыше 500) уже име­ли канализационные сети и очистные сооружения.

Ниже приводятся данные о влиянии канализованности Москвы  на заболеваемость и смертность населения в советское время (табл. 2).

Районы города

Общая смертность на 1000 жителей

Брюшной тиф на 1000 жителей

заболеваемость

смертность

Канализованные

18,3

14,9

2,7

Малоканализованные

25,3

19,3

3,6

Неканализованные

27

21,4

4,2

По данным института здравоохранения Ленгорздравотдела, заболевае­мость и смертность жителей на Васильевском острове до и после строи­тельства канализации (1935 г.)характеризовалась следующими показа­телями: с 1900 по 1904 гг. смертность от брюшного тифа в этом районе составляла 88 человек на 100 тыс. чел. населения, в то время как в дру­гих районах города она колебалась в пределах от 34 до 59 человек.

После пуска в эксплуатацию на Васильевском острове раздельной ка­нализации смертность, по данным 1937 г., от брюшного тифа в этом районе города составила 1,8 человека на 100 тыс. чел. населения, в то время как по всему городу она равнялась 4,5 человека; заболеваемость брюшным тифом и паратифом в 1937 г. была 54 челове­ка на 100 тыс. жителей, на Васильевском острове — 46 человек; заболеваемость дизентерией в Ленинграде составляла 499 человек на 100 тыс. человек, на Васильевском острове — 418 человек, при этом смертность от дизентерии в Ленинграде была 27 человек на 100 тыс. жителей, на Васильевском острове — 13 человек.

Из приведенного материала следует, что водоснабжение и канализация (инженерное оборудование города) оказывали и оказывают заметное влияние на санитарно-гигиеническое и экологическое состояние городской среды.

Дата: 29.04.2005
В. Д. Дмитриев
"Петербургский строительный рынок" 4 (79)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!