|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В середине марта дорожная секция Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга провела семинар «Комплекс мер, направленный на повышение несущей способности дорожных оснований при проектировании и строительстве объектов дорожного хозяйства». Специалистам дорожной отрасли были представлены исследования ФГУП «СоюзДорНИИ» и ЗАО «ПО «Возрождение». Исследования представлял кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник петербургского филиала ФГУП «СоюзДорНИИ» Альберт Оттович Салль. В ходе семинара специалисты, эксперты дорожной отрасли обсуждали проблемы применения различных видов щебеночных оснований, использование легкоуплотняемого гранитного щебня. Было признано, что применение легкоуплотняемого гранитного щебня марки 800 клиновидно-тетраэдральных форм, а также применение щебеночно-песчаных смесей имеет более высокие характеристики упругости основания дорожной одежды, более эффективно подается уплотнению и позволяет достичь до 15% экономии по сравнению с использованием трудноуплотняемых марок щебня кубовидной формы. Специалистами было также отмечена возможность внесезонного применения, с соблюдением определенных требований, щебеночно-песчаных смесей для устройства оснований дорожного полотна. Это позволит заблаговременно подготавливать участки дорожного строительства для нанесения верхнего асфальтового слоя в летний период времени. Необходимость такого обсуждения назрела давно. На протяжении многих лет при нормировании требований к щебню для дорожных оснований проектировщики традиционно руководствовались определенными представлениями о влиянии прочности породы — чем прочнее камень, тем выше качество основания, не принимая во внимание те современные разработки, которые уже использованы в качестве эксперимента на КАД, на дороге Кола, в других регионах России. Щебеночное основание — наиболее распространенный тип дорожного основания, которому в настоящее время (ОДН 218.046-01«Проектирование нежестких дорожных одежд». Госслужба дорожного хозяйства. Минтранс РФ. Москва. 2001 г.) придан статус несущего слоя дорожной одежды. Однако практикуемое нормирование требований к исходным материалам, технологии строительства и контролю качества осуществляется без должного учета и понимания механики работы дорожной одежды в процессе эксплуатации дороги. Поэтому есть некоторые возможности и определенные пути повышения качества щебеночных оснований, исходя из современных критериев прочности и показателей физико-механических свойств конструктивных слоев. Специалистами ФГУП «СоюзДорНИИ», в частности Альбертом Оттовичем Саллем, на протяжении многих лет проводились исследования, в результате которых был выработан комплекс мер, направленный на повышение несущей способности дорожных оснований, который мы и предлагаем вашему вниманию для обсуждения. Комплекс мер, направленный на устройство оснований повышенной жесткости: Использование легкоуплотняемого щебня по СНиП 3.06.03-85 На протяжении многих лет при нормировании требований к щебню для дорожных оснований руководствовались ошибочными представлениями о влиянии прочности породы: чем прочнее камень, тем выше качество основания. На самом деле прочность камня влияет на модуль упругости значительно меньше, чем плотность укладки щебня, которая у менее прочного легкоуплотняемого щебня (М800) оказывается выше. К сожалению, эти ошибочные представления укоренились в сознании дорожников, а в учебно-справочной литературе нет соответствующих разъяснений. По новой концепции, щебеночные материалы были разделены на две разновидности: легкоуплотняемые М800 и трудноуплотняемые М1000 и выше (СНиП 3.06.03–85). При этом легкоуплотняемые материалы из менее прочного камня позволяют достичь меньшей остаточной пористости и более высоких расчетно-нормативных показателей модуля упругости (ВСН 46-83, МОДН 2-2001) и, следовательно, являются наиболее предпочтительными. Жесткость уплотненного слоя щебня зависит от жесткости контактов его отдельных зерен, поэтому общая упругая деформация от воздействия внешних нагрузок складывается из элементарных упругих сближений пары соприкасающихся зерен. У легкоуплотняемого щебня площадки контактов зерен, образующиеся при уплотнении, больше, и, следовательно, упругие сближения пары зерен меньше, чем у трудноуплотняемого щебня. Этим объясняются более высокие модули упругости оснований из легкоуплотняемого щебня. Технико-экономическая эффективность замены трудноуплотняемого гранитного щебня на щебеночно-песчаные смеси подтверждается при строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. Научно-методическое сопровождение осуществляет ФГУП «СоюзДорНИИ». Переход на двухфракционный щебень фр. 20–70 мм по ГОСТ 8267-93 и щебеночно-песчаные смеси ГОСТ 25607-94 Недостаток устройства щебеночных слоев из однофракционного щебня по способу заклинки «неравномерная плотность по глубине» все в большей степени входит в несоответствие с прогрессом развития конструктивных и технологических решений в связи с ростом автомобильных нагрузок и необходимостью утолщения конструктивных слоев, а также расширенным внедрением высокоэффективной виброуплотняющей техники. В частности, в соответствии с нормативными отечественными правилами, максимальная толщина щебеночного слоя, укладываемого в один слой, за период с 1946 по 1983 гг. увеличилась в 2 раза — с 15 до 30 см. Для устройства щебеночных оснований методом заклинки, в соответствии со СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», традиционно и зачастую необоснованно для строительства щебеночных шоссе и оснований назначают однофракционный щебень, с размером зерен 40–70 мм марки 1000 и выше. При этом рыхлость щебня затрудняет его уплотнение, особенно на первом этапе устройства основания, а отсутствие мелких фракций (зерен) в нижней части слоя обуславливает ее недоуплотненность в связи с повышенной остаточной пористостью устраиваемого основания. Нормативные показатели плотности и жесткости щебеночных слоев могут быть обеспечены лишь при достижении оптимального зернового состава в результате измельчения зерен в процессе укатки, достичь этого из одной фракции крупного трудноуплотняемого щебня затруднительно. Эти недостатки в определенной мере устраняются при замене однофракционного трудноуплотняемого щебня (40–70 мм) двухфракционным (20–70 мм) и практически исключаются при устройстве оснований из щебеночно-песчаных смесей. Реализация уплотняемости щебня путем интенсификации уплотнения Для натурных исследований защемления были использованы гранитные каменные материалы ЗАО «Выборгское карьероуправление». Марка щебня по дробимости —«800», содержание зерен лещадной и игловатой форм от 8 до 20%, содержание клинца от 16 до 20%. Основание устраивали из щебеночно-песчаной смеси с размерами зерен от 0 до 80 мм (смесь С-9 по ГОСТ 25607-94). Остаточную пористость слоя и возникающий в нем распор измеряли в укатываемом слое специально разработанными методами.Результаты определения показателей после 4, 8, 16 и 32 проходов катка DYNOPAC массой 9 т, представлены в таблице.
Полученные данные свидетельствуют о достижении требуемого бокового распора и дополнительно обосновывают ранее разработанные нормативы остаточной пористости [1]. Частный, не менее важный вывод для Северо-Западного региона нашей страны — это высокая эффективность использования для дорожных оснований щебня изверженных пород марки «800». Использование щебня клиновидно-тетраэдральных форм Дальнейшее развитие технических требований к форме зерен дорожного щебня должно увязываться с оценкой его расклинивающей способности. Практикуемая оценка формы зерна по признаку приблизительного равенства его размеров по всем направлениям, его «кубовидность», далека от совершенства, а зерна кубовидной формы расклинивающей способностью не обладают. Особое значение приобретает оценка расклинивающей способности зерен при целенаправленном развитии дробильной техники для получения дорожного щебня клиновидно-тетраэдральной формы. Несущее щебеночное основание должно обеспечивать прочность дорожной одежды и для этого обладать способностью перераспределять вертикальную автомобильную нагрузку на нижеразмещенные слои по большой площади. Слой может работать на изгиб только при создании в нем в процессе уплотнения защемления; для этого в щебне должно быть достаточно клинца. Для изготовления щебня с повышенным содержанием клинца предпочтительнее порода с крупнозернистой структурой, так как при дроблении отдельных зерен образуются угловатые щебенки. Производственный опыт изготовления щебня с сочетанием щековых дробилок на первом этапе дробления и конусных на втором этапе позволяет рекомендовать повышение требовательности к содержанию зерен лещадной и угловатой формы —их должны быть не более 20%. Устройство защитного слоя на слабом песчаном основании Важнейшее условие для надлежащего уплотнения щебеночного слоя — это наличие песка низлежащего слоя. Песок низлежащего слоя должен иметь степень неоднородности по ГОСТ 25100 более 3. Функции песка проявляются во взаимосвязи со следующими факторами: Комплекс мер, направленный на повышение несущей способности дорожных оснований, обязательно должен включать в себя и контроль качества. Качество уложенного основания должно контролироваться по показателям жесткости и плотности. Модуль упругости основания, устанавливаемый при испытании колесом автомобиля, должен быть не менее проектного, а остаточная пористость, проверяемая методом лунки, не менее расчетно-нормативных значений. Комплекс мер, направленный на повышение несущей способности дорожного основания, полностью находится в нормативном поле действующих ГОСТов, СНиПов, ОДН и способствует повышению прочности и долговечности дорожной одежды. В работе семинара приняли участие ведущие представители более 30 проектных и дорожных организаций. По итогам обсуждения было рекомендовано направить материалы исследований в отраслевые органы региональной и федеральной власти, а также на обсуждение во всероссийские отраслевые союзы для разработки рекомендаций к практическому применению. Дата: 29.04.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 4 (79)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||