1 стр. из 1
Из истории материала
Сегодня во всем мире резко возросла интенсивность автомобильного движения и грузоперевозок, что предъявляет высокие требования к эксплуатационным характеристикам дорожного покрытия. Оно должно обладать повышенными показателями шероховатости и ровности, а также прочности и устойчивости дорожной одежды в целом. Одним из материалов, в наибольшей степени отвечающих перечисленным требованиям, является литой асфальтобетон. Этот материал в странах Западной Европы и Северной Америки с каждым годом используется все активнее и рекомендуется для покрытий магистралей, городских улиц, проезжей части мостов, эстакад, аллей и пешеходных зон. Это является доказательством высоких строительных и эксплуатационных характеристик материала. Так, в Германии первые покрытия из асфальтобетона были уложены в 1908 г., а в 1953 г. была впервые применена механизированная укладка литой смеси. Уже к 1980 г. здесь было построено более 3500 км дорожных покрытий из литого асфальтобетона. После проведения в 60-х гг. XX столетия опытных и исследовательских работ в области литых смесей и другие страны заинтересовались данным материалом. Выяснилось, что литой асфальтобетон обладает сроком службы, в 2–3 раза большим, по сравнению с другими смесями при равной интенсивности движения.
Чем уникален литой асфальтобетон
Литой асфальтобетон состоит из минеральных материалов (щебень и минеральный порошок) и органического вяжущего (битум). Эта смесь не имеет пор и не уплотняется ни при укладке, ни под действием нагрузок при движении транспорта.
Температурный режим работы с литым асфальтобетоном и способ его доставки к месту укладки также отличаются от привычных принципов работы с плотными мелкозернистыми асфальтобетонными смесями.
Литой асфальтобетон признан во всем мире и в качестве гидроизоляционного материала, в нем отсутствуют сквозные поры и процессы набухания. Например, такие национальные немецкие нормативы, как DIN 18195, ZTV Bel B, AIB DS 835 и ZTV Bel ST определяют роль литых составов как гидроизолирующих. Материал необходимо использовать при температуре от 200 до 240 0С. Для достижения конечной прочности ему необходимо только остыть. Причем она достигается в зависимости от температуры окружающей среды в пределах от 2 до 12 часов.
Литой асфальтобетон:
- практически не горюч, тяжело воспламеняем и малоопасен по токсичности продуктов горения;
- производится без создания швов на больших поверхностях, долговечен, не оказывает негативного влияния на окружающую среду, пригоден к вторичному использованию, не содержит каменноугольный пек или фенол. Литой асфальтобетон имеет высокое электрическое сопротивление от 1010 до 1012 Щ;
- устойчив к соленой воде и химикалиям;
- ведет себя при кратковременных нагрузках как упруго-эластичный материал, а при постоянных и возрастающих во времени нагрузках как вязко-упругий и пластичный, способен переносить практически любые динамические нагрузки без потерь;
- способен поглощать радиоактивное излучение. Вяжущее в составе этого материала имеет высокую адсорбционную способность для гамма- и бета-излучений;
- имеет более чем в 2 раза меньшую теплопроводность по сравнению с бетоном;
- износостоек, не восприимчив к ударам и толчкам на основании своих вязко-упругих свойств, способствует затуханию колебаний на коротком расстоянии и изолирует звуковые волны по горизонтали таким образом, что уже на расстоянии одного метра от источника они практически неизмеримы.
Области применения
- Магистрали, дороги в черте города. Покрытие из литого асфальтобетона достаточно тонкое и в зависимости от применяемой наиболее крупной фракции каменного материала и интенсивности движения может укладываться толщиной от 2,0 до 4,5 см, оно отличается длительным сроком службы, требует минимум затрат на содержание (на 60–70% меньше), легко ремонтируется. Так, на некоторых автобанах Германии участки с литым асфальтобетоном функционируют до 20–30 лет!
- Трамвайные пути. Во многих городах литой асфальтобетон укладывают между трамвайными путями и в приграничной к ним области (1 м с каждой стороны от путей). Благодаря отсутствию доуплотнения можно произвести точное выравнивание высот с профилем дороги. Посыпка щебнем увеличивает трение в опасной зоне контакта шин с металлом.
- Промышленные покрытия без функций гидроизоляции. Материал используется на деревообрабатывающих предприятиях, в экспедиторских и отгрузочных залах, складах всех типов, на строительных рынках и в заводских помещениях текстильной промышленности. По всей Европе уложены миллионы квадратных метров литого асфальта. Так, например, запасы зерновых культур в Германии складируются именно на полах из литого асфальтобетона.
- Полностью шлифуемые покрытия. Более 5 лет назад в Европе был запатентован метод под названием «битутерраццо». Монолитные покрытия из литого асфальтобетона шлифуются посуху и с добавлением влаги шлифовальным инструментом с алмазным напылением так, что возникает впечатление настоящего мозаичного пола. Изменяя каменные материалы и добавляя, например, алюминиевую крошку, можно добиться ошеломляющих эффектов.
- Покрытия с функцией гидроизоляции. Гидроизоляция мостов, эстакад из бетона и стали. Не будем описывать все возможные варианты систем гидроизоляции. В этих случаях литой асфальтобетон применяется как защитный слой или, другими словами, второй слой гидроизоляции, защищающий первый. Верхним слоем покрытия может быть также литой асфальтобетон. Практика применения литых и мастичных литых асфальтобетонных материалов на полимер-модифицированных битумных вяжущих принята в большинстве развитых стран мира. Это одно из наиболее перспективных направлений применения материала и в России. Его преимущество, в первую очередь, в тонкослойности, гидро-изолирующей способности, уникальных реологических и механических характеристиках упруго-пластичного свойства, отличных сцепных качествах и больших сроках службы.
- Покрытия на подземных и многоярусных парковках. Этот способ применения материала требует от литых асфальтобетонов проявления их гидроизолирующих свойств, износостойкости, беспыльности и легкости уборки.
- Рампы с подогревом. Опасность зимой могут представлять обледенелые въезды на парковки или места разгрузки транспорта. Поэтому между слоями литого асфальтобетона укладывается теплопровод с автоматической регулировкой.
- Озеленение поверхности. Здесь слой гумуса укладывается непосредственно на литой асфальтобетон.
- Строительство гидротехнических сооружений. Пруды, каналы, резервуары могут быть надежно изолированы литым асфальтобетоном.
- Террасы, балконы, крыши. Такие покрытия из литого асфальтобетона тонко-слойны, устойчивы к ударам и ходьбе, водонепроницаемы.
- Покрытия внутри помещений. Важен ответ на вопрос: «Чего мы ждем от монолитного покрытия в помещении?» Если оно должно быть уже через несколько часов пригодным к восприятию нагрузок, не пылить, быть звукоизолирующим, а поверхность быть без стыков, то здесь наилучшее решение — литой асфальтобетон.
Почему мы делаем лучше
«Асфальтобетонный завод № 1» был основан в 1932 г. при участии С. М. Кирова и стал первым специализированным предприятием в Ленинграде по производству асфальтобетонных смесей, необходимых для строительства и ремонта городских улиц и площадей. С 1932 по 1993 гг. предприятием было выпущено около 15 млн. т песчаных, мелкозернистых и крупнозернистых асфальтов.
В 1993 г., став акционерным обществом, завод утвердил свою стратегию развития: выпуск продукции только высокого качества на основе внедрения прогрессивных технологий.
В сфере производства и укладки литых асфальтобетонных смесей ОАО «АБЗ-1» работает более 5 лет.
Накоплен опыт как в производстве самих литых асфальтобетонов, так и в изготовлении модифицированного битумного состава с применением полимеров типа СБС. Предприятие располагает оборудованием немецкого производства, практически не имеющим аналогов в Санкт-Петербурге. Это как укладчики литых смесей, позволяющие менять ширину укладываемой полосы, так и самоходные распределители щебня для придания необходимой шероховатости покрытию из литой смеси. Парк самоходных и прицепных кохеров позволяет доставить к месту укладки до 100 т смеси единовременно.
Испытательная лаборатория ОАО «АБЗ-1» укомплектована оборудованием, позволяющим проводить полный оперативный анализ качества производимой продукции.
Переходя к опыту применения литых смесей в Санкт-Петербурге, стоит отметить первенство в широком освоении этого материала за ОАО «АБЗ-1».
Производство литых смесей, в т. ч. и на полимер-битумном вяжущем, и их укладка начались в 2000 г. С тех пор отремонтированы трамвайные пути по ул. Расстанной (опытный участок), Инженерной, Садовой, Среднем пр. В. О. и т. д.
Приобретен большой опыт по устройству мостовых покрытий по немецкой технологии:
- 2001 г. — разводной пролет моста Александра Невского;
- 2002 г. — Троицкий мост;
- 2003 г. — малые мосты ДПА «Стрельна»; стационарные пролеты Володарского моста;
- 2004 г. — объекты КАД: Большой Обуховский (вантовый) мост через Неву; эстакады в районе Софийской улицы и п. Шушары.
Есть опыт применения литого асфальтобетона и для строительства паркингов жилого комплекса «Морской фасад», а также при устройстве полов.
Применение литого асфальтобетона для покрытия мостов, в т. ч. разводных пролетов, трамвайных путей, парковок, а также полов в складских и промышленных помещениях, его надежность и предсказуемость в самых жестких условиях эксплуатации доказывает правильность выбора этого типа материала. Экономический эффект (60–70%) определяется значительным увеличением сроков службы конструктивных слоев из литого асфальтобетона и весомым снижением эксплуатационных расходов.
Мы надеемся, что литой асфальтобетон, зарекомендовавший себя как надежный материал для гидроизоляции и покрытий мостов, дорог и полов инженерных сооружений, прочно войдет в практику отечественного проектирования и строительства.
Дата: 29.04.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (79)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!