Северо-Западная ТЭЦ подключится к системе теплоснабжения Северо-Запада Петербурга

1 стр. из 1

26 марта губернатор В. Матвиенко приняла участие в церемонии торжественной закладки тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной. Это очень важный для города проект. Ввод в строй магистрали позволит значительно улучшить теплоснабжение Приморского и других северных районов города. Проект экономически очень выгоден и для города, и для Северо-Западной ТЭЦ. Новая магистраль даст городу много дешевого тепла, что позволит не тратить бюджетные деньги на строительство новых котельных, а сэкономленные средства направить на реализацию других важнейших программ.

Проект подачи тепла от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной — один из самых крупных инвестиционных проектов для Петербурга и всего Северо-Западного региона. Это удачный пример государственно-частного партнерства. Участниками проекта стали правительство Санкт-Петербурга, РАО «ЕЭС России» и «Внешторгбанк», банк «Санкт-Петербург» и Государственное унитарное предприятие «Тепло-энергетический комплекс Санкт-Петербурга».

Из нескольких рассматривавшихся вариантов прохождения тепломагистрали выбран наиболее оптимальный. Он отвечает самым строгим экологическим требованиям и не затронет территорию заказника «Юнтоловский». Завершая приветственную речь, губернатор города Валентина Матвиенко поздравила всех с началом работ и сообщила, что принято решение построить магистраль в кратчайшие сроки — к лету 2006 г. — с таким рассчетом, чтобы она вступила в строй к новому отопительному сезону.

С просьбой поподробнее рассказать об этом масштабном проекте, реализация которого недавно началась, мы обратились к президенту Академического центра теплоэнергоэффективных технологий академику РААСН Сергею ЧИСТОВИЧУ.

— Сергей Андреевич, какова историческая судьба проекта тепломагистрали от Северо-Западной ТЭЦ до Санкт-Петербурга?

— Академический центр теплоэнергоэффективных технологий несколько лет занимался вопросами создания оптимальной системы теплоснабжения северо-приморской части Санкт-Петербурга от Северо-Западной ТЭЦ. После серьезных исследований еще в 1998 г. нами был подготовлен первый отчет по этому вопросу. Он прошел согласование на Северо-Западной ТЭЦ, а также в профильных структурах городской администрации (Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по градостроительству и архитектуре), утвержден вице-губернатором Ю. В. Антоновым. Документ назывался «Об-основание выбора оптимального варианта теплоснабжения свеверо-приморской части Санкт-Петербурга». На его основе мы взялись за разработку технологической схемы теплоснабжения.

Как известно, Северо-Западная ТЭЦ находится в 11 км от Санкт-Петербурга. Для транспортировки тепла на это расстояние нами было предложено оригинальное техническое решение, которое не имеет аналогов в мировой практике. Оно сводится к созданию закрытой, замкнутой системы теплоснабжения от ТЭЦ до тепловых подстанций, которые мы предложили разместить на базе уже существующих Приморской и Коломяжской котельных. Тепло, подаваемое от ТЭЦ, будет нагревать воду для открытой системы теплоснабжения Приморского района. Надо отметить, что первоначально тепломагистраль от Северо-Западной ТЭЦ проектировалась по открытой схеме. Но этот подход имеет ряд недостатков, особенно при передаче тепла на значительные расстояния. При использовании же закрытой системы увеличивается надежность сетей, а также значительно упрощается схема рассчетов между городом и станцией за полученное тепло.

Мы разработали принципиальные схемы тепловых подстанций, которые необходимо соорудить в котельных. Здесь будет осуществляться подготовка воды для тепловых сетей. А в случае низких наружных температур и, соответственно, недостаточности тепла, поступающего от Северо-Западной ТЭЦ, в котельных вода будет догреваться до необходимых значений. Таким образом, станция должна стать базовым источником тепла, а котельные принимали бы на себя пиковые нагрузки.

Отчет, в котором была представлена описанная технологическая схема, был подготовлен Центром теплоэнергоэффективных технологий в 2000 г. Тогда же он прошел множество рассмотрений и согласований — на Северо-Западной ТЭЦ, в Комитете по энергетике и Комитете по экономике городской администрации. В итоге было принято решение работать далее в соответствии с разработанной нами схемой. Затем между губернатором Санкт-Петербурга Владимиром Яковлевым и председателем РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом был подписан договор о поставках тепла от Северо-Западной ТЭЦ в тепловую сеть города.

— Почему же тогда строительство теплотрассы не началось еще пять лет назад?

— Дело в том, что на стадии подписания договора весь процесс и затормозился. Никак не удавалось согласовать технические условия приема тепла. По сути дела, городские власти предлагали, чтобы в пиковом режиме работали не котельные, а именно Северо-Западная ТЭЦ. А это полностью противоречит мировой практике и элементарному здравому смыслу. Ведь тепло ТЭЦ значительно дешевле и экологичнее того, что вырабатывают котельные. Судите сами, фактически основная задача станции — производство электрической энергии. Тепло же в данном случае является своего рода добавочным продуктом, производство которого не требует никаких дополнительных затрат.

Вообще, Северо-Западная ТЭЦ является самой первой современной, лучшей станцией в России. На ней используются новейшие ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, обеспечивающие совместную выработку тепла и электричества, благодаря чему к. п. д. станции достигает 85%. В конце 2000 г. в эксплуатацию был введен первый энергоблок станции, который помимо электроэнергии вырабатывает 350 Гкал тепла в час. И по сей день оно утилизируется (то есть фактически выбрасывается) через градирни в атмосферу.

И вот эти самые тепловые мощности, для транспортировки которых в Санкт-Петербург требуется еще построить теплотрассу, предлагалось использовать исключительно для гашения пиковых наргузок. Довольно долго дело находилось в тупике, пока, наконец, в 2004 г. технические условия не были согласованы. Между губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко и председателем РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом был подписан договор о строительстве теплотрассы, связывающей Северо-Западную ТЭЦ с северо-приморской частью города.

— Каково же положение на настоящий момент?

— После заключения договора начались работы по проектированию тепломагистрали.Разработку документации ведет Северо-Западный филиал ВНИПИ Энергетической промышленности.

Магистраль проектируется методом надземной прокладки. Это обусловлено тем, что, во-первых, такое строительство значительно дешевле, а во-вторых, под землей запрещено бесканально прокладывать трубы диаметром более 800 мм. Процесс проектирования движется довольно медленно. Среди причин этого можно отметить и то, что за период, прошедший с 2000 г., вдоль Лахтинского разлива, где должна была пролегать теплотрасса, были построены частные элитные дома и коттеджи. Это вынуждает проектировать строительство магистрали в обход новых построек, что в свою очередь удлиняет ее почти до 12 км.

На сегодняшний день завершена рабочая проектная документация на участок длинной около 4,5 км. Надо полагать, именно на этом отрезке и будут начинаться в настоящее время строительные работы. Полностью проект теплотрассы будет подготовлен к III кварталу 2005 г. Строительство же магистрали поручено управляющей компании — ЗАО «Тепломагистраль».

Что касается тепловой подстанции, то работы по ее проектированию пока даже не начались. Боюсь, это может серьезно задержать получение Санкт-Петербургом тепла от Северо-Западной ТЭЦ. Подстанция эта достаточно сложна по техническому решению и отличается очень большой мощностью (сопоставимых с ней в России не существует). Предусмотрено использование множества пластинчатых теплообменников, а также семи групп подогревателей большой мощности. На право проектирования подстанции был проведен специальный тендер. Конкурс выиграла компания «Лонас-технология», но пока не заключен договор и не получено техническое задание. Сотрудники этой фирмы по собственной инициативе осуществляют предварительные проектные проработки подстанции.

— Сергей Андреевич, а в чем выгода получения тепла именно от Северо-Западной ТЭЦ для Санкт-Петербурга и его жителей?

— Прежде всего выгода заключается в том, что себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой на Северо-Западной ТЭЦ, значительно ниже, чем в котельных. Вопрос тарифов, оплаты за поступающее от станции в город тепло будет решаться соответствующим договором между Санкт-Петербургом и РАО «ЕЭС». Но как бы то ни было, тепло от Северо-Западной ТЭЦ будет обходиться городу существенно дешевле, что даст соответствующую экономию бюджету.

Второй важнейший фактор — возможность быстрого и беспроблемного обеспечения теплом новой застройки в северо-приморской части Санкт-Петербурга. А ведь ни для кого не секрет, что, с одной стороны, тепловых мощностей там не хватает (по данным Комитета по энергетике городской администрации, дефицит составляет примерно 230 Гкал в час), а с другой — именно в Приморском районе в настоящее время идет наиболее активное строительство.

Третий момент — существенное улучшение экологической обстановки в районе. Согласно результатам проведенных исследований, загрязнение окружающей природной среды от Северо-Западной ТЭЦ во много раз меньше, чем от городских котельных. Немаловажно и то, что станция находится на значительном удалении (11 км) от жилых массивов.

Четвертый аспект, на который необходимо обратить внимание, это заметное повышение качества и надежности теплоснабжения северо-приморской части Санкт-Петербурга. При возникновении аварии или каких-либо нештатных ситуаций на одном из источников тепла имеется резервный, который гарантирует бесперебойное снабжение района.

— Насколько я знаю, несколько лет назад городскими властями было утверждена программа модернизации и увеличения мощности котельных в северной части Санкт-Петербурга — Коломяжской, Приморской, Молодежной. Имеет ли смысл реализация этих проектов теперь, когда город получит тепло от Северо-Западной ТЭЦ?

— На тех объектах, где работы уже развернулись, бросать их, безусловно, неразумно. Например, на Приморской котельной строится дополнительный котел, который должен значительно увеличить ее производительность. Другое дело, что программа эта, надо полагать, будет существенно сокращена и переориентирована.

Кроме того, был проект, получивший утверждение у прежнего губернатора Санкт-Петербурга, Владимра Яковлева. Смысл его сводился к созданию в северо-приморской части города системы теплоснабжения закрытого типа. Эта концепция связана с огромными финансовыми затратами при весьма сомнительном экономическом эффекте. Дело в том, что для реализации такого проекта необходимо переоборудовать все центральные тепловые пункты. Затем в каждом здании нужно поставить индивидуальные тепловые пункты с теплообменниками, которые закрыли бы системы отопления и горячего водоснабжения от внешней тепловой сети. И, наконец, надо поменять всю внутридомовую трубопроводную систему, установив повсюду пластиковые трубы. Дело в том, что наша невская вода отличается повышенной агрессивностью, и трубы горячего водоснабжения выходят из строя всего после 2–3 лет эксплуатации. При открытой же системе теплоснабжения вся вода на станциях проходит специальную подготовку — обескислороживание, удаление углекислого газа, стабилизацию уровня pH и пр. Эти меры значительно снижают остроту проблемы внутренней коррозии труб горячего водоснабжения и увеличивают срок их эксплуатации до 30–40 лет.

В общем, проект этот был, мягко говоря, труднореализуемым, особенно учитывая отсутствие излишка средств в городском бюджете. Недавно принято решение от него отказаться, что, на мой взгляд совершенно разумно. Получение тепла от Северо-Западной ТЭЦ, безусловно, более обоснованно — и энергетически, и экономически, и экологически.

Дата: 29.04.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (79)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!