О проекте Лесного кодекса РФ

1 стр. из 1

В Санкт-Петербургскую государственную лесотехническую академию им. С. М. Кирова поступили проекты федеральных законов «Лесной кодекс Российской Федерации»№ 136515-4 и «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» № 136524-4 с пояснительными записками к ним, которые должны в ближайшее время обсуждаться в Государственной думе РФ. Данные материалы были размножены и распространены по факультетам и кафедрам для ознакомления и обсуждения. Материалы данной статьи представляют собой частное мнение авторов по проектам указанных законов и не являются выражением общей позиции СПб ГЛТА.

Представленный проект Лесного кодекса (ЛК) состоит из общей и специальной частей. Первая включает в себя 11 глав (93 статьи), вторая — 2 главы (20 статей). Текст комментариев построен по принципу последовательного освещения содержания рассматриваемого проекта; статьи, не изменившие своего значения по сравнению с действующим ЛК, не комментируются.

Глава 1 общей части начинается с перечня основных принципов, исходя из которых был составлен текст представленного на обсуждение закона (ст. 1). Данный перечень является квинтэссенцией принципов, перечисленных в ст. ст. 2, 50, 54 и 79 действующего в настоящее время Лесного кодекса, принятого Государственной думой 22.01.1997 г. Перечисленные вст. 1 проекта ЛК принципы являются, безусловно, важными и не вызывают сомнений в своей актуальности, однако вызывает сомнение текст принципа № 10, который гласит: «Недопустимость совмещения функций органов государственной власти по принятию нормативных правовых актов с функциями по управлению лесами и функциями по контролю и надзору в области использования, охраны и воспроизводства лесов». Из текста данного принципа неясно, на основе каких принципов и правовых актов будет осуществляться разделение указанных функций и какие конкретно государственные структуры будут выполнять управление лесами, а какие — контроль и надзор.

В проекте ЛК впервые дано определение понятия «лес» (ст. 5), однако если в действующем ЛК (ст. 10) было ясно указано, какие леса не входят в лесной фонд РФ — расположенные на землях обороны и землях городских поселений (городские леса), то в представленном проекте этот вопрос раскрыт очень расплывчато: «Леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях других категорий» (ч. 2, ст. 5). Более того, согласно ст. 10 проекта, городские леса относятся ко второй категории защитности лесов I группы.

Одним из наиболее существенных новшеств (вызывающих серьезные сомнения в их целесообразности), вводимых проектом ЛК, является принципиально новое деление лесов на группы. По-прежнему сохраняется традиционная модель, так называемая доминантная, согласно которой все леса лесного фонда подразделяются на группы в соответствии с их экономическим, экологическим и социальным значением, месторасположением и выполняемыми функциями. В отличие от принципов давно принятого деления, законодательно закрепленных ст. 55 действующего ЛК, ст. 9 рассматриваемого проекта распределяет леса следующим образом: «К лесам I группы относятся защитные леса. К лесам II группы относятся все леса, не отнесенные к лесам I и III групп. К лесам III группы относятся резервные леса, которые не предполагается вовлекать в эксплуатацию в ближайшие двадцать лет». Также, согласно ст. 19 проекта, «Заготовка древесины в лесах III группы не производится».

Согласно действующему ЛК (ст. 58), «к лесам III группы относятся леса, имеющие преимущественно эксплуатационное значение»; согласно данной статье, леса III группы подразделяются на освоенные и резервные.

То есть, согласно рассматриваемому проекту, в леса II группы включаются освоенные леса III группы (имеющие преимущественно эксплуатационное значение) и леса, относимые в настоящее время ко II группе: «…леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, …леса, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования» (ст. 57 действующего ЛК). Следует отметить, что такой перевод лесов вызывает серьезные опасения за возможные последствия, поскольку допускаемые организационно-технические параметры лесосек в лесах данных групп, согласно действующим правилам рубок главного пользования, существенно различались.

Неясно, исходя из каких принципов будет производиться отнесение лесов к III группе по предлагаемой в проекте классификации. Согласно Приказу Рослесхоза от 27.06.1997 г. № 83, эти леса должны являться источником получения древесины для местных нужд и одновременно имеют важное водоохранное, водорегулирующее, почвозащитное, климатоулучшающее, санитарно-гигиеническое и экологическое значение, обеспечивают условия традиционного проживания коренных малочисленных народов и этнических общностей. Из текста проекта можно сделать вывод о том, что теперь во главу угла будет ставиться исключительно экономическая доступность лесных ресурсов. Также неясно, исходя из каких соображений выбрана цифра 20 лет, почему не 15, не 25 и т. д.

По-прежнему леса I группы подразделяются на категории защитности: в проекте выделено три основные группы, в которые вошли все ранее представленные в действующем ЛК. Однако следует отметить тревожный факт, что из проекта удалены некоторые статьи (ст. ст. 125, 126 и 127), отдельно оговаривающие статус природных заповедников, национальных и природных парков, находящихся на территории лесного фонда.

Глава 2 рассматриваемого проекта указывает виды и порядок пользования лесом. Ст. 14 «Обязанности лесопользователей», аналог ст. 83 действующего ЛК, существенно урезана: из имеющихся в настоящее время 17 пунктов оставлено 8, причем из перечня обязанностей удалены такие существенные, как: «…сдавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа управлениялесным хозяйством после завершения на них работ»; «приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда…»; «не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки».

Ст. 15 проекта обязывает лесопользователей самостоятельно вести лесное хозяйство (работы по охране и воспроизводству лесов), кроме случаев аренды лесного участка сроком до 1 года (ст. 65 проекта).

Ст. 17 вводит принципиально новое для лесопользователей понятие — «лесная декларация», т. е. «заявление лесопользователя о соответствии осуществляемой им деятельности, связанной с использованием, охраной и воспроизводством лесов, требованиям лесного законодательства». На основе лесной декларации, составляемой в соответствии с лесным законодательством и техническими регламентами, лесопользователь осуществляет пользование лесом. Причем декларация подается за месяц до декларируемого периода и считается одобренной «по умолчанию», т. е. если в ответ на нее не приходит предписание о несоответствии декларируемых сведений законодательству и регламентам, которое может быть оспорено в суде. В перечень данных, входящих в лесную декларацию, помимо указанных в ст. 33 действующего ЛК входят «мероприятия по развитию инфраструктуры лесного участка на последующие 5 лет или до окончания срока лесопользования и перспективные планы лесопользователя по видам и объемам лесопользования на последующие 5 лет или до окончания срока лесопользования».

Перечень видов пользования лесом (ст. 80 действующего ЛК), согласно ст. 18 проекта, оставлен без изменений. Однако из ст. 19 проекта «Заготовка древесины» (аналог ст. 113 действующего ЛК) исключено понятие о заготовке древесины «при рубках промежуточного пользования» и оставлены только рубки главного пользования и прочие рубки. Отдельно проведение рубок ухода регламентируется ст. 41 проекта. Отдельной статьей в проекте (ст. 22) прописаны правила побочного лесопользования. Статьи действующего ЛК, касающиеся заготовки живицы (ст. 119), второстепенных лесных ресурсов (ст. 120) и рекреационного лесопользования (ст. 123), оставлены практически без изменений (ст. ст. 20, 21, 25). Что ка-сается пользования лесом для веденияохотничьего хозяйства, а также для научно-исследовательских целей (ст. ст. 121 и 122 действующего ЛК), то, согласно ст. ст. 23 и 24, из проекта удален один важный принцип: «Участки лесного фонда для организации спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование» (ст. 121) и «Проведение научно-исследовательских работ на участках лесного фонда соответствующими организациями осуществляется бесплатно». В соответствующих статьях проекта сказано только, что порядок пользования лесом для указанных нужд «…определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов», т. е.,по всей видимости, принцип бесплатности данных видов лесопользования отменяется.

Следует особо отметить, что из проекта кодекса исключены статьи, определяющие правовое положение лесхозов, образовательных учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, а также лесов, находившихся во владении сельскохозяйственных организаций (сельских лесов) — соответственно ст. ст. 128 и 130 действующего ЛК. В этой связи становится неясной дальнейшая судьба этих организаций, а также каким образом предлагаемое законодательство будет учитывать специфику их работы.

Как уже отмечалось выше, обязанности по охране и воспроизводству лесов во многом перекладываются на лесопользователей (арендаторов). Глава 3 проекта (ст. 30, ч. 3), соответствующая главе 12 действующего ЛК, гласит: «Охрана леса от вредных воздействий природного характера и воспроизводство лесов осуществляются лесопользователями, ведущими лесное хозяйство». Здесь же указано, что на участках, не переданных гражданам и юридическим лицам в пользование с условием ведения лесного хозяйства, работы по охране и воспроизводству лесов осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным фондом.

Отдельной статьей (ст. 35) в проекте описываются способы и случаи проведения санитарных рубок.

В проекте существенно расширена глава 4, касающаяся воспроизводства лесов (ст. ст. 37–41), соответствующая главе 11 действующего ЛК; отдельными статьями рассмотрены вопросы лесовосстановления (ст. 38), лесоразведения (ст. 39), лесного семеноводства и сохранения генетического разнообразия лесов (ст. 40), а также рубки и ухода за лесом (ст. 41). Однако из действующего ЛК оказываются исключенными вопросы обязанностей лесопользователей по воспроизводству лесов (ст. 90) и обязанностей лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством по повышению продуктивности лесов (ст. 91). Особо отметим, что ст. 90 действующего ЛК гласила: «Лесопользователи обязаны соблюдать требования к сохранению оптимальных условий для воспроизводства лесов. Эти требования должны учитываться при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины» и далее: «Лесопользователи обязаны применять на работах технику и технологии, в отношении которых в установленном порядке проведена государственная экологическая экспертиза и которые обеспечивают надежное сохранение и воспроизводство лесов». То есть в действующем ЛК законодательно закреплены принципы экологизации разрабатываемых технологий лесосечных работ и техники. Из проекта кодекса эти принципы оказались исключены.

Глава 5 (ст. ст. 42–44) проекта рассматривает право собственности на лесные участки. Как и в действующем Лесном кодексе (ст. 19), в рассматриваемом проекте (ст. 42, ч. 1) указано: «Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности», однако часть 2 ст. 42 проекта гласит: «Лесные участки могут находиться в государственной собственности, собственности муниципальных образований граждан и юридических лиц»; часть 7 той же статьи гласит: «Лесные участки, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, переводу в иную категорию земель не подлежат». Следовательно, представленный проект допускает частную собственность на лес, в то время как в действующем ЛК записано (ст. 12): «Купля-продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются», а ст. 34 того же ЛК гласит: «Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат переходу в собственность арендатора по истечении срока аренды. Выкуп арендованных участков запрещается». Исключение указанных принципов и введение частной собственности на лес вызывает вполне понятные опасения, и результаты таких новшеств должны быть многократно просчитаны. Также необходимы подзаконные акты, исключающие злоупотребления в данном вопросе (широко известны их примеры престижных местах Московской и Ленинградской областей), особенно это касается лесов I группы.

Продолжение в следующем номере.

Дата: 17.05.2005
И. В. Григорьев, О. И. Григорьева
"ЛесПромИнновации" 3 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!