Спасти инвестиционный проект и не только его…

1 стр. из 1

В Таврическом дворце в начале апреля прошел «круглый стол», названный организаторами (Агентство «Росбалт») «Состояние и перспективы лесного сектора Северо-Запада».Многоплановым, надо сказать, получился «круглый стол». Эмоциональным было выступление члена Консультативного комитета по бумаге и древесным продуктам ФАО ООН, заведующего кафедрой технологии целлюлозы и композиционных материалов СПб государственного технологического университета растительных полимеров профессора Э. Л. АКИМА. Оно заметно всколыхнуло заскучавшую было журналистскую братию. А в дальнейшем удалось взять и интервью у профессора.

–Эдуард Львович, Ваше выступление лично мне показалось несколько неожиданным. Думаю, что такое выступление было бы уместным и на заседании Правительства Российской Федерации. Какова цель Вашего выступления на подобном мероприятии?

— В своем выступлении я хотел остановиться на проблемах, связанных с глубокой комплексной переработкой древесины непосредственно в регионе ее произрастания. Начал с некоторых достаточно убедительных, на мой взгляд, цифр. Например: в России мы имеем четверть лесных запасов мира. Наиболее важными при этом мне видятся процессы вырубки и воспроизводства. По моему глубокому убеждению, в связи с этим большое значение приобретает вопрос космического мониторинга за организацией лесопользования, поднятый на совещании руководителем Федерального агентства лесного хозяйства В. П. Рощупкиным. И прежде всего потому, что объемы незаконных рубок сегодня и контроль за этим — одна из основных глобальных проблем.

Не менее важна проблема и более эффективной комплексной глубокой переработки древесины непосредственно в регионе ее произрастания. Это один из кардинальных путей решения проблемы борьбы с бедностью, повышения занятости трудоспособного населения практически для всех важнейших лесных регионов России.

Давайте посмотрим, как обстоит дело с этим в России сегодня. Приведу цифру, которая может заставить задуматься: при четверти мировых запасов леса доля России в мировом производстве бумаги и картона упала с 5,2 % (лет 20 назад) до менее чем 2,0 % сегодня. Это лучше, чем в 1995 г.(1,1%), но, тем не менее, мы имеем очень низкий уровень глубокой переработки древесины. Более того, за последние 3 года во внешней торговле России сформировался отрицательный торговый баланс по бумаге и картону, разрыв по данным 2003–2004 гг. уже составляет свыше полумиллиарда долларов в год. Т. е. самая богатая лесом (сырье, из которого делается бумажная продукция) страна мира сегодня импортирует бумаги и картона в год на сумму $0,5 млрд., превышающую объем экспорта.

Что же нам мешает активно переходить к глубокой переработке? Причины можно показать на примере проблем, возникающих при реализации самого крупного инвестиционного проекта лесопромышленного комплекса России — на Светогорском целлюлозно-бумажном комбинате (Выборгский район Ленинградской обл.).

— Эта часть Вашего выступления показалась мне, действительно, наиболее интересной. Расскажите об этом поподробнее.

— В коренную реконструкцию Светогорского комбината за последние годы вложено уже порядка $200 млн. Это принесло большую, бесспорную пользу производству, позволило повысить качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции, улучшить экологическую ситуацию. Сейчас рассматривается реализация дальнейших инвестиционных проектов собственника комбината — крупнейшей мировой компании «Интернейшнл Пейпа», и в частности — строительство производства беленой химико-термомеханической массы (БХТММ). Стоимость такого проекта — порядка $150 млн. Параллельно там осуществляется реконструкция 1-й и 4-й бумагоделательных машин. Предполагается вложить инвестиций на общую сумму около $250 млн.

Что это может дать? Приведу еще один пример.

Рядом со Светогорском, в Финляндии, стоит завод, который производит 200 тыс. тонн БХТММ в год. За прошлый год этот завод закупил в России 500 тыс. куб. м осиновой древесины при стоимости экспортной за кубометр  -  20–22 (официальные данные). Таким образом этот завод вывез осинового сырья из России на сумму  -  10 млн. Цены же БХТММ на европейских рынках составляют сегодня от  -  350 до 550 за тонн.

Таким образом, этот завод дает продукции на сумму от -  70 до 110 млн. в год. Добавочная стоимость — от  -  60 до 100 млн. в год. Совсем неплохо! Казалось бы, при таких параметрах глубокой переработки древесины проект строительства на Светогорском комбинате производства БХТММ должен встретить понимание и поддержку со стороны всех органов государственной власти. И, действительно, правительство Ленинградской области, представительство Президента по СЗФО поддерживают этот проект. Но со стороны так называемых надзорных органов возникает такое количество замечаний, что это может привести к приостановлению этого проекта. Интересна ли такая волокита для компании «Интернешнл Пейпа»? Абсолютно не интересна! Не встретив понимания с «русской» стороны, она может этот объем инвестиций направить не на Светогорский комбинат, а на заводы, находящиеся в других местах, потому что эта компания имеет производства в 30 странах мира.И мы можем получить повторение печального эпизода, когда крупная компании ушла из нашего региона примерно по тем же причинам. Поэтому я и заострил внимание собравшихся на этой проблеме, учитывая присутствие на «круглом столе» представителей лесопромышленного комплекса регионального и федерального уровня, и прежде всего — руководителя Федерального агентства лесного хозяйства РФ В. П. Рощупкина.

Мне кажется, что без оказания всестороннего содействия крупнейшему инвестиционному проекту лесного комплекса России за последние годы все может пойти не в ту сторону. Потому что сегодня этот проект имеет определяющее значение с точки зренияпривлечения крупных инвестиций в производства по глубокой переработке древесины. Экспорт круглого леса, на долю которого у нас приходится около 55 % общего объема лесобумажного экспорта (в пересчете на круглый лес), вещь очень простая и очень удобная, но это путь в никуда, и на этом пути мы не добьемся ни удвоения ВВП, ни решения проблем борьбы с бедностью.


Комментарий редакции


Конечно, очень важно, что профессор Э. Л. Аким на серьезном собрании, в присутствии прессы, поднял вопрос, решение которого может привести к реализации многих проблем, стоящих как перед регионами, так и перед страной, перед обществом.

Очень важно также, что это было доведено до сведения высшего руководителя Агентства лесного хозяйства РФ, т. е. до правительства. Может быть, так и получится, как это часто бывало на Руси — «барин приезжал и судил так, как надо».

Но в очередной раз возникают сомнения в правильности укоренившегося в стране стиля, когда по каждому вопросу нужно обращаться «наверх». Мы глубоко уверены, что управлять такими процессами (особенно в таких тонких сферах, как инвестиции) должен закон.

Но когда же такой закон появится и что он из себя должен представлять? Обратимся к важнейшему из уже принятых.

С 1 июля 2003 г. вступил в силу и действует Федеральный закон «О техническом регулировании». Реформаторский закон разделил существовавшую до этого на государственном уровне контрольно-надзорную деятельность. Теперь государство несет ответственность за безопасность, за защиту жизни здоровья и окружающей среды, т. е. то, что определено безопасностью в Законе, и одновременно защищает от обмана на рынке.

Основными целями реформирования, как известно, являются:
1. Снижение административного давления на предпринимателей (производителей);
2. Устранение излишних торговых барьеров, в том числе во внешней торговле;
3. Защита рынка от опасной и фальсифицированной продукции.

В проблеме со Светогорском явно не видно законного достижения первых двух целей. Вопросы можно было бы безболезненно решить с помощью технических регламентов, которые должны сформировать новую систему технического регулирования, в том числе и по таким вопросам, как урегулирование проблем, связанных с инвестициями. Технический регламент — это документ, который должен быть принят международным Договором Федерации, или Федеральным законом, или утвержденный указом Президента, или Постановлением Правительства РФ; он устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, продукции, в том числе зданиям, строениям, сооружениям, процессам производства, эксплуатации, перевозкам, реализации и утилизации. Т.е. это закон, обязательный для исполнения как предпринимателями, так и чиновниками. Пока он не принят, всё упирается в старые порядки.

С прошлого года на столе в Правительстве лежит несколько десятков регламентов (думается, там есть документы и из лесного ведомства). Все они должны быть рассмотрены Думой и приняты в качестве законов. Но до сих пор ни один не принят. А, следовательно, успешно решать свои проблемы могут только структуры, приближенные к …, т. е. те, кто может прийти, поговорить, составить нужную бумагу — и все дела.

Но далеко не у всех есть доступы в коридоры власти…

В сложившейся ситуации снижение «административного давления на предпринимателя» и «устранение излишних барьеров в торговле» откладывается на неопределенный срок (в соответствии с законом о техническом регулировании — до 2010 г., но ходят слухи, что высшие чиновники просят продлить этот срок еще на 2–3 года). Бесконечное затягивание решения этих вопросов только на руку бюрократическим структурам, особенно из так называемых «надзорных органов», на которые ссылается профессор Э. Л. Аким…

Недавно в одном из интервью зам. генерального директора ФГУ «Тест-С-Пб» Г. Н. Иванова заявила: «Я думаю, что нужно узаконить нормальный процесс разработки технических регламентов. Без этого получается, что никто не знает, чем и в какие сроки нужно заниматься, все как бы затаились и ждут: а что же будет дальше? В разработке и принятии таких документов должны участвовать технические эксперты, а в Думе сегодня в основном юристы и бывшие военные, специалистов по техническим регламентам почти нет. О каких темпах и уровне проработок может идти речь?»…

Дата: 17.05.2005
по материалам редакции
"ЛесПромИнновации" 3 (5)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!