Нормативно-правовое регулирование транспортировки углеводородов в арктической зоне

1 стр. из 1

Международные и национальные законодательные акты и нормы

При транспортировке углеводородов водными путями требования по охране окружающей среды (ОС) и человеческой жизни регламентируются рядом международных документов, соглашений и программ, законами и актами РФ и СССР, правопреемником которого является РФ, а также межотраслевыми и ведомственными нормативно-техническими документами (см. схему).
Основополагающим документом в области защиты окружающей среды (ЗОС) от загрязнения с судов является Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78) с Протоколом изменений 1978г. и Приложениями.
МАРПОЛ-73/78:
 - является обязательным для всех государств-членов Международной морской организации (ИМО) (их 79, в том числе Россия);
 - с поправками указывает меры, направленные на предотвращение загрязнения, вызываемого как авариями, так и повседневной эксплуатацией;
 - Приложения I–V к Конвенции касаются вопросов загрязнения моря нефтью, вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом, вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке, сточными водами и мусором;
 - Приложение VI, принятое в сентябре 1997г., касается предотвращения загрязнения атмосферы с судов и устанавливает пределы эмиссии оксидов серы и азота от энергетической установки судна.

Схема нормативно-правового регулирования

Позднее, на сессиях Ассамблеи ИМО, отдельными резолюциями было принято большое число технических и организационных предложений по частным вопросам проблемы защиты ОС, которые в различной степени дополняют основные положения МАРПОЛ-73/78.

Наиболее важным документом по охране человеческой жизни на море является подготовленная ИМО Международная Конвенция СОЛАС-74 и Протоколы 1978 и 1988 к ней с поправками 19931999гг., которая вошла, в частности, в Правила Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС).

Конвенция СОЛАС-74:
 - устанавливает всесторонний ряд минимальных стандартов по безопасной конструкции судов и основному оборудованию по безопасности (противопожарному, навигационному, спасательному, радиооборудованию и др.), которое должно находиться на борту;
 - требует, чтобы судно и его оборудование поддерживались в состоянии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опасности для судна и людей, находящихся на борту;
 - содержит эксплуатационные инструкции, в частности, по порядку действий в случае аварии, и предусматривает регулярные освидетельствования и судна, и его оборудования, выдачу свидетельств о соответствии.
 
Важным документом в области защиты окружающей среды (ЗОС) от загрязнения с судов является Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) (XVIII Сессия МЕРС ИМО, 1993г.), вошедший в качестве Главы IX в Международную конвенцию СОЛАС-74 и содержащий требования по обеспечению безопасности и предотвращению загрязнения.

Цель МКУБ — обеспечение безопасности на море, предотвращение несчастных случаев или гибели людей и избежание вреда окружающей среде. В Кодексе регламентируются система управления безопасностью (СУБ) судов; функциональные требования к СУБ; политика судовых компаний в области безопасности и защиты окружающей среды, в т.ч.:
 - ответственность управленческого персонала по безопасности и предотвращению загрязнения;
 - обеспечение ресурсами персонала;
 - ответственность и полномочия капитана;
 - разработка планов действий в аварийных ситуациях;
 - ведение документации о несоблюдении требований, авариях и опасных происшествиях и их анализ;
 - техническое обслуживание, ремонт судна и оборудования;
 - освидетельствование, проверка и контроль, осуществляемые компанией.
 
Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) направлен на реализацию национальных и международных требований, установленных Главой XI Международной конвенции СОЛАС-74 и направленных на обеспечение безопасности мореплавания и морских перевозок, что особенно важно для перевозки опасных грузов в экологически уязвимых районах арктического шельфа.

Материал, связанный с последними достижениями безопасной эксплуатации нефтяных танкеров у терминалов и причалов, представлен в Международном Руководстве по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов (ISGOTT), 1997. В Руководстве приведены рекомендации по безопасной перевозке и перегрузке сырой нефти и нефтепродуктов на танкерах и терминалах; описаны методы производства работ с целью обеспечения безопасности их выполнения, при этом материал представлен таким образом, что в каждой главе описывается порядок производства определенного вида работ.

Помимо ИМО, в ООН входят следующие международные организации, которые разрабатывают требования по предотвращению загрязнения морской среды и атмосферы, а также по охране труда и здоровья моряков и населения прибрежных зон:
 - Международная организация стандартизации (ИСО), выпустившая, в частности, нормы шума, вибрации и качества. Последние нормы вошли в Российские стандарты.
 - Международная организация труда, выпустившая более чем за 80 лет своего существования десятки конвенций об условиях труда и отдыха экипажей судов, которые учитываются национальными профсоюзными органами, в частности, в России Российским проф­союзом моряков, при подготовке Правил по технике безопасности.
 - Всемирная организация здравоохранения, выпустившая за десятки лет несколько редакций международных медико-санитарных Правил, которые положены в основу российских Санитарных правил для морских судов.
 
Требования МАРПОЛ-73/78 и других Международных документов учтены в соответствующих Правилах Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС):
 - «Правила по предотвращению загрязнения с судов», 2005;
 - «Руководство по техническому наблюдению за соблюдением технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при изготовлении и эксплуатации судовых энергетических установок», 2004г., «Руководство на надзору за предотвращением загрязнения атмосферы с судов», 1999г. Руководства определяют порядок, методы и объем надзора РМРС за соответствием дизелей, установленных на судне, международным нормам выбросов и выдает или подтверждает Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы.

Охрана окружающей среды Арктики

Особое внимание уделяется защите от загрязнения Арктики. В 1997г. была завершена разработка стратегии защиты окружающей среды Арктики, которую подписали Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Россия, Финляндия, Швеция.
Стратегия требует принятия мер, обеспечивающих выполнение самых строгих международных норм, касающихся всех выбросов, независимо от их происхождения в рамках Конвенций, Программы арктического мониторинга и оценки для контроля уровня и оценки влияния антропогенных загрязнителей во всех компонентах ОС Арктики, Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике, 1997.

Все суда, следующие по Северному морскому пути (СМП), в соответствии с «Требованиями к конструкции, оборудованию и снабжению судов, следующих по Северному морскому пути» должны:
 - удовлетворять требованиям действующих Международных конвенций и Кодекса ИМО;
 - иметь закрытую сточную систему с установкой для биологической очистки или для физикохимической обработки и обеззараживания сточных вод, производительность которой достаточна для одновременной обработки сточных и хозяйственно-бытовых вод;
 - иметь сборную цистерну для сбора отходов (шлама) из установки очистки стоков с вместимостью, достаточной для автономного плавания судна в течение 30 суток;
 - иметь сепаратор для льяльных вод, обеспечивающий содержание нефти в сбросе не более 15 млн-1, и накопительные цистерны для хранения запрещенных к сбросу на трассе СМП загрязненных нефтепродуктами льяльных, промывочных и балластных вод при автономном плавании в течение 30 суток;
 - иметь установку для сбора и уничтожения (сжигания) мусора и производственных отходов, загрязненных нефтепродуктами (отходы сепарации и фильтрации топлива, масла, обтирки и т.п.), или емкость для хранения таких отходов, вместимость которой достаточна для автономного плавания судна в течение 30 суток.

Окончание читайте в следующем номере

Дата: 31.05.2005
В. В. Минин, Н. А. Вальдман
"НефтьГазПромышленность" 3 (15)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!