Иран – имя женское

1 стр. из 1

Десятая юбилейная международная нефтегазовая и неф­техимическая выставка IRAN OIL SHOW 2005 проходила в Выставочном центре Тегерана с 14 по 17 апреля и собрала рекордное количество участников и посетителей — в ее работе приняли участие 691 иранская и 438 зарубежных компаний. В 12 павильонах на площади 50 тыс.м2 были представлены производственные технологии, неф­тепромысловое и геофизическое оборудование, оборудование для добычи газа, шельфовое и газоперерабатывающее оборудование, системы безопасности, оборудование и технологии тушения пожаров на скважинах, трубы, продукты нефтехимии, хранилища и автоклавы, теплообменники, насосы, компрессоры, транспортные средства, системы наземной и водной транспортировки, энергетическое оборудование, системы очистки промышленных вод, оборудование для контроля загрязнения почвы, рециркуляции отходов, очистки промышленных вод.

В числе постоянных иностранных участников следует назвать Россию, Украину, Германию, Австрию, Австралию, Республику Чехия, Британию, Данию, Испанию, Францию, Италию, Финляндию, Польшу, Канаду, Бельгию, Норвегию, Швецию, Швейцарию, Нидерланды, Турцию, Индию, Кувейт, Катар, США, Сингапур, Таиланд, Пакистан, Новую Зеландию, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Китай, Японию и Южную Корею.

Полезная информация

Иран сегодня относят к числу крупнейших нефтегазовых государств на земном шаре. В недрах страны к началу третьего тысячелетия разведаны и доказаны запасы нефти, которые позволяют Ирану войти в пятерку богатейших государств по этому виду углеродного сырья после Королевства Саудовская Аравия, Иракской Республики, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. По добыче нефти Иран занимает четвертое место в мире после Саудовской Аравии, США и Российской Федерации.
Более двух третей производимой в стране нефти направляется на экспорт, обеспечивая ей твердую валюту в нефтедолларах и расширяя ее торгово-экономические отношения с зарубежными государствами, в том числе с Японией, Южной Кореей, Великобританией, Китаем, Турцией, Таиландом, Индией, Бразилией и Тайванем.

Нефтеперерабатывающие мощности Ирана позволяют перерабатывать более трети добываемой в стране нефти, а часть продукции нефтеперерабатывающих предприятий направляется на экспорт, что весьма важно с точки зрения перехода страны от экспорта нефти в сыром виде к экспорту готовых нефтепродуктов.

Иран по запасам природного газа — одного из главных компонентов мирового топливно-энергетического баланса, занимает второе после России место в мире. По данным Министерства нефти Ирана, запасы природного газа оцениваются в 27 трлн.м3, что составляет 18% от общемировых запасов. Половина запасов иранского газа находится на материковых, и столько же на шельфовых (в ­Персидском ­заливе) месторождениях. Газовые месторождения Ирана также богаты газовым конденсатом. В 2002г. Министерство нефти Ирана выделило $4 млрд. на реализацию проектов по переводу на потребление природного газа объектов промышленности, автомобилей, городских автобусов и такси.

К стратегически важным задачам развития руководство страны относит разведку и разработку газовых месторождений в приграничных с соседними государствами районах. Важнейшим направлением политики Ирана в газовой области является выход на внешние газовые рынки в соседних странах, таких как Турция, Пакистан, Индия, Армения, Азербайджан, а после насыщения этих рынков — экспорт газа в страны Европы и Юго-Восточной Азии.

В последние годы Иран добился значительных успехов и в других отраслях национальной экономики.

Информация к размышлению

Исламская Республика Иран — 16е по величине территории государство мира и одно из крупнейших государств зоны Персидского залива. По территории в регионе оно уступает только Королевству Саудовская Аравия.

А по ряду показателей геостратегического и геоэкономического плана Иран заметно превосходит все другие страны Залива. Например, по численности населения, которое, по некоторым данным, к началу ­2000г. превысило 64 млн. чел., что значительно больше численности населения всех стран зоны Персидского залива вместе взятых. Причем население Ирана растет очень быстро и, например, по расчетам российского ученого А.В. Акимова, к 2020г. численность иранского населения превысит стомиллионный рубеж и составит, возможно, 119,2 млн. чел.

Если такие прогнозы оправдаются, Иран в перспективе будет представлять собой очень влиятельное государство на всем евразийском пространстве.

К этому стоит добавить, что Иран занимает в настоящее время важное геостратегическое положение. Дело в том, что на северо-западе он граничит с Турцией, на западе — с Иракской Республикой, на юго-востоке — с Пакистаном.
Это дает Ирану выход через Турцию в Западную и Восточную Европу, Иракскую Республику, на Ближний Восток и Северную Африку, к Пакистану и к Индии, а также к другим государствам южной, восточной и юго-восточной Азии. С юга Иран на протяжении около 2000км омывается водами Персидского и Оманского заливов, что дает возможность стране не только иметь активные внешнеэкономические связи с государствами заливов, но и сохранять за собой реальные возможности для контроля важных путей, по которым идет вывоз нефти и сжиженного газа на внешние рынки. Из всех государств этого региона Иран имеет самую протяженную границу с государствами СНГ. И, наконец, очень важным является и то, что значительная часть Ирана омывается водами Каспийского моря.

В определенном плане Иран может оказаться связующим звеном между зоной Персидского залива, с одной стороны, и Кавказом и Центральной Азией — с другой. Кроме того, эта страна выступает не только в качестве крупного поставщика углеводородного сырья на мировой рынок, но и страны, которая занимает территорию, способную оказать соответствующее влияние на выбор путей транспортировки нефти и природного газа и на общеполитический климат в двух регионах — зоны Персидского залива и зоны Каспия.

Таким образом, Иран на современном этапе и с геоэкономической точки зрения продолжает оставаться одной из самых влия­тельных стран зоны Персидского залива и, несомненно, оказывает соответствующее влияние на внутреннюю и международную ситуацию в этом регионе.

Итак, десятая, юбилейная по счету, крупнейшая отраслевая выставка на Ближнем Востоке IRAN OIL SHOW. Двенадцать павиль­онов и 1129 фирм-участниц, 12 из которых — российские. Это много или мало?

Судите сами. Англию в Тегеране представляли 51 фирма, Италию — 38, Германию — 91! Так что по числу участников нас можно было сравнить, скажем, с Индией, Норвегией и Бельгией, но обогнали Данию, Австралию и даже Китай.

И все было бы хорошо, если не знать, что всего за три последних года число участников с иранской стороны возросло с 422 до 691, а зарубежных экспонентов — со 196 в 2002г. до 438 в 2005! Богатый и динамичный нефтегазовый рынок Ирана с каждым годом становится все привлекательнее, а, значит, и конкуренция — все более жесткой. И промедление в такой ситуации может дорого стоить.

Это хорошо понимают постоянные российские участники данной Международной нефтегазовой и нефтехимической выставки, такие, например, как НК «Лукойл», ОАО «Татнефть», ЗАО «Объединенная Металлургическая Компания», это знают и компании, приехавшие в Тегеран в нынешнем году: «Лукойл Оверсиз», «Нефтегазовые системы», ОАО «Тяжпромарматура», ОАО «Тюменьнефтегеофизика», ОАО «Челябинский трубопрокатный завод», ОАО «Казанский завод синтетического каучука»», «Уралмаш» ВНИИ БТ — Буровой инструмент», «Харцызский трубный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод». По традиции вместе с российскими компаниями рядом дружно работали на выставке и их украинские коллеги, хотя и являются теперь они для нас сначала конкурентами в бизнесе, и только потом братьями-славянами. 19 апреля газета IRAN NEWS со ссылкой на РИА «Новости» опубликовала статью Константина Косачева, председателя Госдумы РФ по международным делам «Россия: не нужно загонять Иран в угол».

В ней речь идет об интересе России к судьбе иранской ядерной программы. И Константин Косачев очень точно замечает, что интерес этот продиктован не только участием нашей страны в строительстве АЭС в Бушере, но, прежде всего тем, что от того, каким путем пойдет сегодня это государство, одна из наиболее динамично развивающихся стран не только Ближнего Востока, но и всего мира, во многом зависит и положение в регионе, и судьбы глобальных механизмов контроля за нераспространением ядерного оружия.

Иран готовится к президентским выборам, которые пройдут 16–17 июня, и от результатов которых во многом будет зависеть решение этой проблемы, будущая общая расстановка сил на иранском торгово-экономическом пространстве.

Хочется сказать сразу, за нами — многие десятилетия позитивного и конструктивного присутствия в этой стране. Я разговаривала с собственниками иранских семейных фирм, у которых история сотрудничества с Россией имеет более чем вековую традицию. В Тегеране, особенно в выставочном центре, часто звучит русская речь — много граждан этой страны учились у нас, русский язык по-прежнему является очень популярной дисциплиной в Тегеранском университете. Это вчера и сегодня, а завтра?

Если победят «прозападные силы», всенепременно место российских фирм тут же займут их американские и европейские конкуренты. В случае же, если исламский режим выстоит, то его приоритетом, по мнению Алексея Макаркина, руководителя аналитического департамента Центра политических технологий, с очень высокой степенью вероятности станут китайские компании. Но это предположения политиков и политологов.

А вот отсутствие в этом году на выставке в числе участников «Татнефти», уже завоевавшей в Иране репутацию уважаемого и перспективного партнера, заметили очень многие экспоненты и посетители. А стенд «Лукойла» пустовал только в том случае, когда все «лукойловцы» уезжали на важные и очень важные переговоры.

Владимир Симаков, ведущий эксперт департамента по связям с общественностью «Лукойл Оверсиз», на страницах той же газеты IRAN NEWS рассказал о том, что компания еще в прошлом году открыла свое представительство в Тегеране и готова к участию в тендерах по разработке материковых и шельфовых нефтяных месторождений в стране. Ну, скажет кто-то, так это же наши гиганты, которым все по плечу! Так, да не так! Елена Порпленко, главный менеджер по экспортной деятельности трубного отдела ООО «ЛЕМАН-Украина», считает, что несмотря на то, что на иранском рынке очень много игроков, шансы на успех есть всегда, правда, если игра ведется по правилам хозяев поля. «Леман» приехал на IRAN OIL SHOW уже в пятый раз. Главное, о чем предупреждает Елена всех, кто собирается попытать счастья в Тегеране в будущем, это терпение и еще раз терпение — и при прохождении предквалификации, и при получении обязательного сертификата API.

Дело в том, что одно из основных требований иранских клиентов — соответствие предлагаемого оборудования американскому стандарту API. Его получение — процесс длительный, к тому же важно не только получить его, но и сохранить, потому что каждые три года американский институт, который его выдает, проводит проверку соответствия качества сертифицированной продукции.

13 апреля в Торгпредстве РФ проходила ежегодная традиционная встреча на тему «Перспективы российско-иранского сотрудничества в нефтегазовой отрасли». Торговый представитель России в Иране Юрий Александров считает, что если «брать результаты товарооборота в нефтегазовой отрасли, то результаты эти все еще очень слабые.

Правда, впервые в прошлом году товарооборот между Россией и Ираном превысил $2 млрд. Причем более 40% нашего экспорта приходится на черные и цветные металлы, а около 20%, как это ни странно, на нефть». Юрий Александров категоричен: «Мы, Иран и Россия, просто созданы для успешного делового сотрудничества! И перспективы у нас очень большие в этом направлении, если мы правильно будем вести дело. На практике в последние несколько месяцев после подписания соглашения между Торгово-промышленными палатами Ирана и России этот процесс заметно активизировался. В первую очередь это касается поставки труб, геологоразведочных работ, обустройства месторождений».

Каковы главные препятствия для углубления и позитивного развития этого процесса?

Самое главное из них — большая конкуренция со стороны других стран, производящих оборудование. При этом наша стартовая позиция по некоторым показателям изначально слабее. Например, многие страны имеют возможность поставлять оборудование в кредит, потому что государства выделяют на это от 2 до $3 млрд. в год. Тот самый случай, когда родное государство на деле, а не на словах защищает собственных производителей!

Вторая причина — все то же обязательное наличие сертификата на соответствие оборудования стандарту API. Но большая часть российских предприятий, принимавших участие в выставке этого года, этот сертификат уже имеют.

Одна из серьезных проблем в том, что на практике в Иране сегодня нет специалистов в нефтегазовой отрасли, получивших образование у нас в стране. Есть врачи, есть металлурги, некоторые из них с удовольствием принимают участие в выставке в качестве переводчиков. А нефтяников с российскими дипломами нет, все они учились или в Америке, или в Европе. Комментарии излишни. Где же наши Петербургский горный институт, Российский государственный университет имени Губкина? Может, им стоит подумать об участии в IRAN OIL SHOW 2006?

И еще — чтобы попасть на этот рынок, компании готовы выложить любые деньги, борьба в Иране в прямом смысле слова идет за каждый нефтяной и газовый проект. Сама государственная философия Ирана такова, что сначала к ним приходят с деньгами. Они могут себе это позволить. И не учитывать это нельзя. Сразу и много в Иране не заработать. В дни работы выс­тавки на стендах очень часто повторялось одно и то же предложение: иранские фирмы предлагали стать представителями наших предприятий с подписанием годового договора, включающего в первую очередь маркетинговые услуги и проверку соответствующего оборудования на то, насколько оно конкурентоспособно на местном рынке.

Наши предприниматели в массе своей к этому еще не готовы. На эту тему я долго беседовала с Джоном Эчегара, директором испанской фирмы Ebro Tank, производящей специальные контейнеры для газа и химических веществ. Продукция фирмы хорошо продается и в России. Господин Эчегара не раз бывал в нашей стране и считает, что работать в России намного сложнее, чем в Иране. «Россия — очень закрытая страна», считает он. А ведь мы называем закрытой страной именно Иран! И Джон Эчегара призывает российские компании больше доверять иранцам. Их фирма уже два года имеет представителем в Иране именно иранскую фирму и очень довольна результатами этого сотрудничества.

Мохаммед Али Хассеми, его иранский партнер, фирма которого еще сто лет назад торговала с Россией, считает, что россиянам и иранцам еще только предстоит в деловых отношениях научиться доверять друг другу. «Главная беда — отсутствие информации. Наши люди думают, что технический уровень России низкий. Я-то думаю иначе, мой дедушка основал нашу фирму, и нашим первым деловым контактам с вашей страной уже более 100 лет. Я лично начал работать с Россией два года назад, и мы во время визита г-на Примакова в Тегеран уже заключили первый хороший контракт». С точки зрения господина Хассеми, очень мешает языковой барьер. Ведь в Иране говорят на фарси и знания английского здесь для успешного ведения переговоров просто недостаточно! Нужны постоянные представительства фирм в Иране.

Ну, а если все-таки боязно сразу открывать представительство с иранцами? Ищите представителей среди русских, знающих фарси. Михаил Алехин в этом году получит диплом МГУ, Института стран Азии и Африки. Его специальность — экономика и фарси. И сразу же после защиты диплома вернется в Тегеран уже в качестве представителя одного из российских предприятий. Михаил считает, что и иранцы боятся неизвестности, им нужны гарантии, лучшая из которых — инвестиции в иранскую промышленность. Но и к этому мы все еще не готовы.

И все же, и все же — в Иран надо ехать! Это удивительная страна, в ней живут замечательные люди, там чувствуешь себя легко и уютно. Я назвала свою статью «Иран — имя женское» только потому, что на выс­тавке познакомилась с прелестной женщиной-иранкой, которую зовут Иран, как страну. Отчего и решила, что, если Иран женского рода и Россия женского рода, то сам Бог велел им, как говорится, найти общий язык и подружиться так же, как произошло это у меня с Иран. А у настоящих друзей и работа обязательно будет спориться! Но и для этого сначала надо туда поехать.

Я приношу извинения тем из компаний, о которых не успела рассказать в этом материале и выражаю огромную благодарность Светлане Смирновой и Джеме Каррыевой, которым удалось невозможное — разумно и мудро организовать деловое присутствие самой представительной на выставке российско-украинской делегации и создать все условия для плодотворной и успешной работы.

Рада сообщить, что на выставке наш журнал единственный представлял отраслевую прессу России. Так что приглашаем вас посетить IRAN OIL SHOW 2006 вместе с выставочной компанией «Негус Экспо» и спецвыпуском журнала «НефтьГазПромышленность» на фарси и английском. До встречи в Тегеране в 2006м!

Дата: 31.05.2005
Ирина Зотова
"НефтьГазПромышленность" 3 (15)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!