|
|||||
1 стр. из 1 Приразломное нефтяное месторождение является пилотным проектом освоения российского арктического шельфа. В 2007 г. отсюда должна пойти первая нефть. Инвестором и оператором по разработке и освоению месторождения является «Сев-морнефтегаз», имеющий лицензию на пользование недрами в Южно-Баренцевском нефтегазоносном районе. О том, как идет подготовка к освоению месторождения, рассказывает генеральный директор ЗАО «Севморнефтегаз», кандидат технических наук Иван Николаевич ЧЕРНОВ: — Основной элемент обустройства Приразломного месторождения — морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП). Сейчас в Северодвинске на «Севмашпредприятии» осуществляются работы по сооружению платформы. Она состоит из двух элементов. Опорное основание (кессон) строится по концептуальному проекту фирмы Kellog Brown&Root. Верхнее строение платформы Hutton TLPс жилым блоком и со всем комплексом технологического оборудования было закуплено в Норвегии. После модернизации оно будет установлено на опорном основании платформы. В мае 2007 г.платформу «Приразломная» планируется отбуксировать из бухты Северодвинска сначала на бетонирование в Североморск, потом — в район месторождения. После того, как платформа будет установлена на грунт на глубине воды 19–20 м, с месторождения пойдет первая нефть. Платформа будет работать круглогодично, в непрерывном режиме. На ней будут осуществляться все необходимые для разработки месторождения основные и вспомогательные производственные процессы. Платформа будет оснащена всеми необходимыми системами, обеспечивающими безопасные условия выполнения производственных процессов, труда и отдыха рабочего персонала, охрану внешней среды от загрязнения, а также средствами спасения при авариях. — «Севморнефтегазу» отводится очень ответственная роль: стать первопроходцем в освоении нефтяного месторождения на российском арктическом шельфе. По сути, придется отрабатывать на практике принципиально новые технологии, ранее в стране не применявшиеся... — Да, рассчитывать на легкую работу в Арктике нельзя. Практически большую часть работ нам приходится делать впервые. Строительство платформы «Приразломная» — первый отечественный проект по созданию МЛСП. Для его реализации мы разместили основные заказы на предприятиях отечественного военно-промышленного комплекса. Это дало толчок развитию как всего Северо-Западного региона, так и оборонной промышленности страны, которая уже накопила новый опыт и в скором времени сможет выполнять весь комплекс работ по строительству морских платформ. На подготовительном этапе к освоению месторождения был проведен широкий инженерный поиск новых технико-технологических решений по обустройству Приразломного нефтяного месторождения. Комплексный анализ характерных условий Печорского моря позволил определить организационные, технические, технологические и экономические особенности проекта обустройства месторождения. Ведь этот район Арктики характеризуется суровыми природно-климатическими условиями с продолжительной холодной зимой и полярной ночью. Ледовые условия также очень тяжелые, толщина льда достигает полутора метров. К тому же ледяной покров обладает большой подвижностью, в результате чего происходит постоянное образование торосов. Зона припая незначительна и обычно не превышает 10 км. Особую проблему создают сложные геологические условия морского дна и берегов, характеризующиеся наличием слабых илистых грунтов большой мощности. Чтобы платформа стояла на них надежно и функционировала круглый год независимо от природно-климатических условий, нужно было заложить оптимальные параметры в ее конструкцию. Для этого потребовалось сначала провести широкие научные изыскания. Их выполнили ученые из Арктического и Антарктического НИИ, ВНИИ «Океангеология», ГП «АМИГЭ» и других научных организаций. Опираясь на полученные данные, конструкторы подготовили модель опорного основания платформы. Она прошла испытания на стенде ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова — на воздействие экстремальных ледовых и волновых нагрузок. В проектировании платформы задействованы основные отечественные институты (проектные и научно-исследовательские), имеющие опыт проектирования объектов обустройства морских месторождений: ЦКБ МТ «Рубин», ВНИИГАЗ, «Термнефть», ЦКБ «Коралл» и другие, объединенные на основе субподряда в единую команду под руководством института «Морнефтегазпроект». — Месторождение находится в замерзающем море со слабо развитой береговой инфраструктурой. Использование морского транспорта осложняется из-за тяжелой навигационной обстановки, мелководной прибрежной зоны и отсутствия соответствующих портов. Какие схемы транспортировки нефти предусматриваются? — Несмотря на все сложности, принятая нами схема вывоза нефти с месторождения рассчитана на обеспечение круглогодичной эксплуатации платформы. Добытая нефть будет сначала поступать в нефтехранилище, расположенное на платформе. Оно позволяет принять до 113 тыс. куб. м нефти. Отсюда она будет перекачиваться на танкеры с помощью двух перегрузочных устройств. Безопасность налива будет обеспечиваться вспомогательными судами, что особенно важно в ледовых условиях. Технологическая транспортная схема предполагает использование промежуточного плавучего нефтехранилища (ПНХ) вместимостью 360 тыс. т. Оно уже установлено в незамерзающей бухте «Белокаменка» на Кольском полуострове. Доставка сюда нефти от платформы по маршруту протяженностью около 1100 км будет осуществляться двумя челночными танкерами ледового класса дедвейтом 70 тыс. т. На плавучем нефтехранилище будет осуществляться отгрузка сырой нефти на линейные танкеры грузоподъемностью 150–170 тыс. т для экспорта в Роттердам или США. Здесь же будет проходить таможенный, пограничный и санитарный контроль. ПНХ предназначено для приема не только сырой нефти, но и отходов от чартерных танкеров, снабжения их топливом, смазочным маслом, водой, провизией и расходными материалами. Нефтехранилище является составной частью той большой перевалочной базы, которая расположится в Кольском заливе. Здесь будет выполняться и переработка твердых и жидких отходов, в том числе принимаемых с танкеров. Предусмотрено и наличие насосной станции, бункеровочной базы, противопожарного оборудования. Для вывоза нефти, добываемой на месторождении, и снабжения платформы необходимыми грузами будут использоваться суда различного назначения: челночные и линейные танкеры, линейные (автономные) ледоколы, многофункциональные ледоколы снабжения, специализированные суда снабжения и суда портового флота. Предусмотрены и вспомогательные береговые сооружения, в том числе для приема загрязненных вод с судов и бункеровки судов пресной водой, пункт управления движением судов, причал служебно-вспомогательного флота и др. Наша концепция по транспорту нефти в арктических условиях будет применяться впервые и может стать образцом для реализации последующих проектов на шельфе северных морей. — К объектам обустройства месторождения относятся также береговые базы обеспечения морских работ. Где они будут располагаться? — Береговых баз — три, они размещаются в Мурманске, Нарьян-Маре и Северодвинске. База в Мурманске предназначена для приема, хранения и отгрузки грузов снабжения (материалов, топлива и оборудования). Они будут поступать сюда из центральных районов страны и из-за рубежа. На платформу грузы будут доставляться в основном морскими судами и частично вертолетами. База в Северодвинске призвана обеспечивать ремонт, сборку и испытание оборудования и узлов, а также изготовление деталей. База в Нарьян-Маре предназначена для обеспечения временного проживания рабочего персонала с последующей доставкой на платформу вертолетами.В Нарьян-Мар вахты будут доставляться самолетом из Архангельска, Мурманска, Москвы и других городов. Береговые базы в Мурманске и Северодвинске имеют морскую, железнодорожную, автомобильную и воздушную транспортную связь с различными районами страны. База в Нарьян-Маре имеет воздушную, морскую и речную транспортную связь, однако не имеет железнодорожного сообщения. — Инвестиции в освоение Приразломного месторождения исчисляются миллионами долларов. Предусмотрены ли какие-либо меры для снижения затрат и повышения экономичности проекта? — Наша компания была создана в декабре 2001 г. именно для того, чтобы ускорить обустройство месторождения и сократить сроки ввода его в разработку. Уже одно это позволит снизить объемы капитальных вложений в проект. Прежде всего, как уже было сказано, мы приняли решение о закупке готового, бывшего в эксплуатации, но находящегося в хорошем состоянии верхнего строения платформы. Кроме того, нами была произведена корректировка технико-экономического обоснования и показателей разработки месторождения и подготовлен основной вариант его обустройства, принятый в качестве базового. Он предусматривает оптимальные технико-технологические решения, которые также ведут к удешевлению проекта. Для обеспечения эффективности разработки месторождения будут применяться современные прогрессивные технологии и технические средства. Есть интересные решения в области автоматизации управления технологическими процессами и обеспечения безопасности функционирования платформы. Так, все ее функции, включая управление, контроль, эксплуатацию, надзор и администрирование, будут обрабатываться автоматизированной системой управления и обеспечения безопасности (АСУБ). Применение эффективных технологий и технических средств позволит уменьшить количество скважин для разбуривания месторождения с 56 до 35. Только затраты на бурение скважин будут снижены с $288,9 млн. до $220 млн. Освоение и разработка месторождения на условиях СРП принесет совокупный эффект для государства в размере $6,8 млрд. Пойдут инвестиции в другие отрасли по мере роста их услуг, что потребует создания новых и реконструкции имеющихся производственных мощностей. Всего будет создано около 10 тыс. новых рабочих мест. В рамках закона о СРП строительство платформы, создание береговых баз, транспорт нефти и другие операции рассчитываются на возможности российских заводов и поставщиков, а разработка рабочего проекта и заводских чертежей выполняется организациями оборонного комплекса с участием институтов нефтяной и газовой промышленности. Такой подход обеспечит создание на севере России специализированных производственных мощностей по строительству технических средств и сооружений для освоения богатейших акваторий арктического шельфа собственными силами Российской Федерации. Дата: 01.06.2005 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (39)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||