|
|||||
1 стр. из 1 В Петербурге на западной окраине Васильевского острова близ устья Смоленки, где в старое время простиралось большое топкое болото и селился мелкий работный люд, начинается строительство нового крупного международного морского вокзала с причалами для круизных теплоходов и пассажирских паромов. Освоение ныне привлекательной для инвесторов территории на побережье Финского залива — идея специально образованной под этот проект компании ООО «Морской фасад Санкт-Петербурга», учредителем которой выступила администрация города. Первый этап, конкурс эскизных проектов, завершился в декабре 2004 г. По воле заказчика и по согласованию с Союзом архитекторов и организатором конкурса, Комитетом по градостроительству и архитектуре, в нем участвовали только отечественные зодчие: три питерских и две московских архитектурных мастерских. Петербуржцы — «Студия 17» С. В. Гайковича, творческий тандем Марка Рейнберга и Андрея Шарова, и коллектив архитекторов под руководством академика РААСН Т. П. Садовского. Москвичи — фирма «Сергей Киселев и партнеры», а также объединение «Резерв», главный архитектор В. И. Плоткин. Морские ворота Петербурга, по условию, располагаются на намывном участке площадью 450 га и обустроенном берегу в дельте Невы. Пассажирский порт с «ковшом» гавани и двухкилометровой причальной стенкой должен быть способен к приему одновременно 14 тысяч человек, или семи крупных судов длиной более 300 м. В структуре морского терминала будут большой вокзал, гостиница, паркинг, таможня, бизнес-центр, жилые дома и другие необходимые элементы инфраструктуры. Единственное, чего пока не могут определить в проектах авторы — это каким способом гости Петербурга смогут быстро выбраться в город, поскольку в том уголке нет удобных транспортных магистралей, рассчитанных на большой поток машин. Разве что по генплану ту часть Васильевского острова должен пересечь западный скоростной диаметр, но это дело не ближайшего будущего. После пятичасовых дебатов, внимательного исследования представленных проектов и слушаний жюри конкурса, наконец, определилось: по итогам рейтингового голосования первое место присуждено производственному творческому объединению «Резерв», второе — мастерской Рейнберга и Шарова, и третье — коллективу под руководством Тимофея Садовского. Если у Рейнберга и Шарова в основе образного решения лежал разведенный мост, то девизом московской творческой группы во главе с В. Плоткиным стала пушкинская строчка: «Судьбою здесь нам суждено в Европу прорубить окно». Как пояснил вердикт конкурсного жюри его председатель — президент Академии архитектуры академик А. П. Кудрявцев, предпочтение ПТО «Резерв» отдано «за яркий творческий образ, за символику дома — окна, служащего как бы окном в Европу, что является одной из ипостасей Петербурга, за четкое функциональное решение работы морского терминала и за четкую определенность реализации этого проекта». Действительно, здание вокзала напоминает стеклянное окно в полкилометра шириной и 86 м в высоту, не нарушающее, по словам В. Плоткина, вид на город с акватории. — Но, Владимир Ионович, — спросил я московского архитектора, — не нарушится ли среда обитания петербуржцев, живущих в той части города, из-за вашей грандиозной стройки? — В любом новом строительстве изначально заложено противоречие. Да, жители прибрежной зоны лишатся вида на залив. Зато их жизнь должна качественно улучшиться за счет нового градостроительного комплекса, парковой зоны, более высокого статуса этого района. — А где у вас архитектурная доминанта? У Садовского или Гайковича в проектах представлены высокие башни. — Доминанта — не обязательно вертикаль. Мы считаем, что наш дом-окно является очень сильным архитектурным акцентом. — Вы знаете, что в петербургской архитектуре важную роль играют традиции. В чем они проявились в вашем проекте? — Традиции не в буквальном повторе прежних достижений, а в творческом их переосмыслении. Для нас архитектура Петербурга прежде всего идеально спропорционированная, гармоничная, строгая, четкая, точная, классическая в широком и глубоком смысле этого слова. Новая столица России была новым во всех отношениях городом и для страны, и для мира. Здесь применялись самые передовые достижения в архитектуре и технологии строительства. Поэтому мы постарались, чтобы главное здание терминала было ультрасовременным, функциональным. Главный архитектор Петербурга А. П. Викторов подчеркнул, что архитектурное решение, представленное В. И. Плоткиным и его коллегами, большинство членов жюри нашло наиболее адекватно отвечающим сумме технических и иных требований, предъявляемых к проектной части будущего комплекса. При работе над техническим проектом рекомендовано использовать интересные творческие находки коллективов Рейнберга — Шарова и Садовского. Если участники «заказного конкурса» получили за свои разработки по $15 тыс., то стоимость реализации идеи оценивается в $2 млрд. Заказчик не собирается откладывать дело в долгий ящик и 4 мая 2005 г. подвел итоги тендера на право производить дноуглубительные работы в Финском заливе и намывать территорию. Конкурс выиграл консорциум из шести компаний: Van Oord and Contractors BV, «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой», «Балтдрага», «Корпорация ПТПС», «Портовый флот» и «Балтийская дноуглубительная компания». В июле они приступят к выполнению контракта. Новый берег и его инженерная подготовка появятся в течение 2005–2009 гг., само строительство терминала рассчитаны на 2008–2015 гг. Часть денег даст федеральный бюджет, остальное инвесторы, имена которых станут известны осенью. В частности, идут переговоры с круизными и паромными компаниями. После постройки всех причалов пропускная способность порта составит 2,5 млн. человек в год. Администрация Петербурга рассчитывает пополнить бюджет города за счет увеличения потока туристов. Дата: 01.06.2005 Виктор Малков "Федеральный строительный рынок" 3 (39)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||