Бремя собственности. Ижевские коммунальщики о новом жилищном кодексе и конкуренции на рынке

1 стр. из 1

Подписанный Президентом РФ в конце прошлого года новый Жилищный кодекс вступил в силу с 1 марта. Несмотря на продолжительное обсуждение новаций, обновленное жилищное законодательство продолжает вызывать вопросы. По данным Росстроя, из регионов, столкнувшихся с необходимостью претворять положения ЖК в жизнь, только за первый месяц действия кодекса поступило более двух тысяч предложений по внесению изменений и поправок. Конечно, ситуация в различных регионах может серьезно отличаться. Тем более интересен опыт регионов и городов, выступавших в роли «первопроходцев», на свой страх и риск, в отсутствие федерального законодательства внедрявших в отрасль жилищно-коммунального хозяйства принципы конкуренции, повышавших инвестиционную привлекательность, современные управленческие технологии.

В разговоре с начальником муниципального учреждения «Горжилуправление — Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска» Николаем Николаевичем КОСТИНЫМ выяснилось, что извечные проблемы коммуналки — изношенность инфраструктуры и хроническое недофинансирование в связи с введением нового ЖК — отступили на второй план перед вопросами участия собственников жилья в управлении многоквартирными домами.

— Николай Николаевич, на Ваш взгляд, изменится ли ситуация в «коммуналке» в лучшую сторону с введением нового Жилищного кодекса, и как скоро это произойдет?

— Необходимость введения нового кодекса была обусловлена изменившимися реалиями. Законы и правовые акты, которые регулировали отношения в отрасли, безнадежно устарели. Положения нового кодекса были призваны заполнить образовавшийся разрыв между правовым полем и реальностью.

Другой вопрос — насколько эффективно это было сделано. При внимательном прочтении Жилищного кодекса складывается впечатление, что он принимался без учета реальных условий функционирования жилищно-коммунального сектора. Свод законов принят, а правовой вакуум остается. Отсутствуют документы, которые необходимо принимать на уровне Правительства России, на уровне республики, на уровне города. Десятки, сотни документов. Для их разработки и согласования необходимо время. Правительство определило в качестве переходного периода 2005 г. Но фактически все нормы и положения ЖК уже вступили в законную силу. Так что времени у нас нет. Нам придется на лету прикручивать к этому самолету крылья.

Примечательно, что создатели кодекса недвусмысленно высказались о том, за чей счет будет проводиться его внедрение. Финансово-экономическое обоснование проекта уложилось буквально в одно предложение: «Реализация Жилищного кодекса Российской Федерации не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета»…

— В соответствии с новым Жилищным кодексом собственники сами должны выбрать способ управления домом на общем собрании и управляющую организацию. Николай Николаевич, существуют ли на сегодняшний день в Ижевске управляющие компании кроме Городского жилищного управления, и способны ли они конкурировать с ГЖУ?

— В Ижевске ни по объемам работ, ни по квалификации персонала, ни по опыту работы ГЖУ равных нет. А называться управляющей организацией может кто угодно. Поэтому я на ваш вопрос отвечу так. Управляющих организаций может быть много. Управляющая компания одна — это ГЖУ.

Есть такое выражение: «страшнее монополиста только частный монополист». Я поясню. Мы как муниципальное учреждение, фактически структурное подразделение администрации, за состояние городского хозяйства отвечаем перед населением и перед администрацией. А частник отвечает только перед своим карманом. Бизнес придет только туда, где есть деньги. Его задача — получить прибыль. И опасность для населения попасть в зависимость от частного монополиста, «владельца трубы», есть, и она вполне реальна.

— Один из основополагающих принципов реформирования отрасли ЖКХ, закрепленный в новом Жилищном кодексе, — внедрение элементов конкуренции. Ваше отношение к этому?

— Я двумя руками «за». Конкуренция в обслуживании жилья в Ижевске начала складываться еще три года назад. С учетом опыта работы в 2004 г. была изменена редакция «Контракта на оказание услуг по содержанию жилищного фонда и придомовых территорий». В контракте детально прописаны виды работ — 92 вида — с указанием конкретных сроков исполнения. Принципиально изменилась методика оценки выполненных обслуживающей организацией работ. При отборе обслуживающих организаций предпочтение отдается предприятиям, которые способны инвестировать в ЖКХ собственные средства. Впрочем, основными критериями, влияющими на продление старых или заключение новых контрактов, по-прежнему остаются качество и сроки выполнения работ, наличие квалифицированного персонала и техники, отсутствие нареканий со стороны жителей. С отлично зарекомендовавшими себя обслуживающими организациями контракты заключаются на более длительные сроки — до трех лет. Сегодня из 38 обслуживающих муниципальный жилищный фонд организаций — 36 частные компании, получившие право работать на конкурсной, конкурентной основе. И они сами заинтересованы в том, чтобы поставить качественные трубы — чтобы не тратиться на ремонт, качественно отремонтировать кровлю — чтобы не возмещать потом ущерб жильцам, предоставлять качественные услуги — чтобы получить достойную оплату своего труда. Опыт их работы показывает, что ЖКХ — достаточно привлекательная сфера для бизнеса. Во-первых, это огромный рынок услуг. Во-вторых, стабильный рынок. Жилищно-коммунальные услуги будут востребованы всегда, и население всегда их будет оплачивать. Кроме того, в каком еще бизнесе можно четко планировать объемы прибыли хотя бы на год вперед? А здесь известно, каковы тарифы на ближайший год. Можно рассчитать, сколько заплатит население. Сколько добавит бюджет. Есть возможность четко планировать свою деятельность. А возможность прогнозирования — это прямой путь к привлечению долгосрочных инвестиций. Так что сегодня мы уже работаем в условиях конкурентного рынка. Причем не стихийного, а вполне контролируемого. С четкими правилами игры и гарантией защиты прав населения.

— Сейчас Правительством России подготовлена новая адресная модель предоставления гражданам субсидий, когда человек получает деньги на свой счет и по своему усмотрению использует их для расчетов с управляющей компанией. Необходимы ли такие преобразования?

— Фактически это означает монетизацию отрасли. И говорить об этом, просчитывать последствия надо уже сейчас. В чем смысл «адресного субсидирования»? На мой взгляд, в появлении еще одной финансовой структуры, которая будет заниматься проведением денег из федерального центра на счета граждан. Только к бесперебойному функционированию жилищно-коммунального хозяйства это отношения не имеет. Чтобы доказать свое право на получение помощи от государства, человеку еще придется походить по кабинетам. Дойдут ли эти деньги до коммуналки — большой вопрос. Понимание этого есть и в федеральном Правительстве…

— Николай Николаевич, Ваше мнение как специалиста — что нас ждет впереди, то есть как будет складываться ситуация в ЖКХ?

— Что нас ждет впереди — вся полнота ответственности возлагается на собственника жилья, то есть на муниципалитеты и население. Государство фактически уходит из жилищно-коммунального хозяйства, устраняется от финансирования отрасли. Теперь, на мой взгляд, оно должно направить все свои усилия на то, чтобы поднять населению жизненный уровень. Чтобы население получало достойную зарплату, достойные пенсии. Если доходы населения позволят оплачивать счета за квартиру, то и переход на 100% оплату, и монетизация льгот по ЖКХ не вызовут социального взрыва. Пока же низкие доходы населения являются, пожалуй, основным сдерживающим фактором реформирования и развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Дата: 01.06.2005
Михаил Сергеев
"Федеральный строительный рынок" 3 (39)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!