|
|||||
1 стр. из 1 Говоря о бетоне, строители всего мира не жалеют превосходных эпитетов. И это справедливо. В самом деле, пусть кирпич древнее, камень красивее, дерево экологичнее, но сегодня бесспорной основой строительной индустрии, ее фундаментом в прямом и переносном смысле является бетон. Именно этот универсальный материал оказывает определяющее значение на параметры и характеристики стройки в целом. В конференц-зале респектабельной гостиницы «Пулковская» еще ни разу не собиралось такое необычное сообщество европейцев, россиян и американцев. Здесь были руководители производственных компаний и строительных фирм, ученые и зодчие, машиностроители и специалисты по маркетингу, химики и технологи. Все вместе они глобально и конкретно три дня (18–20 мая) обсуждали широкий круг вопросов, касающихся способов и методов производства бетона, изделий из него, его применения, настоящего и будущего этого уникального материала. Кроме семинаров работала выставка, посвященная новинкам отрасли. Почти 50 экспонентов представили достижения своих фирм в обеспечении строительного комплекса материалами, оборудованием, инструментами, услугами. Организатором столь представительного форума (около 600 участников из ФРГ, Австрии, Дании, Нидерландов, США, Бельгии и других стран) выступил специализированный журнал CPI — Concrete Plant International («Международное бетонное производство»), зарегистрированный в Германии, издающийся на 7 языках и распространяемый в 120 странах мира. Почему для встречи специалистов был выбран Петербург, объяснили руководители журнала Герхард Клекнер и д-р Хольгер Карутц: «В то время как строительная индустрия многих западных стран переживает не лучшие времена, в России наблюдается необычайный подъем в этой отрасли. Особенно в Санкт-Петербурге, втором по величине промышленном городе страны». Здесь, полагают они, «эпицентр событий». Мнение зарубежных коллег дополнил представитель Российского агентства по строительству и ЖКХ в Петербурге и Северо-Западном регионе Виктор Сеппенен: «Это город интенсивно строящийся. Здесь много предприятий стройиндустрии, большая армия строителей. Не менее важно, что Санкт-Петербург признанный центр науки и профильного образования с отделением Российской академии архитектуры и строительных наук». Широкий интерес к мероприятию объясняется также современной конъюнктурой. Увеличение объемов строительства и обострение конкуренции стимулировали интерес к новым материалам и технологиям. Ведь их применение — один из рычагов снижения себестоимости работ, а следовательно, привлечения дополнительных покупателей и заказчиков. Конгресс неожиданно для его устроителей приобрел «первополосное» звучание по удивительному совпадению: буквально накануне открытия ICCX-2005 резко изменилась ситуация на российском рынке бетона. Он поднялся в цене на 20–30%, что стало одной из «горячих» тем для масс-медиа и в какой-то степени повлияло на ход работы конгресса. Специалисты сочли возможным откликнуться на возникшую проблему и предложить возможные пути выхода из создавшегося кризиса. Однако в основном от заявленных целей и задач программа форума не отступила. Более 25 докладчиков познакомили аудиторию с инновациями в области производства бетона, перспективными научно-техническими разработками, экономическими схемами. Предлагаем дайджест из наиболее интересных выступлений. Президент Санкт-Петербургской ассоциации предприятий железобетонных изделий «Абетон» В. Ю. Филиппов: «Наш город является родиной бетона в России. Он впервые был произведен в промышленном объеме около 100 лет назад на местном заводе — предшественнике ПО «Баррикада». Сегодня ассоциация «Абетон», объединяя одиннадцать крупнейших предприятий региона (в их числе «Баррикада», «Ленстройдеталь», «Метробетон», «СиБ-центр»), производит 560 тыс. куб. м сборного железобетона и 1600 тыс. куб. м бетонорастворных смесей, что составляет, соответственно, 75% и 80% объема этих изделий на строительном рынке». Профессор по бетонным сооружениям Технического университета в Делфте Жюст Вальрафен (Нидерланды): «Бетон был известен еще в Древнем Риме, но тогда использовали лишь его связующие свойства. Вроде бы нехитрый конгломерат из камней и песка, скрепленных цементным раствором с водой, способен гибко реагировать на потребности стройиндустрии. В последнее десятилетие были сделаны революционные открытия. Например, прочность бетона значительно повышается с добавлением микрокремнеземов и современных пластификаторов. Таким образом, можно достичь прочности превышающей 100 Мпа. Появилось новое поколение самоуплотняющихся бетонов, производимых без виброуплотнения; достигнут прогресс в технологии изготовления фибробетонов. Многообещающий материал — так называемый экобетон с уменьшенным содержанием цемента, что снижает эмиссию СО2. В будущем не только бетонные конструкции, но и сам материал будет обладать запрограммированными эксплуатационными характеристиками. Ввод в оборот таких бетонов потребует освоения авангардных строительных практик». Главный инженер компании «СиБ-центр» (Санкт-Петербург) Татьяна Ефремова: «Из современных технологий производства бетонных колец, или шахтных элементов, у нас отдано предпочтение технологии немедленной распалубки, применяемой в установке Tornado. Ее достоинства — высокая производительность (метровое кольцо готово за 2,5 мин.), равномерное уплотнение по всей длине, отличное качество поверхности (без раковин и трещин), вариативность армирования, возможность установки лестничных скоб. В нашем Tornado возможна бесступенчатая регулировка высоты, что позволяет выпускать изделия под конкретный заказ по строго индивидуальным характеристикам. Точность длины кольца +/-1 мм. Использование пустотообразователей, фиксируемых гидравлическими болтами в любой из 52 позиций, позволяет формировать выемки для сочленения с трубами прямо на заводе. Предусмотрена также возможность установки анкерных транспортировочных болтов Rena». Генеральный директор компании «Метробетон» (Санкт-Петербург) Владимир Кондратенко: «Первый опыт бестраншейной прокладки подземных коммуникаций у нас относится к концу 1990-х гг. Тогда трубы диаметром 1,2 мбыли завезены из Германии. Но уже вскоре впервые в России именно в Петербурге был осуществлен переход методом микротоннелирования (продавливания) при строительстве через Неву подводного нефтепровода первой очереди БТС внутренним диаметром 2 м.В этом проекте использовался проходческий комплекс немецкого производства и трубы, изготовленные на заводе «Метробетон». Этот метод позволяет производить работы практически в любых грунтах, от обводненных до скальных; дает возможность ремонта и замены труб в течение всего периода эксплуатации (свыше 50 лет); делает тоннель многофункциональным, а его строительство выгодным; обеспечивает высокую точность прокладки и т. д. В планах фирмы изготовление железобетонных блоков для проходки стволов диаметром 5,5–7,7 м. В частности, предстоит поставить такие блоки ( 6,5 м)для тоннеля в г. Сургуте. Мы не останавливаемся на достигнутом». Коммерческий директор фирмы Syspro-Qualitatsgemeinschaft (ФРГ) д-р Герберт Камер: «Уже более 10 лет в европейских странах применяется комбинированный метод производства строительных работ: строительство с применением сборных бетонных элементов, которые дополняются монолитным бетоном. Преимущества монолита — высокая несущая способность, снижение затрат при проектировании, большая свобода при отделке. Сборные конструкции позволяют строителям не зависеть от погоды и сокращать время на производство работ, быстро выполнять монтаж, экономить трудозатраты на доводке, благодаря высокой точности изготовления деталей, окрашивать поверхности и наклеивать обои без оштукатуривания. Усовершенствование этой системы состояло во встраивании в заводских условиях изоляционного слоя. Таким образом, сборные бетонные элементы сегодня обладают высокой теплозащитой, звукоизоляцией, противопожарными свойствами и влагостойкостью. С применением фибробетона удалось получить очень легкие и тонкие сборные детали, не утратившие высокой несущей способности. Дальнейшая работа над системой привела к внедрению на заводе сборных настилов со встроенными источниками обогрева и бесшовными полами. Производство сборных элементов у нас высоко автоматизировано и объединено в непрерывный цикл компьютерным управлением». Член комиссии по европейской стандартизации Арнольд ван Анкер (Бельгия): «Сохранение окружающей среды приобретает все большую важность в глобальном масштабе. В Европе будут приняты более жесткие нормативы по строительной отрасли, касающиеся излучения материалов, свалок отходов, уровня шума, запыленности, энергопотребления и т. д. Заводы по производству сборного бетона в недалеком будущем перейдут на замкнутый цикл. Здесь все отходы будут перерабатываться и использоваться вторично. Такие предприятия уже есть. Остатки свежего бетона, опилки от распиловки слябов, отходы из чистящих миксеров и машин — весь этот материал сепарируется в отстойниках. Отходы бетона размельчаются и используются повторно, стальные обрезки отправляются обратно в печи, вода очищается и вновь готова к применению. Избыток калорий для нагрева лож предварительного напряжения рекуперируется в электростанциях и поступает на вторичное использование». Директор УП «Институт БелНИИС», лауреат Госпремии Республики Беларусь, иностранный член РААиСН Александр Мордич (Белоруссия): «Повышение потребительских качеств, ускорение и снижение стоимости строительства многоэтажных зданий возможно с развитием применения сборно-монолитных каркасов. В «БелНИИС» разработана типовая серия зданий различного назначения «АРКОС-1» на основе такого каркаса. Плоские перекрытия в нем образованы традиционными многопустотными плитами и монолитными ж/б ригелями, скрытыми в их полости. Ригели ограничивают каждую ячейку каркаса в плане и пропущены во взаимно перпендикулярных направлениях через сквозные проемы в колоннах. Шаг колонн может быть любым (до 7,2 м) как вдоль, так и поперек здания. Особенности каркаса: сетка колонн может иметь нерегулярную структуру с пролетами переменной величины; соединение колонн по высоте осуществляется посредством новых винтовых стыков «ВИНСТ». При монтаже не требуется кондукторов или дополнительных монтажных устройств. Достаточно юстировочных гаек, предусмотренных конструкцией стыка. Ускорение темпов строительства обеспечивается одновременным возведением каркаса и монтажом на него навесных стеновых панелей. Девятилетний опыт строительства зданий системы «АРКОС» показал, что они обеспечивают снижение материало- и энергопотребления на сооружение и эксплуатацию при существенном повышении комфортности и разнообразии планировочных решений». Начальник отдела дорожного строительства компании Max Bogl Альфред Кнейсль (Германия): «Наша компания разработала собственную систему опорных плит для рельсовых путей высокоскоростных магистралей. Плиты из предварительно напряженного в поперечном направлении сборного бетона с параметрами 6,45 х 2.55 х 0,2 м и весом под девять тонн фиксируются с помощью специального раствора для заливки опор на гидравлически связанном несущем слое, под которым проложен противоморозный слой. Так предотвращаются нежелательные структурные изменения, вызванные промерзанием и оттаиванием бетона, а также оседанием и подъемом полотна. После укладки плиты стыкуются, образуя бетонное полотно бесконечной длины с высоким сопротивлением поперечным и продольным сдвигам. Гидравлически связанный слой укладывается специальной машиной, обеспечивающей точность позиции в пределах 5 мм. Точность укладки плит обусловлена предварительной геодезической съемкой с разметкой, планом с указанием координат каждой точки опоры, соответствующей механической обработкой плит, настройкой с помощью монтажных рельсов и фиксацией по месту прижимными устройствами». Учредитель и коммерческий директор компании Geodata Франк Лоренцони (Зальцбург, Австрия): «Австрийская фирма Oberndorfer производит сборные бетонные элементы на шести заводах, расположенных в разных землях. Сбор, обработка и управление данными по выполнению заказов централизованы и компьютеризированы с применением информационной технологии beton-IT. Через глобальную телекоммуникационную систему стало возможным управлять производством и контролировать каждый этап. На экранах мониторов постоянно отражается состояние дел на всех заводах. Мощная широкополосная сеть связывает локальные компьютерные сети предприятий через частную сеть Интернет, образуя систему-носитель для быстрого и надежного обмена данными между серверами и банком данных. Так все участники процесса одновременно видят состояние заказа. В конце дня начальник смены нажатием кнопки получает протокол о работе данной смены с определением производственных издержек для начисления зарплаты. Электронный продукт позволяет также оптимизировать процесс складирования и логистического сопровождения элементов до стройки. Электронная система анализирует и определяет, на каком производственном подразделении следует выполнять очередной заказ, чтобы это было оптимально по затратам. Комплексная информационная система повышает конкурентоспособность фирмы, поскольку оптимизирует производство продукции, повышает прозрачность процессов и позволяет работать с заказчиками в режиме он-лайн». Профессор строительных конструкций и строительной физики в Рурском университете Вольфганг Виллемс (Бохум, Германия): «Создание вакуумных соединительных элементов из бетона является инновацией в строительном деле. Вакуумирование — откачка воздуха из сердцевины панели позволяет достичь наилучших теплоизолирующих свойств. Теплопроводность такого материала с оболочкой из высококачественной стали в 10 раз меньше, чем у обычных теплоизоляторов. Соответственно, 40 мм слой вакуумной изоляции равен или превосходит обычную теплоизоляцию толщиной 300 мм. Следовательно, используя панели VIS (вакуумный изолирующий сэндвич), можно значительно увеличить полезную площадь здания без увеличения размеров строительного участка. А выигрыш в площади (около 5,5% на 7-этажном здании) компенсирует значительные капитальные затраты». «Мы открыты для контактов» Карьера американского участника ICCX-2005 Тая Гейбла (Ty Gable) началась в 18 лет, когда он поступил учеником монтажника в небольшую строительную фирму. Потом окончил институт, работал на производстве, руководил проектом. Последние четверть века м-р Гейбл с успехом занимается общественными делами, входит в руководство профессиональных сообществ строителей. Его нынешняя должность — президент Национальной ассоциации производителей сборных бетонных конструкций (NPCA). При Гейбле эта организация численно выросла почти вдвое. В нее вступили не только американские и канадские, но и иностранные компании. К несомненным заслугам Тая Гейбла как президента NPCA относится единственная в своем роде программа обучения специалистов, высококачественный инженерный сервис и широкий спектр услуг, предлагаемый членам Ассоциации. В перерыве между заседаниями мы побеседовали. — Что привело Вас в Петербург, мистер Гейбл? — Моя задача познакомить аудиторию с некоторыми из множества примеров и способов использования сборного бетона в Северной Америке. А также завязать новые контакты с производителями стройматериалов, строителями, другими участниками строительного комплекса. Наш опыт может оказаться полезным, равно как и нам, возможно, здесь есть, чему поучиться. — Каково же отношение к бетону в США и Канаде? — Рынок готового железобетона в Америке самый быстрорастущий со времен Второй мировой войны. А в течение последних 10 лет он увеличивается на 6% в год. Интенсивно развивается в США архитектура на основе блоков сборного бетона. Однако главное внимание наших предпринимателей сосредоточено на производстве элементов для подземных инженерных коммуникаций — отстойников, коллекторных и водопропускных труб. Благодаря неизменному качеству, долговечности и модульности сборный бетон утвердился в Северной Америке как наилучший материал для водопроводных и очистных сооружений. Его конкуренты — пластик, сталь или стекловолокно — все же не обладают преимуществами бетона. А мы прикладываем усилия для сохранения господствующего положения в этом важном секторе экономики. — Расскажите о наиболее удачных проектах, Тай. — Пожалуйста. В небольшом техасском городке компания по продаже напитков искала, из чего бы сделать киоски для реализации своей продукции. Сборный железобетон оказался идеальным материалом. Эти киоски приятной архитектуры и цвета выглядят очень достойно в общественных местах, практически не разрушаются, не требуют сервисного обслуживания, и их ни один злоумышленник не сдвинет с места. Другой интересный объект — средневековый замок у входа в Noble Park (Благородный парк) в г. Падука, штат Кентукки. Башни из готовых элементов сборного бетона с 1,5-м отверстиями, в средней части облицованы песчаником, придавшим композиции декоративный вид, цветные добавки в бетон сделали конструкцию естественной и живописной. Венцы на башнях изготовили вручную. Местный департамент признал объект новой городской достопримечательностью. Бетон, кроме того, позволил сэкономить половину сметной стоимости работ и на четверть сократить сроки строительства. Я бы еще назвал пешеходную зону у стен мэрии Лос-Анджелеса. Производитель бетона скрупулезно выполнил задание комитета по истории города, который хотел при ремонте сохранить вид старой дорожки, вымощенной глиняной плиткой в 1928 г. Предприниматель разработал технологию бетона, которая позволила изготовить точные копии прежних глиняных плиток. Более того, материал будет изнашиваться и стареть, аналогично прототипу. По мере старения новые плитки обретут вид глиняных, испытанных десятилетиями. В то же время бетонные сохранят красоту и долговечность. — Так что же является «визитной карточкой» американских производителей сборного бетона? — Пожалуй, умение строго копировать фактуру любого материала. Мы делаем камень таким, словно его вырубил каменотес. И кирпич будто вышел из печи обжига. А «деревянный» мост повторяет рисунок доски так, что только коснувшись рукой можно убедиться, что дерево, а также булыжник или кирпич — все это искусно сделанный бетон. Прочный, износостойкий, влагонепроницаемый, словом, универсальный материал. Подробную информацию о деятельности фирм — участников международного конгресса по бетону читайте в следующем номере. Дата: 01.06.2005 Виктор Малков "Федеральный строительный рынок" 3 (39)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||