|
|||||
1 стр. из 1 Общеизвестно, что Северный морской путь (СМП) обеспечил освоение колоссальных территорий России, прилегающих к Северному Ледовитому океану. Постепенно развиваясь со средних веков, от Архангельска на восток, он послужил путем экспансии русских народов — сначала на акваторию Баренцева и Печорского морей для китобойного и рыболовного промысла, затем, по мере появления пароходов и строительства ледоколов, все далее и далее, пока для транспортного обеспечения не была открыта сквозная судоходная трасса, связавшая Атлантический и Тихий океаны путем более коротким, чем огибая Африку или через Суэцкий канал. Развитие российской Арктики связано с освоением ее минеральных ресурсов — руд Норильска, золота Колымы, леса, нефти и газа Сибири и других. СМП обеспечивал как завоз необходимого персонала, продовольствия, оборудования и материалов, так и вывоз готовой продукции. Создание службы Главсевморпути позволило скоординировать действия различных ведомств, участвующих в освоении региона, создать устойчивую транспортную артерию, обеспечивающую бесперебойный доступ к удаленным портам, обеспечить ее метеорологическое и ледокольное обслуживание. Немаловажно то обстоятельство, что с самого начала работы Главсевморпути в его структуре была создана геологическая служба, впоследствии (в 1948г.) выделившаяся в специализированный Институт геологии Арктики (ныне ВНИИОкеангеология). В 90е гг. ХХ в. структура СМП в силу политических причин и их экономических последствий стала приходить в упадок, произошло закрытие ряда производств, начался массовый отток населения из отдаленных городов и поселков. Для ряда регионов России морской транспорт СМП является единственным, помимо дорогого авиационного. По сути, до недавнего времени основной грузооборот по СМП обеспечивал Норильский горнометаллургический комбинат. Роль СМП в освоении арктической нефти и газа Импульс восстановлению СМП дала добыча арктической нефти и газа — на побережье Печорского моря, в Западной и Восточной Сибири. Для страны, в значительной степени зависящей от экспорта энергоносителей, обеспечение роста их добычи является принципиальной задачей. По мере истощения месторождений традиционных территорий страна нуждается в развитии новых перспективных регионов. Развитие СМП и рост нефте- и газодобычи являются взаимозависимыми процессами — без логистического обеспечения невозможно осваивать новые территории, а импульс развитию транспортных схем дает рост грузопотока. В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», утвержденной Правительством России в 2003г., одним из приоритетных направлений развития добычных отраслей ТЭК является создание центров нефтегазодобычи на шельфе, побережье арктических морей и на прилегающих территориях, связанных транспортной инфраструктурой с СМП. Освоение нефти и газа северных регионов с использованием СМП обеспечивает решение нескольких важных для России задач: Развитие новых транспортных схем заключается не столько в отсутствии достаточных экспортных мощностей системы магистральных нефтепроводов, сколько в стремлении нефтяных компаний увеличить рентабельность проектов за счет 100% экспорта добываемой нефти (при экспорте по магистральным нефтепроводам экспорт компаний квотируется — они не могут экспортировать более 30% добытой нефти и обязаны реализовывать оставшиеся 70% на внутреннем рынке по более низким, чем мировые, ценам). С СМП связано и планируемое освоение газовых месторождений — Штокмановское месторождение, на котором сосредоточено 85% доказанных запасов газа шельфа Баренцева моря; месторождения полуострова Ямал. Если вывоз конденсата может быть осуществлен традиционным танкерным методом, то для вывоза газа по СМП потребуется создание мощностей по производству СПГ и строительство (аренда) газовозов. Если перспектива освоения газовых месторождения достаточно удалена, то оценка предполагаемого роста трафика по СМП за счет нефтедобычи может быть проведена на основе реализуемых в настоящее время нефтяными компаниями проектов. По этим данным, общий объем вывоза нефти и конденсата к 2012г. на западном участке СМП составит 45 млн. т, которые будут поступать в основном с месторождений Ванкорского проекта, Обской губы, Печорского моря. Помимо этого, через терминалы Белого моря (Архангельск, Онега, Витино) и Мурманск будет вывозиться до 20 млн. т нефти и нефтепродуктов, поставляемых по железной дороге. В западном секторе российской Арктики наибольшее значение имеет Печорское море: развитие Варандейского центра нефтедобычи (ЦНД), включающего как сухопутные, так и морские месторождения, связанные единой транспортной инфраструктурой, Колгуевского ЦНД и создание Приразломного ЦНД. Уточним, что под центрами нефтедобычи нами понимается совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт. ЦНД определяются как пространственно и технологически связанные системы объектов разработки углеводородного сырья, его транспортировки и учета товарной продукции. В настоящее время на шельфе Печорского моря выданы три лицензии на добычу — Приразломное, Медынскоеморе, Варандейморе. Первое месторождение представляет собой самостоятельный ЦНД, остальные войдут в состав Варандейского ЦНД. Ожидается получение лицензии по праву первооткрытия на наиболее крупное по запасам Долгинское месторождение. Рассматривая историю изучения и лицензирования шельфовых месторождений, следует обратить внимание на несколько обстоятельств: Роль СМП в обеспечении энергетической безопасности страны Помимо обслуживания растущей добычи и экспорта нефти и газа, СМП в ближайшее время будет играть значительную роль в обеспечении энергетической безопасности страны. Это связано с планированием создания ряда перерабатывающих производств для местного топливообеспечения. В первую очередь, к ним относится создание нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для обеспечения Норильского промышленного узла на основе нефти Ванкора и создание НПЗ в Мурманске для переработки тяжелых нефтей шельфа и побережья Печорского моря. Если в первом случае решается задача снабжения крупного, но единственного города и его производств, то во втором речь идет об энергетической безопасности регионов. Создание Мурманского НПЗ позволит не только обеспечить топливом прилегающие регионы и северный завоз, но и окажет стимулирующее воздействие на развитие проектов освоения шельфовых месторождений и развитие транспортных схем. Предполагается, что к 2012г. около 20млн.т добычи придется на тяжелые нефти, добываемые на побережье и шельфе Печорского моря — в большинстве своем (85%) битуминозные, имеющие значительный выход более дешевого мазута при нефтепереработке. По своим качественным показателям они значительно хуже усредненной экспортной смеси сорта Юралс. Низкое качество нефтей обусловливает значительную скидку к цене их реализации по сравнению с маркерным сортом Юралс (до 10% и более), что сказывается на рентабельности инвестиционных проектов в освоении шельфовых месторождений (Приразломное, Медынскоеморе, Варандейморе). Вместе с тем, в Мурманскую и Архангельскую области по железной дороге ежегодно ввозится 4 млн. т нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в центральной части страны. При этом в топливно-энергетическом балансе областей главную роль играет мазут (3/4 от всех потребляемых нефтепродуктов). Создание нефтеперерабатывающего завода в Печенгской губе на Кольском полуострове, в первую очередь, производства по переработке тяжелых шельфовых нефтей (аналогичный проект по переработке тяжелых сернистых нефтей реализуется на Нижнекамском НПЗ в Татарстане), позволит: В условиях высоких мировых цен на нефть строительство новых нефтеперерабатывающих мощностей для обеспечения потребностей отдаленных регионов, с точки зрения компаний, может быть невыгодно, но оно обеспечит общий эффект развития экономики северных регионов и страны в целом. Как отмечал 26 мая 2004г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин, на первом месте должна быть «реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний». Очевидно, что для реализации этого проекта, имеющего стратегическое значение для России, государство и администрации регионов заинтересованы в создании благоприятного инвестиционного климата, включая налоговые преференции, как для отечественных, так и зарубежных инвесторов. Координация развития В развитии СМП заинтересовано несколько регионов России, в первую очередь — Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Освоение месторождений на шельфе и побережье Арктики является важным для округа в целом интеграционным проектом, в реализации которого будут непосредственно принимать участие предприятия большинства субъектов федерации, входящих в состав округа. Предприятия СЗФО могут принимать и принимают участие в выполнении работ на различных этапах реализации проектов освоения шельфовых месторождений. Это поисковые геологоразведочные и проектно-изыскательские работы, строительство платформ (горнорудная промышленность, металлургия, машиностроение и металлообработка, инженерное обеспечение обустройства промыслов), обеспечение функционирования системы нефтегазодобычи (обычная и спутниковая связь, метеорология, обеспечение транспортных схем вывоза продукции (судостроение, судоремонт, навигационное обеспечение, функционирование береговой инфраструктуры), строительство перерабатывающих производств. Транспортный комплекс округа обеспечивает необходимые железнодорожные, морские, авиационные и автомобильные перевозки. Реализация проектов освоения ресурсов углеводородов арктических морей требует значительной координации действий, не столько в рамках отдельных проектов по освоению шельфовых месторождений, а комплексно — как развитие единого территориального комплекса ТЭК на шельфе и побережье Печорского и Баренцева морей, связанного единой инфраструктурой и системой жизнеобеспечения, главную роль в которой играет СМП (рис. 5). Немаловажным преимуществом является то, что практически все основные портопункты северо-западной Арктики открыты для неограниченного захода судов под иностранным флагом. Необходимо создание благоприятной инвестиционной среды не только для освоения, но и поисков шельфовых месторождений для обеспечения ресурсной базы нефтегазодобычи (в т.ч. планирование целесообразной лицензионной политики); развитие обеспечивающей транспортной инфраструктуры СМП, включая строительство танкеров, ледоколов и судов обеспечения, развитие портовых комплексов и т.п. Как показывает опыт, при управлении пространственным развитием территорий не удавалось достичь согласованности действий всех заинтересованных сторон — структур Минприроды, Минэнерго, Минтранса, инвесторов, администраций субъектов федерации. Путем решения этой проблемы является координация действий аппаратами полномочных представителей Президента России в федеральных округах. В частности, разработка и реализация комплекса мер по освоению ресурсов углеводородов шельфа Баренцева и Печорского морей проводится в рамках Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе как элемент реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года». Дата: 14.06.2005 Михаил Григорьев "НефтьГазПромышленность" 4 (16)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||