Северный морской путь: роль в освоении арктических углеводородных ресурсов и обеспечении энергетической безопасности страны

1 стр. из 1

Общеизвестно, что Северный морской путь (СМП) обеспечил освоение колоссальных территорий России, прилегающих к Северному Ледовитому океану. Постепенно развиваясь со средних веков, от Архангельска на восток, он послужил путем экспансии русских народов — сначала на акваторию Баренцева и Печорского морей для китобойного и рыболовного промысла, затем, по мере появления пароходов и строительства ледоколов, все далее и далее, пока для транспортного обеспечения не была открыта сквозная судоходная трасса, связавшая Атлантический и Тихий океаны путем более коротким, чем огибая Африку или через Суэцкий канал.

Развитие российской Арктики связано с освоением ее минеральных ресурсов — руд Норильска, золота Колымы, леса, нефти и газа Сибири и других. СМП обеспечивал как завоз необходимого персонала, продовольствия, оборудования и материалов, так и вывоз готовой продукции.

Создание службы Главсевморпути позволило скоординировать действия различных ведомств, участвующих в освоении региона, создать устойчивую транспортную артерию, обеспечивающую бесперебойный доступ к удаленным портам, обеспечить ее метеорологическое и ледокольное обслуживание. Немаловажно то обстоятельство, что с самого начала работы Главсевморпути в его структуре была создана геологическая служба, впоследствии (в 1948г.) выделившаяся в специализированный Институт геологии Арктики (ныне ВНИИОкеангеология).

В 90е гг. ХХ в. структура СМП в силу политических причин и их экономических последствий стала приходить в упадок, произошло закрытие ряда производств, начался массовый отток населения из отдаленных городов и поселков.

Для ряда регионов России морской транспорт СМП является единственным, помимо дорогого авиационного. По сути, до недавнего времени основной грузо­оборот по СМП обеспечивал Норильский горнометаллургический комбинат.

Роль СМП в освоении арктической нефти и газа

Импульс восстановлению СМП дала добыча арктической нефти и газа — на побережье Печорского моря, в Западной и Восточной Сибири. Для страны, в значительной степени зависящей от экспорта энергоносителей, обеспечение роста их добычи является принципиальной задачей. По мере истощения месторождений традиционных территорий страна нуждается в развитии новых перспективных регионов.

Развитие СМП и рост нефте- и газодобычи являются взаимозависимыми процессами — без логистического обеспечения невозможно осваивать новые территории, а импульс развитию транспортных схем дает рост грузопотока. В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», утвержденной Правительством России в 2003г., одним из приоритетных направлений развития добычных отраслей ТЭК является создание центров нефтегазодобычи на шельфе, побережье арктических морей и на прилегающих территориях, связанных транспортной инфраструктурой с СМП.

Освоение нефти и газа северных регионов с использованием СМП обеспечивает решение нескольких важных для России задач:
 - обеспечение экономической безопасности за счет увеличения поступлений от экспорта нефти и газа;
 - обеспечение транспортной независимости за счет прямой поставки продукции на внешний рынок, минуя территории третьих стран, без транспортных ограничений, существующих на традиционных трассах российского экспорта (пропускная способность трубопроводной системы и портовых терминалов, ограничения по водоизмещению танкеров в проливах);
 - диверсификация направлений экспорта — как на традиционные рынки Западной Европы, так и на перспективные Северной Америки;
 - обеспечение энергетической безопасности удаленных северных регионов за счет строительства местных нефтеперерабатывающих производств и газоснабжения.
 
Можно выделить текущие и перспективные задачи, решаемые с помощью СМП. В настоящее время СМП обеспечивает логистику развития нескольких регионов неф­те- и газодобычи:
 - Европейский Север — побережье и шельф Печорского моря. Разрабатываемые месторождения нефти Варандея и острова Колгуев; подготавливаемые к освоению шельфовые месторождения Печорского моря;
 - Западная Сибирь. Началось освоение месторождений нефти и газа Обь-Тазовской губы, полуострова Ямал. СМП обеспечивает вывоз нефти Обских месторождений (НК РИТЭК) — благодаря прямым поставкам на внешний рынок, высококачественные нефти не смешиваются в магистральном нефтепроводе, что обеспечивает значительную премию к цене реализации по сравнению с базисным сортом Юралс;
 - Восточная Сибирь. Началось освоение месторождений нефти Ванкорской группы; обеспечивалась вывозка нефти Талаканского месторождения.
 
СМП обеспечивает не только развитие неф­тедобычи в Арктическом регионе, но реализует динамично развивающийся проект создания нового экспортного направления для нефти и нефтепродуктов из глубинных районов России через порты Белого и Баренцева морей с поставкой по железной дороге.

Развитие новых транспортных схем заключается не столько в отсутствии достаточных экспортных мощностей системы магистральных нефтепроводов, сколько в стремлении нефтяных компаний увеличить рентабельность проектов за счет 100% экспорта добываемой нефти (при экспорте по магистральным нефтепроводам экспорт компаний квотируется — они не могут экспортировать более 30% добытой нефти и обязаны реализовывать оставшиеся 70% на внутреннем рынке по более низким, чем мировые, ценам).

С СМП связано и планируемое освоение газовых месторождений — Штокмановское месторождение, на котором сосредоточено 85% доказанных запасов газа шельфа Баренцева моря; месторождения полуострова Ямал. Если вывоз конденсата может быть осуществлен традиционным танкерным методом, то для вывоза газа по СМП потребуется создание мощностей по производству СПГ и строительство (аренда) газовозов.

Если перспектива освоения газовых месторождения достаточно удалена, то оценка предполагаемого роста трафика по СМП за счет нефтедобычи может быть проведена на основе реализуемых в настоящее время нефтяными компаниями проектов. По этим данным, общий объем вывоза ­нефти и ­конденсата к 2012г. на западном участке СМП составит 45 млн. т, которые будут поступать в основном с месторождений Ванкорского проекта, Обской губы, Печорского моря. Помимо этого, через терминалы Белого моря (Архангельск, Онега, Витино) и Мурманск будет вывозиться до 20 млн. т нефти и нефтепродуктов, поставляемых по железной дороге.

В западном секторе российской Арктики наибольшее значение имеет Печорское море: развитие Варандейского центра нефтедобычи (ЦНД), включающего как сухопутные, так и морские месторождения, связанные единой транспортной инфраструктурой, Колгуевского ЦНД и создание Приразломного ЦНД.

Уточним, что под центрами нефтедобычи нами понимается совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт. ЦНД определяются как пространственно и технологически связанные системы объектов разработки углеводородного сырья, его транспортировки и учета товарной продукции.

В настоящее время на шельфе Печорского моря выданы три лицензии на добычу — Приразломное, Медынскоеморе, Варандейморе. Первое месторождение представляет собой самостоятельный ЦНД, остальные войдут в состав Варандейского ЦНД. Ожидается получение лицензии по праву первооткрытия на наиболее крупное по запасам Долгинское месторождение.

Рассматривая историю изучения и лицензирования шельфовых месторождений, следует обратить внимание на несколько обстоятельств:
 - Лицензии на самые крупные к тому времени месторождения — Штокмановское и Приразломное были выданы подконтрольному Газпрому Росшельфу на бесконкурсной основе.
 - В начале лицензионного этапа были выданы поисковые лицензии на уже открытые месторождения — Ледовое, Лудловское и Мурманское.
 - Три месторождения открыты в рамках работ на поисковых участках — Варандейморе, Медынскоеморе и Долгинское.
 - После открытия Долгинского (самого крупного нефтяного месторождения Печорского моря) в течение ряда лет оно находилось в нераспределенном фонде, и только в конце 2004г. Газпром подал заявку о получении лицензии по праву первооткрывателя; после получения лицензии на Долгинское месторождение большинство запасов как газа, так и нефти, будет лицензировано для добычи.
 
Основными участниками освоения являются: на суше — «Лукойл» и созданное им СП с «КонокоФилипс», на шельфе — «Газпром» и его дочерняя структура «Севморнефтегаз», и «Арктикшельфнефтегаз», созданное на паритетных началах «Арктикморнефтегазразведкой» и «Промышленными Инвестициями». Успешность развития проектов зависит в немалой степени от координации действий этих компаний, в том числе инвестиций в развитие СМП.

Роль СМП в обеспечении энергетической безопасности страны

Помимо обслуживания растущей добычи и экспорта нефти и газа, СМП в ближайшее время будет играть значительную роль в обеспечении энергетической безопасности страны. Это связано с планированием создания ряда перерабатывающих производств для местного топливообеспечения. В первую очередь, к ним относится создание нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для обеспечения Норильского промышленного узла на основе нефти Ванкора и создание НПЗ в Мурманске для переработки тяжелых нефтей шельфа и побережья Печорского моря. Если в первом случае решается задача снабжения крупного, но единственного города и его производств, то во втором речь идет об энергетической безопасности регионов.

Создание Мурманского НПЗ позволит не только обеспечить топливом прилегающие регионы и северный завоз, но и окажет стимулирующее воздействие на развитие проектов освоения шельфовых месторождений и развитие транспортных схем.

Предполагается, что к 2012г. около 20млн.т добычи придется на тяжелые нефти, добываемые на побережье и шельфе Печорского моря — в большинстве своем (85%) битуминозные, имеющие значительный выход более дешевого мазута при нефтепереработке. По своим качественным показателям они значительно хуже усредненной экспортной смеси сорта Юралс.

Низкое качество нефтей обусловливает значительную скидку к цене их реализации по сравнению с маркерным сортом Юралс (до 10% и более), что сказывается на рентабельности инвестиционных проектов в освоении шельфовых месторождений (Приразломное, Медынскоеморе, Варандейморе).

Вместе с тем, в Мурманскую и Архангельскую области по железной дороге ежегодно ввозится 4 млн. т нефтепродуктов с нефтеперерабатывающих заводов, расположенных в центральной части страны. При этом в топливно-энергетическом балансе областей главную роль играет мазут (3/4 от всех потребляемых нефтепродуктов).

Создание нефтеперерабатывающего завода в Печенгской губе на Кольском полуострове, в первую очередь, производства по переработке тяжелых шельфовых нефтей (аналогичный проект по переработке тяжелых сернистых нефтей реализуется на Нижнекамском НПЗ в Татарстане), позволит:
 - Обеспечить энергетическую безопасность Мурманской и Архангельской областей, в первую очередь, с позиций бесперебойного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства мазутом и снижения транспортной составляющей в его цене.
 - Увеличить вклад местной сырьевой базы в развитие экономики региона.
 - Направлять на экспорт легкие продукты перегонки с большей добавленной стоимостью и повысить рентабельность освоения шельфовых месторождений.
 - Создать дополнительные рабочие места на высокотехнологичных производствах.
 - Повысить рентабельность проекта транспортировки нефти через Архангельск на Мурманск за счет загрузки челночных танкеров мазутом на обратном пути, в первую очередь, в летний период, когда нет необходимости подогрева.
 - Снять нагрузку на Октябрьскую и Северную железные дороги, направив высвободившиеся мощности на экспорт иной продукции; тем самым портовые мощности Мурманска и Архангельска могут быть более эффективно использованы для перевалки других грузов.
 
В результате с использованием СМП будет создана схема обеспечения энергетической безопасности обширного региона.

В условиях высоких мировых цен на нефть строительство новых нефтеперерабатывающих мощностей для обеспечения потребностей отдаленных регионов, с точки зрения компаний, может быть невыгодно, но оно обеспечит общий эффект развития экономики северных регионов и страны в целом. Как отмечал 26 мая ­2004г. в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент В.В. Путин, на первом месте должна быть «реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний».

Очевидно, что для реализации этого проекта, имеющего стратегическое значение для России, государство и администрации регионов заинтересованы в создании благоприятного инвестиционного климата, включая налоговые преференции, как для отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Координация развития

В развитии СМП заинтересовано несколько регионов России, в первую очередь — Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Освоение месторождений на ­шельфе и ­побережье Арктики является важным для округа в целом ­интеграционным ­проектом, в реализации которого будут непосредственно принимать участие предприятия большинства субъектов федерации, входящих в состав округа. Предприятия СЗФО могут принимать и принимают участие в выполнении работ на различных этапах реализации проектов освоения шельфовых месторождений. Это поисковые геологоразведочные и проектно-изыскательские работы, строительство платформ (горнорудная промышленность, металлургия, машиностроение и металлообработка, инженерное обеспечение обустройства промыслов), обеспечение функционирования системы нефтегазодобычи (обычная и спутниковая связь, метеорология, обеспечение транспортных схем вывоза продукции (судостроение, судоремонт, навигационное обеспечение, функционирование береговой инфраструктуры), строительство перерабатывающих производств. Транспортный комплекс округа обеспечивает необходимые железнодорожные, морские, авиационные и автомобильные перевозки.

Реализация проектов освоения ресурсов углеводородов арктических морей требует значительной координации действий, не столько в рамках отдельных проектов по освоению шельфовых месторождений, а комплексно — как развитие единого территориального комплекса ТЭК на шельфе и побережье Печорского и Баренцева морей, связанного единой инфраструктурой и системой жизнеобеспечения, главную роль в которой играет СМП (рис. 5). Немаловажным преимуществом является то, что практически все основные портопункты северо-западной Арктики открыты для неограниченного захода судов под иностранным флагом.

Необходимо создание благоприятной инвестиционной среды не только для освоения, но и поисков шельфовых месторождений для обеспечения ресурсной базы нефтегазодобычи (в т.ч. планирование целесообразной лицензионной политики); развитие обеспечивающей транспортной инфраструктуры СМП, включая строительство танкеров, ледоколов и судов обеспечения, развитие портовых комплексов и т.п. Как показывает опыт, при управлении пространственным развитием территорий не удавалось достичь согласованности действий всех заинтересованных сторон — структур Минприроды, Минэнерго, Минтранса, инвесторов, администраций субъектов федерации.

Путем решения этой проблемы является координация действий аппаратами полномочных представителей Президента России в федеральных округах. В частности, разработка и реализация комплекса мер по освоению ресурсов углеводородов шельфа Баренцева и Печорского морей проводится в рамках Экспертного совета по экономическому развитию и инвестициям при Полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе как элемент реализации «Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года».

Дата: 14.06.2005
Михаил Григорьев
"НефтьГазПромышленность" 4 (16)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!