Нормативно-правовое регулирование транспортировки углеводородов в арктической зоне

1 стр. из 1

Требования к реализации работ на море

Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. №7-ФЗ, по которому сбросы и выбросы вредных веществ и захоронение отходов допускаются при наличии разрешений, выданных специально уполномоченными государственными органами управления РФ, ведущими деятельность в области охраны окружающей среды.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. применим к территориальному морю — прибрежной зоне шириной 12 миль, по которому:
 - запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных бытовых и других отходов. Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства РФ;
 - запрещается осуществлять сброс неочищенных (загрязненных) сточных вод, необработанных в соответствии с установленными нормативными требованиями;
 - запрещается осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, по которым не разработаны нормативы ПДК — предельно допустимых концентраций;
 - нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты устанавливаются исходя из условий недопустимости превышения ПДК вредных веществ;
 - запрещается сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, отнесенные к особо охраняемым, а также в зоны санитарной охраны водозаборов, в места обитания ценных и занесенных в Красную книгу видов животных и растений.
 
Закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ применим к шельфу за пределами моря РФ. Государственный экологический контроль на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений, применимых международных норм и стандартов или законов и правил РФ по защите минеральных и живых ресурсов.

Закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г., по которому:
 - поддержание морской среды в состоянии, соответствующем требованиям, обеспечивается установлением и соблюдением нормативов ПДК вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы;
 - захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещаются.
 
Все нефтеналивные суда должны удовлетворять требованиям действующих Международных конвенций и Кодекса ИМО, а также требованиям Правил Российского Морского Регистра Судоходства или Правил Российского Речного Регистра (Правила экологической безопасности для судов внутреннего и смешанного плавания).

Допустимое воздействие (объем) сточных вод на качество воды и местные экосистемы регламентируется международными (ВОЗ, ЕЭС), российскими и региональными требованиями.

Согласно «Кодексу торгового мореплавания» (КТМ), каждое судно получает разрешение капитана порта на выход в море при наличии на нем документов, обеспечивающих выполнение международных и национальных требований по предотвращению загрязнения морской среды.

Источниками повышенной опасности для ОС и персонала при погрузочно-разгрузочных операциях являются грузовые системы и оборудование (грузовые шланги, манифольды и т. д.).

При выборе характеристик шлангового оборудования необходимо руководствоваться такими документами, как:
 - OCIMF. «Наставления по перемещению, хранению, освидетельствованию и испытанию шлангов в эксплуатационных условиях», 1995 г. (Guidelines for the Handling, Storage, Inspection and Testing of Hoses in the Field).
 - OCIMF. «Рекомендации по приемным устройствам нефтяных танкеров и связанному с ними оборудованию». 1991 г. (Recommendations for Oil Tanker Manifolds Associated Equipment).
 
Стандартами и нормами предприятий, работающих на шельфе, например: Инструкцией ОАО «ЛУКОЙЛ» по выбору и монтажу гибких трубопроводов (шлангов) для транспортировки нефти и нефтепродуктов на морских месторождениях.

Организация работ по оперативному и адекватному реагированию на разливы нефти и нефтепродуктов регулируется Постановлениями Правительства РФ от 21 августа 2000 г. №613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и от 15 апреля 2002 г. №240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», Приказом МЧС России №242 от 18 мая 2002 г. «О дальнейшем совершенствовании работы в области предупреждения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов».

Разрабатываются планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН) и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, заключаются договоры со специализированными профессиональными подразделениями и предприятиями (Мурманское Бассейновое аварийно-спасательное управление и др.)

Планом определяются основные принципы организации ЛАРН; состав технических средств и плавсредств, предназначенных для ЛАРН; проведение учений, тренировок, контроль за готовностью персонала и технических средств, лица, ответственные за ЛАРН объекта; координирующий орган и его функции, границы зоны ответственности; места базирования и количество средств ЛАРН.

Контроль за выполнением требований по предотвращению загрязнения с судов

В процессе проектирования судов контроль за выполнением международных и национальных требований в области предотвращения загрязнения морской среды с судов осуществляет РМРС, или Российский Речной Регистр, которые согласовывают проектную документацию на судно. Такое же согласование проектной документации выполняют и органы Роспотребнадзора, в части их касающейся.

Проекты строительства и эксплуатации транспортно-технологических систем вывоза нефти и нефтепродуктов проходят экологическую экспертизу.

РМРС после сдачи судна выдает свидетельство о годности судна к плаванию (классификационное свидетельство). Этой акцией РМРС как орган, уполномоченный государством, подтверждает, что построенное судно удовлетворяет всем международным требованиям, в том числе и по предотвращению загрязнения морской среды. Государственный контроль за судами, находящимися в эксплуатации под российским флагом, осуществляется в целом службами Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта и связи РФ.

В иностранных портах контроль за состоянием технических средств и организационным обеспечением выполнения требований Конвенции МАРПОЛ-73/78 и других требований на судне выполняют инспекторы порта, уполномоченные государством и имеющие мандат ИМО.

Сброс с судов водяного балласта должен осуществляться на основе следующих документов:
 - резолюции МЕРС 50(31) от 4.07.91 г. «Руководство по предотвращению внесения нежелательных водных и патогенных организмов в результате сброса с судов водяного балласта и осадков»;
 - резолюции IMO А.868(20) «Руководство по контролю и управлению балластными операциями в целях сведения к минимуму переноса вредных водных и патогенных организмов», ноябрь 1997 г.;
 - положений Международной конвенции по исключению вредного влияния организмов, перевозимых с балластной водой (запланировано принятие).

Нормативное регулирование на региональном уровне

Проекты транспортировки углеводородов должны выполняться с учетом:
 - положений региональной экологической политики в соответствии с Соглашением о разграничении полномочий в части ООС, заключенным между Правительством РФ и Администрацией региона (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий и Ямало-Ненецкий АО и др.);
 - региональных планов действий по охране окружающей среды.
 
Российская Федерация и регион в пределах полномочий, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, осуществляют государственное регулирование и управление в области охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности транспорта углеводородов.

Администрация региона обеспечивает:
 - выдачу разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия;
 - определение по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти прогнозных объемов платежей за загрязнение окружающей природной среды;
 - участие в совершенствовании экономического механизма охраны окружающей природной среды.
 
Взаимодействие федеральных и региональных органов при осуществлении государственного контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды регулируется соглашениями.

Проекты транспортировки углеводородов должны учитывать положения экологических программ, региональных и международных, направленных на сохранение биологического разнообразия региона.

Дата: 14.06.2005
В.В. Минин
"НефтьГазПромышленность" 4 (16)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!