Лучший показатель конкурентоспособности — это готовность российских предприятий

1 стр. из 1

Комментарий председателя оргкомитета по формированию и проведению российской экспозиции на Международной промышленной ярмарке «Ганновер-2005», министра промышленности и энергетики РФ Виктора ХРИСТЕНКО накануне открытия ярмарки.

В России хорошо знают Ганноверскую промышленную ярмарку и отдают отчет в том, сколь высока ее значимость и репутация в современном промышленном мире. И надо сказать, наши предприятия и фирмы регулярно в ней участвуют, демонстрируя свои достижения в самых различных областях науки и промышленности. Но, без сомнения, Ганноверская ярмарка 2005 года, участие в ней России как страны-партнера имеют для нас исключительно важное значение. Мы прекрасно понимаем, что именно широкое внедрение в производство наукоемких технологий обеспечивает безопасное будущее человечества. Но помним также, что реализация такого рода проектов возможна сегодня преимущественно на базе международной кооперации, в том числе российско-германской. В этом смысле Ганноверская ярмарка и формат участия в ней нашей страны дают нам шанс во всей полноте продемонстрировать ее экономический и научно-технический потенциал, показать инвестиционную привлекательность современной России, ее отдельных регионов и тем самым придать мощный импульс международному сотрудничеству.

Деловые отношения России и Германии имеют давнюю историю, и их можно иллюстрировать многими примерами. Достаточно напомнить о многолетнем сотрудничестве Газпрома и Рургаза АГ. Однако сейчас наши страны все более активно вступают в качественно новую фазу внешнеэкономических связей — фазу технологического сотрудничества, предусматривающего не только создание совместных предприятий по производству высокотехнологичной продукции, но и проведение перспективных прикладных исследований. Примеры этого продемонстрированы на ярмарке в Ганновере. Российский КамАЗ и крупнейший производитель автомобильных компонентов ZF Sachs AG недавно создали совместное предприятие «ZF Ката» по производству деталей грузовиков, корпорация «Иркут» сотрудничает с EADS по производству самолетных компонентов, «Российские железные дороги» и «Сименс» намерены организовать совместное производство высокоскоростных поездов. Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» стала надежным партнером Boeing, EADS и др. Она принимает участие в создании самого большого в мире самолета — А-380, — изготавливая для него всю шассийную группу штамповки. Институт робототехники и технической кибернетики представит ряд устройств, разработанных по заказу и в сотрудничестве с EADS и ESA. Перечисление такого рода примеров можно было бы продолжить и, думаю, их станет еще больше после Ганноверской ярмарки 2005 г.

Думаю, не открою большого секрета, если скажу, что участие России в Ганноверской ярмарке в качестве страны-партнера стало возможным благодаря личным договоренностям Президента России Владимира Владимировича Путина и Федерального канцлера Германии Герхарда Щредера. В соответствии с этим в рамках правительства был создан организационный комитет по формированию объединенной российской экспозиции, возглавить который было поручено мне как министру промышленности и энергетики. В его состав вошли не только ответственные представители ряда министерств, занимающихся формированием промышленной и научной политики страны, развитием различных отраслей оте-чественной индустрии, но и руководители Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты. В ходе совместной работы была выработана идеология нашего участия в Ганноверской ярмарке на основе приоритетов развития современной российской экономики. Именно эти приоритеты составят ядро объединенной экспозиции России. К ним я мог бы отнести и повышение эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов, и техническое перевооружение обрабатывающих отраслей промышленности за счет внедрения самых современных технологий. Решение этих сложных задач предполагает разработку и реализацию целого ряда конкретных программ и проектов, которые потребуют привлечения крупных инвестиций, в том числе и зарубежных.

При формировании объединенной экспозиции мы, естественно, учитывали тот факт, что Россию и Германию связывают давние партнерские связи именно в сфере энергетики. Более того, мы считаем, что именно энергетика будет оставаться тем мощным фундаментом, на котором будет строиться наше сотрудничество и в будущем. Именно поэтому в составе российской экспозиции представлены такие крупнейшие российские компании, как РАО ЕЭС, Газпром, Сургутнефтегаз. Но я бы обратил ваше внимание и на такие компании в нашей экспозиции, как «Пермские моторы» и НПО «Сатурн». Производимые ими энергетические установки, в том числе в кооперации с зарубежными партнерами, во многом определяют лицо энергетики современной России.

При этом Россию представляют ведущие научно-исследовательские институты и промышленные компании: ЦАГИ, ЦИАМ, Институт машиноведения РАН, Институт материалов, РАО ЕЭС, НПО «Сатурн», компания «Сухой», КамАЗ, «Пермские моторы», «ВСМПО-АВИСМА» и др.

Более двух сотен российских компаний подали заявки на участие в ярмарке. Мы отобрали 154 компании. Их заявки показали, что они готовы представлять Россию на международной арене высоких технологий.

Мы показали в российском павильоне все самые современные технологии. Ориентация экспозиции взята на экспортный потенциал российских предприятий.

В частности, объединенный стенд — прообраз формируемой объединенной авиастроительной компании. На этом стенде холдинговая компания «Сухой» выставила модель регионального самолета RRJ, который разрабатывается в тесном взаимодействии с европейскими компаниями, а корпорация «Иркут» — модель многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, аналогов которого пока еще в мире не построено.

Россия также представила продукт деятельности нашей автомобильной промышленности — грузовые автомобили «КамАЗ» и спортивный вариант «КамАЗ-4911» (это победитель ралли Париж-Дакар в январе 2005 года).

Продукция оборонных предприятий, в том числе и мирного назначения, на ярмарке представлена государственным предприятием «Рособоронэкспорт», на стенде которого можно было увидеть модели морских судов, одни из самых ярких экспонатов — танкер «Итиль» (судно для перевозки нефтепродуктов), круизная яхта «Россиянка», пассажирское судно «Вега». Также внимания достойны образцы средств и приборов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, различные материалы, производимые с использованием нанотехнологий.

В числе других высокотехнологичных продуктов я бы назвал лазерные комплексы для резки листовых материалов, мобильный робототехнический комплекс, а также программное обеспечение для различных сфер деятельности промышленности, медицины, сферы услуг и другие не менее интересные экспонаты.

Ганноверская ярмарка — важный этап в развитии российско-германских, или даже шире, российско-европейских отношений. Безусловно, нас ждет продолжение в виде серии двусторонних проектов в сфере высоких технологий и миллиардных инвестиций в реформы естественных монополий.

Россия впервые предложит западным инвесторам различные механизмы участия в инфраструктурных проектах. Это и реформа электроэнергетики, и газовая реформа. Важную роль Россия отводит развитию привилегированного энергетического сотрудничества с Германией, в том числе в рамках меморандума «Газпрома» с концерном «Э.ОН» от 8 июля 2004 г. Первые итоги его реализации, включая проект Североевропейского газопровода, намечено подвести к первому «Энергетическому форуму, Россия — Германия», проведение которого планируется осенью 2005 года.

Другим примером успешного сотрудничества в энергетической сфере является совместное предприятие ОАО «Газпром» и компании «Винтерсхалл» по разработке опытного участка Ачимовских залежей Уренгойского месторождения. В этом году выполняется пробное бурение, ожидается, что на производственную мощность предприятие выйдет к 2008 году.

Кроме инфраструктурного развития Минпромэнерго определило приоритетные сферы высокотехнологических производств для формирования государственно-частных партнерств авиационной и автомобильной промышленности. Так в рамках российско-германских отношений серьезной актуализации требует широкомасштабная программа сотрудничества в авиакосмической области с концерном «ЕАДС» с учетом того, что в России в процессе создания находится Объединенная авиационная корпорация — в недалеком будущем крупный участник мирового рынка производства авиационной техники. Мы с удовлетворением отмечаем подписание в декабре 2004 г. в Гамбурге соглашения между НПК «Иркут» и компанией «Эйрбас» по производству комплектующих на российских предприятиях и надеемся на увеличение объема инвестиций в данном направлении.

В конце марта 2005 г. было подписано постановление Правительства России, существенно снижающее размер таможенной пошлины в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки и, таким образом, открывающее «зеленую улицу» иностранным инвесторам. Буквально только что Минпромэнерго согласован Порядок, определяющий понятие «промышленной сборки» при ввозе автокомпонентов для производства автомобилей, их узлов и агрегатов. Мы надеемся, что создание автосборочных производств на территории России с участием немецких производителей позволит не только удовлетворить быстрорастущий спрос на российском автомобильном рынке, но и создать полноценную кооперацию с российскими предприятиями из смежных отраслей — металлургии, химии и других, — что послужит их динамичному развитию.

Как сфера потенциального сотрудничества рассматривается лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, хотя нам еще предстоит определить стратегию двухсторонних экономических отношений. Наконец, большой потенциал мы видим в развитии сотрудничества в области высоких технологий. Основными направлениями здесь могут стать биотехнологии для здравоохранения, новые материалы, нанотехнологии и наноматериалы, промышленные технологии для автомобиле- и авиастроения.

Лучший показатель конкурентоспособности — это готовность российских предприятий к участию в проектах с зарубежными партнерами. И на многих стендах мы увидели продукты совместной работы. А некоторые экспонаты пока даже не с чем сравнивать, поскольку еще нет зарубежных аналогов. Например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт представляет двигатель с управляемой степенью сжатия для легковых автомобилей малого и среднего классов. Отличительной особенностью данного двигателя является возможность автоматического регулирования степени сжатия от 7,5 до 14 в зависимости от условий движения. Экологические качества — в соответствии с перспективными нормами 2010 г.

Виктор Христенко о российско-германском сотрудничестве

Министр промышленности и энергетики РФ, председатель оргкомитета по проведению российской экспозиции на ярмарке «Ганновер-2005» Виктор Христенко выступил с докладом на российско-германском Дне экономики.

В частности, министр отметил:
— В течение последних лет Россия приобрела мировой экономический авторитет в качестве привлекательного во всех отношениях поставщика топливно-энергетических ресурсов. Сразу хочу успокоить трудящихся лондонской и нью-йоркской бирж: от этого авторитета наша страна никоим образом не отказывается.
Наряду с этим нам удалось сохранить и сберечь существенную часть прежде всего научного и технологического потенциала, ориентированного в перспективе на не менее убедительное развитие ряда других отраслей национальной экономики. Всё это время, несмотря на разного рода объективные трудности, мы стремились создать задел для позиционирования России на глобальном рынке в таких приоритетных для современной экономики отраслях, как авиа- и машиностроение, создание новых материалов в области химии и металлургии. Я намеренно ставлю здесь точку, чтобы дать возможность продолжить и детализировать этот перечень моим коллегам.

По материалам, предоставленным Министерством промышленности и энергетики РФ

Дата: 29.06.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (80)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!