|
|||||
1 стр. из 1 Реставрация Большого концертного зала Санкт-Петербургской Академической капеллы выходит на финишную прямую. Ожидается, что в конце июня будут сняты леса, а осенью артисты, выступающие сейчас на других концертных площадках, смогут вернуться на родную сцену. Задачи меняются Работы в концертном зале капеллы были начаты в октябре 2002 г. Предполагалось, что первых зрителей она примет уже в канун 300-летия Санкт-Петербурга. Однако с самого начала ситуация с этим объектом складывалась непросто. Приступив к работе, реставраторы убедились в том, что реальный объем работ будет существенно превышать запланированный: где-то, расчистив многочисленные слои краски, они обнаружили историческую позолоту, где-то состояние росписи, лепнины, деревянного и резного декора требовало проведения более масштабного комплекса мероприятий. В свою очередь специалисты КГИОП нашли новые архивные данные, указывающие на то, что облик концертного зала в советскую эпоху был изменен. В связи с этим перед генподрядчиком были поставлены новые задачи. Внесло коррективы и строительство гостиницы в непосредственной близости к памятнику. Все это привело к увеличению сроков проведения реставрации капеллы. Лучшая акустическая площадка Генеральным подрядчиком реставрации концертного зала капеллы является компания «Авентин», победившая в 2002 г.в открытом конкурсе. Ее специалисты не новички на рынке реставрационных услуг — в послужном списке фирмы представлены такие значимые для города объекты, как Театр комедии им. Н. П. Акимова, портик Перинной линии, Большой Гостиный Двор, Государственная консерватория. Однако в процессе реставрации капеллы «Авентин» столкнулся с необходимостью проведения редких даже для реставрационной практики работ. Концертный зал капеллы по праву считается одной из лучших акустических площадок Европы. Одновременно с этим его отделка выполнена в традициях старого Петербурга и не уступает лучшим дворцовым интерьерам. Зал был построен в 1889 году Леонтием Бенуа. Этот объект относят к одной из основных заслуг архитектора. Голоса выступавших на его сцене певчих звучали на октаву выше предельных человеческих возможностей. В XIX в. этот феномен изучался Академией наук. Ученые дали такой ответ: голоса хористов — не чудо, а результат блестяще реализованного инженерного решения зала. Акустику ему обеспечивает не только деревянный кессонированный потолок, но и уникальная конструкция нижнего перекрытия, заставляющая распространяться звук в заданных направлениях. Поэтому перед специалистами «Авентина» стояла задача — отреставрировать концертный зал капеллы, сохранив акустические данные. Уникальной работой стала реставрация органа капеллы. Ее выполнение было связано со значительными трудностями, поскольку в России постсоветского периода указанные работы, как правило, выполнялись силами зарубежных мастеров. Отечественная школа, бесспорно, имеет глубокие традиции, но в силу объективных сложностей новейшей российской истории многие из них были утрачены. Орган Петербургской капеллы имеет более 3 тысяч труб различного диаметра. Большинство из них было деформировано, имело сколы и трещины. Специалисты отреставрировали трубы, настроили механизм органа, провели сложные электротехнические работы по подключению пульта, восстановили декор — «французский лак». Борьба с разрушением Как уже подчеркивалось, серьезной проблемой, тормозившей реставрацию концертного зала, явилось строительство гостиницы (наб. р. Мойки, 22). Железобетонная конструкция ее здания непосредственно примыкает к капелле. В результате действий застройщика гостиницы в кирпичной кладке стен капеллы появились сквозные трещины до 55 мм.Реставраторы первыми забили тревогу. В результате была создана комиссия в составе представителей заказчика, генерального подрядчика, застройщика гостиницы, КГИОП и др., которая определила ряд мероприятий для стабилизации ситуации. Для проведения мониторинга объекта были установлены маяки. По инициативе генподрядчика было проведено обследование фундаментов капеллы. К счастью, в процессе строительства гостиницы они не пострадали. Трещины в стенах были инъектированы. Чтобы блокировать их дальнейшее раскрытие, были установлены специальные металлические конструкции. «На довольно продолжительный срок мы остановили реставрационные работы в концертном зале. Как дальше будут развиваться события в капелле в свете ведущегося по соседству строительства, тогда никто не брался прогнозировать. В такой ситуации мы не считали возможным рисковать бюджетными средствами, проводя работы, эффективность которых из-за возможных новых разрушений могла свестись к нулю. Сейчас, оглядываясь назад, я могу с уверенностью сказать, что, работая в капелле, не было дня, чтобы мы могли сосредоточиться исключительно на реставрации. Она проходила в комплексе с проектно-изыскательскими и общестроительными работами. В свою очередь администрация капеллы не только мужественно принимала удары судьбы, но и вносила в работу множество конструктивных предложений, — говорит генеральный директор ООО «Авентин» Владимир Ганжур. — Этот объект оказался крепким орешком, но, как известно, чем сложнее задача, тем больше удовлетворение после ее решения». Дата: 29.06.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 5 (80)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||