Проблемы сохранения и использования памятников промышленной архитектуры

1 стр. из 1

Наследие, оставленное нам прошлыми поколениями, обширно и многопланово. Каменную летопись Петербурга составляют не только дворцы и особняки, жилые дома и общественные здания. Северная столица всегда была крупнейшим промышленным центром России, а одним из ее символов стал кораблик на шпиле Адмиралтейства — первой отечественной верфи, заложенной Петром I. Важное направление исторического развития города отражено внушительным числом разнообразных промышленных построек.

Особый характер обширных территорий и в историческом центре, и за его пределами формируют индустриальные объекты: массивные корпуса заводов и фабрик, их высокие трубы, водонапорные башни и т. д.

Сегодня они сохраняют значение важных, иногда ведущих компонентов городского пейзажа. Расположенные вдоль Невы и ее рукавов, Обводного канала и у взморья, они имеют обширную сферу обзора и определяют облик города.

В последние годы в городе наметилась тенденция сокращения промышленности за счет вывода экологически вредных производств, усовершенствования технологических процессов и ликвидации неконкурентоспособных предприятий. Следствие — освобождение как отдельных производственных зданий, так и целых промышленных территорий. С изменением рыночного спроса и в силу других экономических факторов сокращаются площади большинства пред­приятий, расположен­ных в центральных районах, где наиболее высока стоимость земли. К этой категории можно отнести завод Сан-Галли (Лиговский пр., 60-62), фабрику С. С. Бехли (ул.Моисеенко, 22), завод «Лангензиппен» (Малая Монетная ул., 2), фабрику «Треугольник» (наб. Обводного кан., 136-138), завод Л. Нобеля (Большой Сампсониевский пр., 30), электротехнический завод Н. К. Гейслер (ул. Яблочкова, 12), табачную фабрику «Лаферм» (Средний пр., 36-38), фабрику «Красное знамя» (ул. Красного Курсанта, 25, 27), Новую бумагопрядильную мануфактуру (наб. Обводного кан., 60), мануфактуру «Воронин, Лютш и Чешер» (Кожевенная лин., 34), фабрику Мельцера (наб. р. Карповки, 27-29) и другие.

В отличие от европейских столиц, Санкт-Петербург не затронули преобразования начала ХХ в.:не были достаточно полно решены проблемы коммуникаций, мобильности рабочей силы, зонирования. Отсутствие таких серьезных урбанистических мер в прошлом предопределило сохранность в центральных районах и вокруг них целого ряда предприятий, перемежающихся с жилыми кварталами. Парадокс заклю­чается в том, что этот существенный недостаток городской среды в настоящем предоставляет богатые потенциальные возможности для ее совершенствования путем «раскрытия» проблемных деградирующих пространств и включения их в новый контекст.

Наступает время переоценки и преобразования участков, отмеченных пока на карте города серыми пятнами. Чтобы не утерять то ценное, что расположено на обширных территориях, втрое превышающих площадь исторического центра, и составить о них наиболее полное представление, Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) провел интенсивную работу по изучению, атрибуции и постановке на учет памятников промышленного зодчества. В результате обследования выявлено свыше 200 адресов, на которых распложены наиболее ценные объекты и комплексы. Списки зданий и сооружений, состоящих под государственной охраной, уточнены и ранжированы по всем трем категориям историко-культурной значимости.

Для достижения эффективных результатов необходимы не только охранные, «оборонительные», но и «конструктивно-наступательные» действия. В этом направлении сделаны первые шаги.

Один из них — перепрофилирование части комплекса Центральной водопроводной станции, занимающей обширный участок перед Таврическим дворцом. Восьмигранная водонапорная башня высотой около 50 м,стилизованная в формах романской архитектуры и напоминающая средневековый донжон, до-минирует в панораме Невы и вступает в пространственное взаимодействие со Смольным собором. В течение многих десятилетий старейшая водопроводная станция снабжала водой всю основную левобережную территорию города. Неоднократно поднимался вопрос о ее перебазировании и сносе башни, однако исторический комплекс удалось сохранить. Сейчас сооружения станции реконструируются под контролем КГИОП. Здания, выходящие на Шпалерную улицу, реставрируются и перепрофилируются под учебно-выставочный комплекс, открытый для горожан. Здесь по проекту фирмы «Аркон» создается офисно-учебный центр с рядом служебных помещений и аудиториями для экологического обучения детей. Интерьеры башни освобождены от поздних наслоений, отреставрированы по проекту студии «Интерколумниум», в них развернута экспозиция Музея воды, рассказывающая об истории водопровода. Основной архитектурный прием основан на контрасте старой кладки с прозрачными конструкциями из стекла и металла. На фасаде он выведен в виде панорамного лифта, заключенного в стеклянную шахту

Другой пример — перепрофилирование под крупный торговый центр фирмы РLATO главного здания бывшей Новой бумагопрядильной мануфактуры, уникального, хорошо сохранившегося образца первых машинных фабрик начала ХIХ в.

В здании, сооруженном по типу английских (наиболее передовых в то время), при участии предпринимателей из Англии был использован металлический сборный каркас и установлены паровые двигатели. Пятиэтажный прядильный корпус с массивными кирпичными стенами, с фасадами в стиле безордерного классицизма 1840-х гг. реставрируется, очищается от поздних наслоений и наполняется новым содержанием — торговыми и офисными помещениями. Здание другой бывшей ткацкой мануфактуры Гука на Васильевском острове (Уральская ул., 10) превращено по проекту фирмы «Салви» в крупный супермаркет. В Гавани в корпусах ситценабивной фабрики акционерного общества «Воронин, Лютш и Чешер» осуществляется проект размещения торгово-выставочного комплекса и автосалона. Семнадцать красно-кирпичных корпусов площадью свыше 30 тыс.кв.м занимают территорию рядом с Морским вокзалом. В 1990-х гг. текстильное производство было здесь прекращено, остатки оборудования вывезены. ООО «Нарвская ярмарка», получившая в аренду эти постройки, намерена развернуть здесь грандиозную выставку-продажу автомобилей, аксессуаров и запчастей. Площадей хватит для того, чтобы разместить здесь несколько фирменных салонов.

В связи с сокращением трамвайных путей освобождаются со-оружения трамвайных парков, уникальных комплексов начала ХХ в. Для одного из них, наиболее ценного в историко-культурном отношении трамвайного депо на Среднем пр., институтом «Спецпроектреставрация» по заданию КГИОП разработан проект нового приспособления. В депо, из которого в 1907 г. был пущен первый трамвай и в стенах которого собраны вагоны всех типов, существовавшие в городе начиная с конки, предполагается разместить экспозицию Музея городского транспорта.

На Лиговском проспекте расположены постройки бывшего чугунолитейного завода Сан-Галли («Буммаш»). Этот старинный промышленно-жилой комплекс основан известным предпринимателем Ф. К. Сан-Галли. В его строительстве принимали участие такие выдающиеся архитекторы, как Рахау и Горностаев. Он находится в десяти минутах от Невского проспекта. Следует заметить, что именно здесь на протяжении 2-й половины ХIХ в. было изготовлено огромное количество металлического декора и конструкций для петербургских зданий и сооружений. Разумнее выглядит здесь торгово-офисный центр, а не производство машин для бумажной промышленности. Близость с железнодорожной магистралью дает возможность развернуть в глубине территории складские терминалы.

Обращенные на Лиговский проспект здания заводоуправления и особняк владельца с прекрасно сохранившимися интерьерами могут стать идеальным вариантом для представительских помещений; протяженные корпуса цехов решено преобразовать в торговый пассаж. Таков проект многофункционального комплекса, предполагаемого к размещению в стенах завода, разрабатываемый студией «Витрувий и сыновья».

Комплекс зданий бывшей табачной фабрики «Лаферм» (им. Урицкого) занимает квартал на пересечении Среднего проспекта и 9-й линии Васильевского острова. Основанная в середине ХIХ в. купцом Р. Шписом фабрика изготавливала популярные папиросы и являлась поставщиком Двора Его Императорского Величества. Лицевые корпуса, построенные в 1908–1913 гг. по проекту архитектора Р. И. Кригера, являются яркими примерами архитектуры модерна и состоят под государственной охраной. Сейчас табачное производство перебазировано за пределы города, а здания фабрики переданы ООО «НС», представляющему интересы британской компании Генри Чичестер. Пять из восьми корпусов реставрируются и приспосабливаются под многофункциональный коммерческо-деловой комплекс. В нем будет блок офисов под иностранные и торговые компании, сеть бутиков европейского уровня, кафе, салоны и туристические центры.

Варшавский вокзал, вокруг которого так долго кипели страсти, приютил старую железнодорожную технику, а в помещениях самого вокзала предполагается разместить торгово-деловой центр фирмы «Адамант». Удалось уберечь от сноса не только само здание вокзала, но и окрестные производственные корпуса: депо, мастерские, водонапорную башню, поворотный круг и т. д. Здесь, вокруг вокзала, можно разместить не только раритетную технику, старые железнодорожные вагоны и паровозы, но и терминалы.

Интересным примером постройки современных производственных зданий в сложившемся комплексе корпусов старой фабрики стала реконструкция построек Экспедиции заготовления государственных бумаг («Гознак», наб. р. Фонтанки, 144) — памятника истории и культуры федерального значения. Новые производственные корпуса по набережной и Дерптскому переулку органично вписались в историческую застройку. В первую очередь было отреставрировано здание заводоуправления с садом, палисадником и фонтаном, построенное в начале ХIХ в. при первом директоре Экспедиции — А. Бетанкуре. Сейчас ведется реставрация церкви Святого Андрея Критского и Технической школы, входящих в состав комплекса.

Можно упомянуть и начало проектных работ по перепрофилированию Леонтьевского мыса — превращению этой важной городской территории, занятой производством, в жилой район; перепрофилированию корпусов комплекса «Треугольник», протянувшихся вдоль Обводного канала; выведению производства из невской части завода «Арсенал»; частичному перепрофилированию корпусов Невской бумагопрядильной фабрики на Синопской набережной; перепрофилированию канатной фабрики М. Я. Эдварса и Ц. А. Кавоса (Пискаревский пр., 8) и многие другие. Однако эти работы находятся еще пока в самой начальной стадии.

Кардинально эту сферу недвижимости может оживить общегородская программа действий по реабилитации промышленных построек.

Такая политика существует во многих странах, где промышленность уходит из города по причинам экономического, экологического, социального и технологического характера. Ценные в историко-архитектурном отношении промышленные объекты перепрофилируются, приносят своим владельцам доход и поднимают их престиж. Проекты, связанные с индустриальными памятниками, реализуются на паях, поскольку срок их окупаемости велик, а процесс санации и благоустройства промышленной территории не под силу осуществить одному частному инвестору.

Идея придания старым промышленным комплексам новых функций сейчас реализуется в Лондоне, Париже, Берлине, Гамбурге, Манчестере и даже в таком далеком от индустрии городе, как Венеция. Можно провести множество параллелей: возрожденный комплекс Арсенала в Венеции и пустующая до сих пор Новая Голландия; знаменитый, хотя и спорный, Докленд-Сити в Лондоне и нерационально используемые территории таких судостроительных гигантов, как Адмиралтейский и Балтийский заводы; всемирно-известный выставочный комплекс вокзала д’Орсэ в Париже и наш пока еще пустующий Варшавский вокзал; музей истории техники и жилой комплекс в газгольдерах Вены и праздные башни Главного газового завода на Обводном канале.

Уникальные возможности размещения в таких сооружениях (с их мощными стенами и пространствами, с витражами и башнями) галерей гостиниц, офисов и концертных залов еще недостаточно используются в нашем городе.

Однако первые положительные примеры, перечисленные выше, позволяют оптимистично смотреть в будущее индустриального наследия Санкт-Петербурга.

Главная задача, которая стоит перед государственными органами охраны памятников, — не становясь тормозом на пути преобразования и совершенствования городской среды, сохранить в новых экономических, социальных и технологических условиях эту ценную часть национального достояния. Только совместными усилиями городских властей, специалистов и предпринимателей можно спасти ускользающие следы индустриальной истории Санкт-Петербурга — Петрограда — Ленинграда.

Выступление на 2-ой Международной конференции «Современный ландшафтный дизайн городской среды (жилые, промышленные и транспортные территории)».

Дата: 07.10.2004
М. С. Штиглиц
"Петербургский строительный рынок" 11-1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!