Зачем камень городу Петра

1 стр. из 1

Имя Петр буквально означает «камень». Но, закладывая Санкт-Петербург у ворот Балтики, царь Петр I думал не столько о закреплении здесь своего имени, сколько о том, чтобы утвердиться в этом стратегически важном для нашей страны месте.

Решение построить каменный город было принято как дело государственной важности. В 1714 г. издается указ о запрете каменного строительства всюду, кроме столицы. Сюда начинают свозить камни, приезжают со всех концов страны каменотесы. Каждый житель города должен поставить на общественные нужды 100 камней. Это камень, собранный с полей Русской равнины. Он и лег в основание новой Российской столицы.

Камень входил в убранство Санкт-Петербурга постепенно. Камнем мостили дороги, выкладывали берега прудов и каналов. Постепенно он создавал неповторимый облик «Северной Венеции».

Первый каменный дом города был построен в 1710 г. из камня крепости Ниеншанц. Впоследствии не раз одни и те же камни переходили с одних построек в другие; так в Михайловском замке использованы камни Пеллы и мрамор Исаакиевской церкви. Это напоминает путешествие драгоценных камней, которые живут дольше своих владельцев…
В этом году Санкт-Петербургу исполнилось 300 лет. В каком же состоянии находится сегодня каменное убранство великого города?

 «Драгоценный камень — важный атрибут тирании, монархии, теократии, но он, кажется, теряет свои эзотерические силы в цивилизации технократической». Этот тезис уральского геолога Э. Ф. Емлина вполне справедлив и для современного состояния природного камня Санкт-Петербурга. Старые постройки содержатся плохо. И в новых — он всего лишь материал, без особых свойств, присущих ему издревле. Видимо, камень в глазах тех, кто призван следить за его сохранностью, утратил ценность.
 
 Камень страдает. Его поверхность часто по недоразумению или нарочно оказывается покрытой краской. А их кислотная основа ускоряет разрушение. В условиях города активнее идет разрушение чисто биологическое. Научно доказано, что сообщества микроскопических грибов становятся вредными, только « напившись» кислот. Когда же их пары не выделяются, грибы спокойно живут без вреда для камня. Серная кислота — это выхлопные газы автомобилей. Таким образом мы, люди, проявляем агрессию к замечательным постройкам.
 
 Масштабы вызванных нами биологических процессов просто поражают. По данным исследователей, в разрушении камня Санкт-Петербурга принимает участие более 90 видов микроскопических грибов. Как правило, они действуют совместно с бактериями, лишайниками, микроскопическими водорослями и растениями. Так, скульптуру «Добродетели» на здании Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств «съели» 26 видов грибов, напитавшихся водой и кислотой.
 
 Активное движение транспорта в центре города, рядом с каменными памятниками, не только увеличивает агрессивность грибов, но и портит камень до неузнаваемости. Сейчас, например, трудно догадаться, что черные вазы на колоннах ограды Мраморного дворца изначально были сделаны из белого мрамора. Порой в отношении камня технократия действительно делает белое черным.
 
 Скрытый под слоем грязи и краски, сегодня каменный город просто неузнаваем. Глядя порой на унылое серое здание, никому не придет в голову, что архитектор задумал здесь игру желтых и красных песчаников или тонкий переход оттенков красного гранита. В запачканном виде каменная резьба или лепка уже не украшают здание, а, наоборот, делают грязь заметнее.
 
 Отмытый после реставрации лабрадорит на стенах Дома книги поразил жителей города яркими синими гранями ирризирующих на солнце кристаллов. А когда-то в полном блеске сияли все набережные Невы и многочисленных каналов Санкт-Петербурга. Сейчас этого блеска нет: каменные зеркала разбиты пескоструйной очисткой.
 
 Ошибок в реставрации допущено много, но самой главной является современная система охраны памятников, действующая под девизом «у семи нянек дитя без глазу». Любое действие с памятником требует многочисленных утверждений и согласований. Без разрешений идет только разрушение.
 
 Очевидно, порядок может наступить только тогда, когда облик здания будет представлять ценность для ответственных за его сохранность лиц.
 
 В городской среде природный камень приобретает ценность в соответствующей инфраструктуре. Для среды главным является возможность восстановления облика камня вместе с образом здания и использование образа здания в качестве символа для живущих людей и размещенных организаций.
 
 Образ камня допускает множество вариаций, не теряющих связи с целым. Присутствие камня, по-разному смотрящегося солнечным днем и в дождь, проявляющего глубину структуры, освобождает архитектуру от скуки заданности, заставляет одно и то же здание меняться в зависимости от погоды. Природный камень придает образу дома динамику.
 
 Инфраструктура, связанная с природным камнем, должна включать те обслуживающие организации, которые помогают зданию выглядеть достойно. Не всегда даже нужна реставрация. Порой достаточно небольшого ремонта. Регулярным хорошо продуманным уходом можно снять многие проблемы, в том числе и финансовые. Кроме того, должны быть фирмы, способные разработать образ-символ для здания и размещенных организаций. И здесь — огромные возможности для развития. Ведь руководство ряда компаний захочет иметь свои офисы в зданиях, по духу соответствующих роду их деятельности, а не приспосабливаться к тому, что досталось в соответствии с договором об аренде.
 
Координирующее звено — ответственные городские организации — тоже должны представлять город в максимально выгодном свете, чтобы действительно « все флаги в гости были к нам», и для компаний международного уровня символом мог бы стать образ каменного убранства их зданий-представительств. Выразительность камня в архитектуре будет действительно способствовать приему бизнесменов, предпринимателей и туристов. Для Петербурга это существенный источник средств на развитие и благоустройство, поскольку дома не летают, а находятся в городской среде, на фоне которой и будут жить образы делового мира.

Дата: 07.10.2004
В. В. Токарев
"Петербургский строительный рынок" 11-1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!