Русский форт «Александр I» способен составить конкуренцию «Боярду»

1 стр. из 1

Знаменитые форты в районе Кронштадта, некогда защищавшие Санкт-Петербург от нападения вражеских парусников, сегодня представляют собой памятники архитектуры конца XVIII — начала XX веков. Некоторые из них требуют спасения. Об этом мы беседуем с вице-президентом Союза архитекторов Санкт-Петербурга, директором Института архитектуры, президентом «АМР» О. С. РОМАНОВЫМ и его заместителем М. В. САДКОВЫМ.

— Впервые вопрос о необходимости отдать форты в руки коммерческих структур прозвучал, насколько я помню, пару лет назад. Связано это было с предполагаемой реконструкцией форта «Александр I». Называлась и сумма проекта — 4,2 млн. долларов, и управляющая компания — ЗАО «Форт». Что изменилось с тех пор?

О. РОМАНОВ: «С фортами вопрос обострился. Во-первых, в основном это островные сооружения. А во-вторых, проблема принадлежности: часть их — собственность Кронштадта, некоторые присоединены к строящейся дамбе, четверть, примерно, остается за военными. Но почти все находятся в полузаброшенном состоянии. Еще в 80-х гг. наша фирма разработала концепцию использования всех (!) фортов. Потом, уже на базе нашей концепции, КГИОП сформулировал и утвердил в Министерстве культуры статус их как памятников архитектуры. Военным они уже не нужны. Форты привлекательны как объекты культуры. Но их надо восстановить. Фирма «Морская лига», например, взялась за реконструкцию форта «Константин». Но дела идут вяло. «7-ым Северным» фортом, заинтересовалась другая фирма. И везде сложности имущественного порядка. Де-факто форты существуют, а юридически их как бы нет. Ни у военных, которые владели фортами до последнего времени, ни в администрациях нет ни паспортов, ни других основополагающих документов, на основе которых форты можно сдавать в аренду, продавать и т. д. Пока никто не взял на себя ответственность за судьбу этих сооружений в Финском заливе. В 1998 г. большинство фортов были переданы в распоряжение администрации Кронштадта. Та начала было инвентаризацию и паспортизацию, но, видимо, не довела работу до конца, и фирмы, которые хотят взять их в коммерческий оборот, не могут преодолеть административный барьер. Единственный форт, где уже кое-что сделано — это форт «Константин». И то потому, что он примыкает прямо к дамбе, рядом с главным фарватером».

— Что с фортом «Александр I»? Ведь это красивейшее произведение военной архитектуры своего времени…

О. РОМАНОВ: «Вопрос повис в воздухе. Владелец форта — воинская часть — пообещала отдать их ЗАО «Форт», потом от своих слов отказалась. В результате вокруг «Александра I» разразилась баталия: идет судебное разбирательство. Фирма «Форт» готова начать работы, архитектурная мастерская «АМР» проектные работы почти завершила, а самый красивый и представительный форт, который способен составить конкуренцию известному французскому форту «Боярд», находится как бы во «взвешенном» состоянии. Там можно было бы создать гостинично-театральный комплекс. ЗАО «Форт» уже провело там несколько различных шоу».

М. САДКОВ: «Компания  обес-печила безопасное посещение: оградила дверные и оконные проемы, которые находились в аварийном состоянии, сделала расчистку лестниц и поставила легкие временные перила, потому что чудесные перила чугунного литья, к сожалению, разрушены. Прекрасные ворота со львами бронзовой чеканки были снесены и считаются утраченными. К счастью, найдены некоторые их детали и сохранились архивные чертежи. ЗАО «Форт» поставило временные ворота, чтобы затруднить проникновение злоумышленников внутрь. Были попытки вывезти даже гранитные блоки. Над фортами в 80-х годах пронесся буквально опустошительный ураган по сбору металлолома…».

— Вы упомянули о гостинично-театральном комплексе в форте «Александр I». Что еще интересного планируется сделать?

О. РОМАНОВ: «Имеются условия, которые выставил тот же КГИОП. Одно из них — сохранить внешние обводы, т.е. силуэты всех фортов. Внутри мы можем пофантазировать. Но у нас самих есть внутреннее ограничение. Мы не можем, например, рушить прекрасные своды. Основываясь на этом, мы и предложили организовать в форте «Александр I» театрально-концертную деятельность, плюс гостиничный комплекс, т.е. то, что может привлечь туда петербуржцев и гостей города. Там возможно создание классической сцены, на которой сможет выступать даже балет. Есть варианты зала: стеклянная кровля, открытый зал и раздвижная светопрозрачная конструкция. Всё зависит от финансирования. Мы знаем, что возле английской морской базы Портсмут есть такие же форты, которые уже продаются коммерческим структурам и используются ими. В одном из них сделана раздвижная стеклянная крыша, т. е. технически это вполне выполнимая задача. Кстати, такая крыша снимает ряд и пожарных вопросов.

Возвращаясь к вашему вопросу, добавлю, что в реконструированном форте возможно проведение фестивалей и выставок при одновременном расселении приезжих в теплые гостиничные номера, уютные и экзотические. Конечно, при сохранении каких-то традиций: униформа работников, стрельба из пушек и т. д. На «Константине» уже стреляли. Понравилось… Думаю, что сегодня другой функции, кроме развлекательной, форты выполнять не смогут.

Наша мечта — сделать для начала хотя бы один форт предметом гордости. К нам приезжали представители Всемирной организации любителей фортификационных сооружений. Когда они смотрели, в их глазах был восторг. Говорили: «Если вы что-то здесь сделаете, к вам пойдут потоки морских туристов». Форт «Константин» мог бы работать вместе с «Александром I» по приему и таможенному досмотру прибывающих к нам яхт, обеспечению гостиничных и эксплуатационных услуг с предоставлением развлекательных и познавательных программ, с проведением дальнейших экскурсий по Санкт-Петербургу и Кронштадту, с разработкой туристических яхтенных маршрутов вдоль российского побережья и т. д.».

М. САДКОВ: «На Северо-Западе России нет ни одной цивилизованной яхтенной стоянки, которая могла бы работать по приему катеров и яхт. По этой причине весь крейсерский яхтенный туризм заканчивается в Таллинне и в Хельсинки. Учитывая это в нашей концепции, практически на всех фортах одной из доминирующих прописаны прием и обслуживание яхт, маломерных судов. В крупных фортах вполне возможно поставить мастерские».

— Вы как инициаторы верите, что ваш проект в ближайшие годы будет реализован?

О. РОМАНОВ: «Мы — верим. Наша уверенность основана на появившемся интересе у деловых структур к проекту».

М. САДКОВ: «В городе уже приняты программы развития туризма и гостиничного бизнеса. Форты должны в них входить. Думаю, власти не будут тормозить процесс. Жаль только упущенного времени…».

Дата: 07.10.2004
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 11-1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!