Развитие портов на Балтике

1 стр. из 1

Как правило, статьи о проблемах дефицита портовых мощностей в Финском заливе начинаются словами: «После распада Советского Союза Россия потеряла (указывается количество) портовых мощностей...» и далее по тексту. Не стоит повторять все уже известные доводы и резоны.

Следует отметить, что такая постановка вопроса в последнее время все больше теряет актуальность по мере того, как Россия при транспортировке ее стратегических экспортных грузов избавляется от доминирующего положения портов сопредельных государств и снижаются экономические и политические риски, связанные с внешней торговлей страны. Вступление стран Балтии, а также возможное вступление России в ВТО приведет к тому, что выбор той или иной транспортной схемы будет связан только с экономическими критериями.

Последние годы в нашей стране наблюдается довольно резкий рост внешней торговли, в соответствии с этим растет и спрос на транспортные услуги. При этом прогресс в транспортной отрасли также хорошо виден. Несколько фактов, подтверждающих этот довод:
 - c 1992 по 2003 гг. грузооборот российских портов на Балтийском море вырос с 8 до 76,2 млн. т, а в 2004 г. превысил отметку в 100 млн. т, то есть достигнут рост более чем в 12 раз — такие темпы роста превышают как среднемировые, так и среднеевропейские;
 - впервые за более чем 50-летний период в России появились и продолжают развиваться два абсолютно новых порта: порт «Приморск» и порт «Усть-Луга», которые будут обладать самыми современными и экологически надежными портовыми комплексами с высокой конкурентоспособностью;
 - к 2005 г. будет завершено строительство самой совершенной на Балтике системы безопасности мореплавания;
 - особенно интенсивно развиваются контейнерные перевозки: за последние 5 лет (с 1999 по 2003 гг.) контейнерный грузооборот портов Финского залива вырос почти в 3 раза — с 224 до 656 TEU;
 - согласно Федеральной программе «Модернизация транспортной системы России. 2002–2010 гг.», к расчетному сроку войдут в строй российского флота современные специализированные суда.
 
ОАО «Ленморниипроект» постоянно выполняет исследования, связанные со стратегическим планированием развития транспорта. Среди наиболее крупных разработок — программа развития российских портов на Балтийском и Северном бассейнах, генеральные схемы портов «Санкт-Петербург», «Выборг», «Усть-Луга», «Приморск», «Высоцк» и «Ломоносов». Последняя работа — «Генеральная схема портовых комплексов в Финском заливе» — дает наиболее актуальный прогноз грузопотока портов Финского залива. Прогноз грузооборота определен исходя из оптимистического и пессимистического сценариев развития внешней торговли РФ. На 2010 г. грузопоток для портов Финского залива Балтийского моря оценивается в диапазоне от 135 до 185 млн. т, а на 2015 г. — от 170 до 245 млн. т.

Чего следует ожидать в развитии портовых комплексов Российской Федерации на Балтийском море? В ближайшее время будет продолжаться строительство терминалов порта «Приморск»: это терминал по перевалке нефти грузооборотом в 60 млн. т, ориентированный на трубопроводы АК «Транснефть», и терминал по перевалке светлых нефтепродуктов грузооборотом до 17,8 млн. т, ориентированный на трубопроводы АК «Транснефтепродукт».

В порту «Усть-Луга» продолжает строиться угольный терминал. Кроме того, ведется строительство терминала по приему автомобильно-железнодорожных паромов, контейнерного терминала.

Контейнерным терминалам уделяется особое внимание. В Санкт-Петербурге модернизируются терминалы на III районе, на территории ОАО «Петролеспорт», на острове Котлин, заявлены проекты в городе Ломоносов, в районе станции «Бронка». По оценкам специалистов ОАО «Ленморниипроект», к 2015 г. суммарный контейнерный грузооборот портов Финского залива может достигнуть в оптимистическом варианте 4350 тыс. TEU.

Основной упор при строительстве терминалов делается на проектирование специализированных высокотехнологических комплексов с большой интенсивностью перевалки. Это связано с другим направлением развития портовых комплексов — увеличением тоннажа флота и соответствующими требованиями к проходным осадкам. Новые терминалы строятся глубоководными и с обеспечением необходимых морских подходов.

Таким образом, развитие морского транспорта в Балтийском регионе интенсивно осуществляется по всем упомянутым направлениям, оказывая тем самым существенное влияние на экономику и внешнюю торговлю России.

Дата: 08.04.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 3-1
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!