Транспортники берут курс на государственно-частное партнерство

1 стр. из 1

Правительство России на одном из последних своих заседаний одобрило стратегию развития транспорта РФ до 2020 г., подготовленную Минтрансом.

По мнению главы федерального транспортного ведомства Игоря Левитина, стратегия позволит на четверть сократить травматизм на дорогах и удвоить ВВП. Потому как, по мнению министра, «для России транспорт — основной инструмент решения политических, экономических задач и проблем безопасности». Планируется за счет развития транспортной инфраструктуры на 25% сократить гибель и травматизм на дорогах. В стратегию, над которой работали правительство, регионы, администрация президента, отраслевая наука, включен и аспект военной безопасности.
Документ подразумевает работу в два этапа: с 2005 по 2010 гг. и с 2010 по 2020 гг. К 2020 г. планируется завершить создание единой опорной сети транспортной системы страны, которая позволит снизить расходы пользователей только по автомобильному транспорту на 16%.
Одна из характерных особенностей стратегии, лежащая в ее основе, — сближение интересов бизнеса и государства, развитие государственно-частного партнерства. По мнению Игоря Левитина, государство намерено активно привлекать частные инвестиции, чего до сих пор не было.

В основе стратегии — ограничение функций государства

По мнению заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Анатолия Голомолзина, в основе стратегии развития транспорта России лежит ограничение функций государства как хозяйствующего субъекта. Как считает один из руководителей Федеральной антимонопольной службы, присутствие государства в транспортной отрасли сегодня избыточно как в сфере производства и услуг, так и в вопросах регулирования. Государству следует уйти с конкурентных транспортных рынков и перейти к коммерческому использованию транспортной инфраструктуры, привлечению к ее созданию и эксплуатации частных операторов.

В стратегию включены положения, предложенные ФАСом, о том, что нахождение в руках государства контрольного или блокирующего пакета того или иного акционерного общества может быть оправдано лишь на переходном этапе и только в отношении компаний, которые определяют устойчивость целых сегментов национального рынка транспортных услуг.
Как считает Голомолзин, государственные унитарные предприятия, конкурирующие с частными операторами на рынке транспортных услуг, должны быть приватизированы. А в перспективе возможна поэтапная приватизация и отдельных элементов транспортной инфраструктуры. Государство обязано стимулировать и поддерживать конкуренцию на рынке транспортных услуг, предотвращать возникновение правовых и административных барьеров при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Функцией государства, полагают в антимонопольном ведомстве, также является обеспечение структурных преобразований на транспорте. Это и интеграция транспортных систем стран СНГ в мировую транспортную систему, и создание условий для инноваций, и стимулирование внедрения передовых технологий перевозок грузов и пассажиров, основанных на принципах логистики. В качестве основных направлений развития рынка транспортных услуг российское антимонопольное ведомство рассматривает сокращение монопольного сектора на рынке, разделение потенциально конкурентных и монопольных сфер транспортной деятельности, обеспечение равноправного доступа потребителей транспортных услуг к инфраструктуре отрасли, устранение неоправданных административных и экономических барьеров.

Государство ждет поддержки от бизнес-сообщества

Взаимодействие бизнес-сообщества и власти при реализации стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 г. и федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» обсудили и на заседании «круглого стола» в Торгово-промышленной палате России.
По словам вице-президента ТПП России С. Н. Катырина, многие из предложений представителей бизнес-сообщества были учтены при разработке стратегии развития транспорта РФ на период до 2010 г. и откорректированной федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». В ТПП справедливо считают, что тема успешного развития российского транспорта актуальна не только для самих транспортников, но и для товаропроизводителей и потребителей, так как доля транспортной составляющей в ВВП очень значительна.

В Минтрансе признаются, что для развития российского транспорта очень важен фактор диалога бизнеса и власти. И Россия сегодня делает пока только первые шаги в этом направлении. Главные сегодняшние трудности в развитии транспортного сектора — это недостаточный уровень финансирования и несовершенство законодательной базы. По этим вопросам государство в том числе ждет помощи от бизнес-сообщества.

Так, директор департамента развития инфраструктуры и инвестиций Минтранса России О. Ф. Шахов говорит, что сложившийся в России уровень финансирования транспортной инфраструктуры не отвечает макроэкономическим и социальным потребностям развития страны. Сегодня объем инвестиций в инфраструктуру транспорта едва превышает 2% ВВП, в то время как в большинстве других стран мира этот показатель составляет не менее 4% от валового внутреннего продукта. Как показывает мировой опыт, в условиях дефицита или ограниченности бюджетных ресурсов одним из эффективных инструментов обеспечения адекватной финансовой базы развития транспортной инфраструктуры могли бы стать механизмы государственно-частного партнерства.

Независимые экспертные оценки показывают, что потенциальная емкость рынка частных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры России оценивается на уровне $10–12 млрд. в год. Инвесторы выражают заинтересованность участвовать в проектах, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, но одновременно ставят перед властью вопросы о необходимости дать рынку ясные ориентиры, отраженные в долгосрочных стратегических планах Правительства Российской Федерации.

Учитывая исключительную важность диверсификации источников финансирования транспортной инфраструктуры, Минтрансом России были внесены необходимые коррективы в транспортную стратегию и федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» в части описания базовых принципов и приоритетных проектов развития государственно-частного партнерства в транспортной отрасли.
В настоящее время Министерством транспорта ведется работа по подготовке развернутого реестра приоритетных инфраструктурных проектов, реализацию которых планируется осуществлять на принципах проектного финансирования с привлечением ресурсов и инвестиций частного капитала.

Как пример успешной реализации ряда проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства О. Ф. Шахов называет морской транспорт. Что касается других отраслей транспортного комплекса, то здесь примеров эффективного взаимодействия государства и бизнеса в области развития транспортной инфраструктуры пока еще крайне мало. А в дорожном хозяйстве фактически все расходы по содержанию и развитию дорожной сети сегодня ложатся исключительно на бюджет.

Серьезными препятствиями для привлечения крупных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры являются несовершенство законодательной базы, низкая инвестиционная привлекательность отрасли. В настоящее время Минтрансом России совместно с другими заинтересованными ведомствами ведется активная работа по разработке необходимой нормативно-правовой базы, выработке организационно-правовых и финансовых положений.
Для реализации транспортной стратегии государство выделило 300 млрд. руб. По мнению министра транспорта Игоря Левитина, требуется еще столько же. В этом мог бы помочь бизнес. Господдержка будет направлена на финансирование объектов дорожного хозяйства, поддержание безопасности на дорогах, развитие транспортной инфраструктуры и субсидирование социально-значимых перевозок.

В Правительстве России считают необходимым активизировать законотворческую деятельность, в частности в 2005 г.запланирована подготовка ряда законопроектов, в том числе о транспортной безопасности, о платных автомобильных дорогах, об общих принципах организации обслуживания населения электрическим транспортом, принятие поправки в кодекс торгового мореплавания и др.
В этом году запланирован ввод 18,9 млн. тперегрузочных мощностей в морских портах, 1,5 млн. т мощностей в речных портах, строительство и модернизация 3,5 тыс. км автодорог, реконструкция ряда аэропортов. В течение 10 лет предстоит увеличить до 710 тыс. км протяженность автодорог общего пользования с твердым покрытием, в два раза повысить объем транзитных перевозок и в 2,5 раза — экспорт транспортных услуг.

90% грузов России перевозит Северо-Запад

Стратегия развития российского транспорта до 2010 г. и программа модернизации транспортной инфраструктуры, разработанная в Минтрансе, позволяет говорить и о реальном увеличении грузооборота на Северо-Западе России к этому времени до 370 млн. т. Это не менее 90% от всей грузовой базы России. Об этом заявил замминистра транспорта Александр Мишарин на совещании по вопросам развития портово-транспортной системы в Санкт-Петербурге.

В минувшем году динамичному увеличению на 30% грузооборота в регионе способствовала модернизация железнодорожных станций. Работа по модернизации в рамках стратегии развития транспорта и программы модернизации транспортной инфраструктуры будет продолжена. В частности, запланировано увеличение пропускной способности транспортной системы, в том числе путем создания 3 тыс. км дополнительных путей. По мнению Мишарина, стратегия развития российского транспорта до 2010 г. позволяет решить и главные транспортные проблемы Северо-Запада —отсутствие смежных видов транспорта и отставание транспортной техники и инфраструктуры.

Дата: 25.07.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (81)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!