Петербург — транспортные ворота России

1 стр. из 1

Санкт-Петербург — европейские ворота России, транзитный мост между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом — единственный из крупнейших российских мегаполисов, в котором представлены 6 видов транспорта. В транспортной системе города работают тысячи автотранспортных фирм, сотни компаний, занятых в морском бизнесе, десятки организаций, представляющих речной, авиационный, железнодорожный транспорт. Через Санкт-Петербург проходят важнейшие морские, автомобильные, железнодорожные и воздушные трассы, международные транспортные коридоры.

Дорогу контейнерам

В ближайшее время на территории Санкт-Петербурга и прилегающих районов Ленинградской обл. вырастет сеть автодорог непрерывного движения. Речь идет о завершении строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Петербурга, реконструкции автомобильной трассы Москва — Петербург и начале проектирования и строительства современного скоростного автобана между двумя российскими столицами, строительстве западного скоростного диаметра.
Ввод в эксплуатацию этих объектов позволит встроить город в систему транзита автомобильных грузов, образуемую Выборгским и Московским шоссе. В свою очередь, транспортные обходы вокруг Санкт-Петербурга и Выборга войдут в систему международного интермодального транспортного коридора № 9, который свяжет север Европы с югом России, государствами Среднеазиатского и Кавказского регионов и другими странами.

Безусловно, в перспективе роль Петербурга как крупнейшего транспортного узла в регионе Балтийского моря будет усиливаться. Поэтому правительство города уделяет сегодня первостепенное значение развитию транспортной инфраструктуры.

В этой связи большое значение приобретает развитие Петербургского морского порта. Петербургский порт занимает в России 1-е место по перевалке сухих грузов и контейнеров. Уже сейчас он принадлежит к числу наиболее динамично развивающихся российских портов. Здесь модернизирован контейнерный терминал и построен терминал по перегрузке минеральных удобрений. Увеличены мощности нефтеналивного терминала, созданы специализированные причалы по перегрузке генеральных грузов.

Одно из непременных условий его дальнейшего развития — углубление и расширение морского фарватера. Это позволит значительно увеличить его возможности по перевалке грузов. В город на Неве смогут заходить большие океанские суда вместимостью до 70 тыс. т. Программа развития Петербургского порта на период до 2010 г. согласована с Министерством транспорта России. Она предусматривает не только значительные государственные финансовые вложения, но и широкое участие в этом проекте частных компаний, как российских, так и иностранных. К 2010 г. грузооборот порта планируется довести до 62 млн. т. В портово-промышленной зоне число рабочих мест возрастет на 5,5 тыс., а налоговые поступления в бюджет города увеличатся на $27 млн.

Выполнение Петербургом роли главных торгово-морских ворот России в Европу ставит и задачу формирования оптимальной транспортной схемы подвоза и вывоза грузов. Необходимо изменение структуры грузопотоков, проходящих через Большой порт Санкт-Петербурга, с упором на контейнерные грузы.

Город активно развивает не только грузовые, но и пассажирские морские перевозки. Для увеличения потока туристов, прибывающих в Северную столицу морским транспортом, планируется построить на Васильевском острове крупнейший в России паромно-пассажирский комплекс, проложив к нему дополнительный морской канал. Новый терминал сможет обслуживать до 2 млн. пассажиров в год. Как и в случае с расширением грузового порта, в реализации этого крупного проекта будут участвовать и федеральный бюджет, и частные инвесторы. Причем предполагается, что частные инвесторы возьмут на себя даже большие финансовые обязательства, чем государство.

В ближайшей перспективе также открытие скоростного железнодорожного сообщения между Петербургом и Хельсинки. Финская сторона готова построить участок трассы на своей территории. До 2008 г. планируется построить участок скоростной трассы от Петербурга до границы с Финляндией. Намечена реконструкция аэропорта Пулково.

Транспортная реформа буксует

Транспортная реформа в Петербурге, призванная навести порядок на дорогах и дать импульс более активному развитию пассажирских перевозок, переживает трудности. Еще в прошлом году городские власти поставили задачу улучшить качество пассажирских перевозок за счет увеличения доли больших автобусов и сокращения маршрутных такси. В декабре 2004 г. был объявлен конкурс среди компаний, желающих заниматься транспортным обслуживанием населения. Бизнесменам предложили 62 лота (зоны, на которые поделен город). В лоты были включены и коммерческие маршруты, и социальные. Основной целью конкурса, как заявлял транспортный комитет, стало привлечение инвестиций в город и замена старого подвижного состава. Главным критерием для участников тендера являлось наличие автобусов большой вместимости, которые, собственно, и должны осуществлять социальные перевозки.

Однако в результате проведенного конкурса большая часть лотов досталась одному предприятию — ГУП «Пассажиравтотранс». Скорее всего, это произошло потому, что конкурсная документация была заранее составлена комитетом по транспорту с определенными преференциями «Пассажиравтотрансу» —крупнейшему городскому перевозчику, уже имеющему необходимое количество транспорта, закупленного из средств бюджета города. От желающих принять участие в конкурсе потребовали наличия технической базы (стоянок и ремонтной зоны), парка больших автобусов, отвечающих санитарным и прочим требованиям. Понятно, что этим требованиям в полной мере отвечают только крупные, давно работающие на рынке транспортных услуг организации.

Свой протест на решение конкурсной комиссии заявила Федеральная антимонопольная служба. С ней согласился и Арбитражный суд, признавший конкурс незаконным. В результате комитет по транспорту вынужден был продлить договоры с нынешними перевозчиками до конца года. Комитет по транспорту намерен объявить новый конкурс. Итоги его будут подведены предположительно в октябре.

Но можно сказать уже сейчас, что транспортный комплекс Петербурга ожидают большие перемены. Так, вице-губернатор Михаил Осеевский считает, что вся маршрутная сеть должна вскоре по новому закону стать собственностью города, и город будет определять правила на рынке перевозок. Это нужно для того, чтобы, во-первых, движение стало безопаснее, во-вторых, это позволит частным перевозчикам стать равноправными партнерами государственной компании «Пассажиравтотранс», и, в-третьих, закон предусматривает создание специальной организации, которая будет осуществлять контрольные функции, заниматься продажей билетов.

Из центра транзитного — в дистрибутивный

Большое внимание уделяется в городе развитию улично-дорожной сети. В этом году введены в строй крупнейшие объекты дорожного строительства: транспортная развязка на пересечении Дунайского и Витебского проспектов, участок Витебского проспекта от метро «Купчино» до Московского шоссе. Открыт первый неразвод-ной вантовый мост через Неву — один из участков восточного полукольца кольцевой автомобильной дороги.

Выполненные в 2002 и 2003 гг. объемы дорожных работ были наибольшими в Санкт-Петербурге за последние 50 лет. В 2004 г. дорожники также неплохо потрудились. Это, безусловно, оказало позитивное влияние на развитие экономики и городского хозяйства, улучшение жизнеобеспечения города. В свою очередь, увеличение объемов строительства и реконструкции улично-дорожной сети города ведет к росту валового внутреннего продукта, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, вызывает мультипликативный эффект в других отраслях экономики, создает благоприятные условия для экономического развития города.

Надо отметить, что такие важнейшие для города объекты, как кольцевая автомобильная дорога, комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, западный скоростной диаметр, находят существенную поддержку на самом высоком уровне — в Правительстве России, в Минтрансе, у Президента РФ В. В. Путина. Восточное полукольцо КАД президент поручил закончить в этом году, а КЗС как часть западного полукольца — ввести в строй не позднее 2008 г. Похоже, что так и может случиться — сегодня работы идут по графику и их финансирование из федеральной казны не испытывает особенных затруднений.

Для Санкт-Петербурга строительство кольцевой дороги стало катализатором развития дорожной отрасли, так как для обеспечения эффективной работы транспортного обхода потребовалось провести большой объем работ по строительству объектов, необходимых для подключения новой магистрали к улично-дорожной сети города, а также по реконструкции и ремонту городских дорог и искусственных сооружений, на которые ляжет основная нагрузка при выводе транспортных потоков на КАД.

Что касается западного скоростного диаметра, то он станет скоростной меридиональной автомагистралью, проходящей по западной оконечности города от автодороги «Скандинавия» (п. Белоостров) до выхода на автодороги «Россия», Санкт-Петербург — Псков и «Нарва». Эта первая в России платная скоростная дорога может быть построена на условиях концессии, что уже привлекает иностранных инвесторов. В настоящее время разработано и прошло государственную экспертизу обоснование инвестиций строительства ЗСД, активно идет проектирование.

В городе получит дальнейшее развитие общественный транспорт, в первую очередь —метрополитен, другие виды скоростного пассажирского транспорта. Прорабатываются проекты совместного сотрудничества города и крупных зарубежных компаний по созданию трассы надземного метро, скоростного трамвая. Движение большегрузного транспорта будет выведено за пределы города.

В правительстве города считают, что на сегодняшний день требует корректив «транспортная» идеология Петербурга. Петербург из транспортно-транзитного центра должен стать транзитно-дистрибутивным центром, то есть помимо перевалки грузов активно заниматься их обработкой, что принесет дополнительные доходы городскому бюджету. Поэтому среди дальнейших совместных планов Минтранса России и правительства Санкт-Петербурга —создание транспортно-логистических и дистрибьюторских центров.

Минтранс и Петербург

В ноябре прошлого года между Минтрансом РФ и правительством города подписано соглашение «О взаимодействии в сфере безопасного функционирования и устойчивого развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга».
В этом документе отражены практически все направления развития как транспортного комплекса Петербурга в составе всех шести видов транспорта, так и городского транспорта. Соглашение носит в основном рамочный характер, но вместе с тем предусматривает составление планов ежегодных мероприятий по его реализации. Это, в частности, договоренности с частными структурами о совместном углублении и расширении главного морского подходного канала в Петербургскую гавань, строительстве на паритетных началах нового современного пассажирского комплекса на Васильевском острове, выводе из центра города хозяйства Московской железнодорожной сортировочной станции, создании скоростной железнодорожной магистрали на Хельсинки, автомобильной магистрали на Москву и другие проекты частно-государственного партнерства.

Соглашение предусматривает совмещение федеральных программ с интересами региона. Как связаны, например, развитие международных транспортных коридоров с завершением строительства комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений и кольцевой автомобильной дороги. Оно подразумевает активное участие специалистов Санкт-Петербурга в доработке и продвижении ряда федеральных законопроектов в сфере транспорта. Речь идет, в частности, о федеральных законах «О морских портах России», «О концессионных началах в дорожном строительстве».

Дата: 25.07.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (81)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!