Первая в России лаборатория

1 стр. из 1

В 1853 г. в Институте корпуса инженеров путей сообщения начала работать механическая лаборатория. Ее торжественное открытие состоялось 28 января (10 февраля) 1854 г. Это была первая в России научная и учебная лаборатория по изучению прочностных и деформационных свойств материалов и элементов конструкций.

Инициатором ее организации и первым заведующим был известный специалист по постройке железных дорог, первый профессор по строительной механике и один из основоположников этой науки в России П. И. Собко. С первых лет своего существования лаборатория помимо обучения специалистов выполняла важные производственные заказы. Здесь производились испытания кирпича, камня, проволоки, древесины, опорных подушек рельсового пути и т. д. Под руководством П. И. Собко были разработаны первые методы тестирования этих строительных материалов.

Но поистине мировую славу механическая лаборатория завоевала под руководством Н. А. Белелюбского, который стал ее заведующим в 1873 г. Возглавив лабораторию в 28-летнем возрасте, он руководил ею почти 50 лет. Этот период в истории лаборатории называют «эрой Белелюбского». К числу капительных работ того времени следует отнести исследование свойств цемента, разработку технических условий МПС по его испытаниям и приемке, изучение свойств литого железа, рельсовой стали, железобетонных конструкций, создание сортамента прокатного металла.

Исследования, проводимые в механической лаборатории, получили широкое международное признание. Лаборатория всегда была активным участником и организатором международных конференций и конгрессов по испытанию материалов, ее оборудование демонстрировалось на многих технических выставках. С 1917 г., после смерти Н. А. Белелюбского, лаборатория получила его имя.

В настоящее время механическая лаборатория им. Н. А. Белелюбского успешно продолжает славные традиции. В 2004 г. был отмечен ee l50-летний юбилей, которому была посвящена уже ставшая традиционной VI Международная конференция по проблемам прочности материалов и сооружений на транспорте.

Ученые лаборатории не только проводят испытания строительных материалов и конструкций, выполняют заказы для нужд железных дорог России, Санкт-Петербургского метрополитена, различных строительных организаций, но и разрабатывают новые приборы. Одним из них стал механический накладной динамометр типа ДНМ-ЛИИЖТ (автор — в. н. с., доцент Н. Ф. Махновский), предназначенный для контроля усилий натяжения гибких связей (канатов, вантовых оттяжек, арматуры и т. п.). Эти приборы были разработаны в 1977 г. и многократно усовершенствовались. В 1980 г.они экспонировались на ВДНХ и получили бронзовую медаль. В настоящее время приборы защищены патентами и внесены в Реестр средств измерений РФ № 29170-05.

Динамометрами ДНМ-ЛИИЖТ контролировались усилия на многих объектах (мосты, антенно-мачтовые сооружения (АМС) линий радио- и сотовой связи, висячие большепролетные конструкции цирков, гаражей, спортивных комплексов). Эти приборы используют чисто механический принцип и поэтому не чувствительны к влиянию электромагнитных полей на радиоцентрах и в цехах заводов, предельно просты по калибровке и по технологии производства измерений.

В частности, эти приборы применялись на следующих объектах:
 -  предварительно напряженные вантовые конструкции на мостах через Неву в Санкт-Петербурге;
 -  мосты через Даугаву в Риге (1980 г.), Днепр в Киеве (Московский мост) и др.;
 -  Останкинская телебашня в Москве в период ее строительства (1968 г.);
 -  монумент Родина-Мать на Мамаевом кургане в Волгограде;
 -  работы по усилению Успенского собора в Кремле (Москва).

Коллектив ИЛ «Механическая лаборатория им. проф. Н. А. Белелюбского поздравляет всех строителей с профессиональным праздником и желает успехов в  работе!

Дата: 25.07.2005
А. В. Бенин
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (81)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!