|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В Санкт-Петербурге прошло выездное совещание руководства Федеральной лицензионной палаты при Госстрое России с начальниками обособленных подразделений филиала по Северо-Западному федеральному округу. Тема встречи — подведение итогов I квартала 2005 г. и обсуждение перспектив работы в будущем. С рассказом о работе Федеральной лицензионной палаты при Госстрое России выступил заместитель генерального директора ГУ ФЛЦ по работе с территориями Александр Шабанов. Он подчеркнул, что наиболее злободневным вопросом сегодняшнего дня, безусловно, является предполагаемая отмена лицензирования в строительной отрасли. Законопроект, предусматривающий такие изменения, вскоре будет рассматриваться во втором чтении Государственной Думой РФ. Позиция Федеральной лицензионной палаты при Госстрое России по этому вопросу хорошо известна. Руководство ГУ ФЛЦ убеждено, что такая мера совершенно не подготовлена и в настоящее время нецелесообразна, поскольку может привести к значительному ухудшению качества выполнения работ и, как следствие, снижению качества самого жилья. За сохранение лицензирования в строительной отрасли выступает как Министерство регионального развития РФ, так и подавляющее большинство субъектов Федерации. Аналогичную позицию занимает и большая часть профессиональных общественных организаций, в том числе и Российский союз строителей. Лицензирование должно быть сохранено по крайней мере до 2007 г., пока не будут разработаны и введены в действие все необходимые технические регламенты. Как бы то ни было, в настоящее время деятельность Федеральной лицензионной палаты при Госстрое России продолжается, и можно подвести ее промежуточные итоги за I квартал 2005 г. Необходимо отметить, что объемы работы ГУ ФЛЦ в целом по стране не только не уменьшаются, но в отдельных регионах и увеличиваются. Происходит это, разумеется, в первую очередь там, где растут масштабы самого строительства. В общем и целом, за I квартал 2005 г. в Центральном федеральном округе было выдано 5 770 лицензий, в Северо-Западном — 2 372, в Южном — 2 211, в Приволжском — 2 913, в Уральском — 1 197, в Сибирском — 1 795 и в Дальневосточном —685 лицензий. Всего за первые три месяца 2005 г. было выдано около 17 000 лицензирующих документов. Это примерно столько же, сколько за аналогичный период прошлого года. Также активно идет работа по повышению квалификации специалистами-строителями. Налажены стабильные контакты как с предприятиями отрасли, так и со специализированными учебными заведениями. Очевидно, что при сегодняшнем потоке новых технологий и материалов без совершенствования профессиональных навыков обойтись невозможно. Понимание этого есть и у большинства руководителей строительных компаний. В плане деятельности по повышению квалификации наибольший рост наблюдается в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Этот процесс будет продолжаться и впредь, что напрямую связано с развитием строительной отрасли в целом. Затем выступил руководитель Центра качества строительства Юрий Еремин. Он рассказал о состоянии технического нормирования и порядке разработки технических регламентов. В частности, он отметил, что для работы органов архитектурно-строительного надзора наиболее важным вопросом является наличие, состояние и актуальность нормативной базы, которая регламентирует и разрешает проблемы строительной деятельности, производства стройматериалов и конструкций. В последнее время в этой сфере сложилась непростая, запутанная и не совсем нормальная ситуация. Когда Президентом была поставлена задача вступления России во Всемирную торговую организацию, одной из проблем, тормозящих этот процесс, было состояние российской нормативной базы и ее несоответствие аналогичным западным документам. Наши нормативы были признаны слишком подробными, регламентирующими даже незначительные детали, требующими соблюдения различных норм и правил, которые во всем мире решаются строительными организациями самостоятельно. Для изменения этого положения был разработан Федеральный закон о техническом регулировании. Многие, в том числе и Госстрой России, достаточно жестко выступили против ряда основных положений этого документа, считая его нерабочим в нынешних условиях. Тем не менее закон был принят и с июля 2003 г.вступил в силу. Это не только не упростило, но еще больше запутало сложившуюся ситуацию. Чтобы закон мог начать действовать, требуется не менее 20–25 постановлений Правительства, которые регламентировали бы этот документ, но их нет и по сей день. Понимание сложности проблемы пришло и к тем, кто, собственно, инициировал принятие этого закона, — Госстандарту России (ныне — Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии). Его руководитель Г. Элькин был вынужден отметить: «Не до конца проведенные реформы сдерживают реализацию Федерального закона о техническом регулировании. Одна из причин заключается в том, что ряд конструкций закона, как показала практика последних двух лет, требует существенной доработки». И далее: «Для эффективной реализации реформы технического регулирования в 2005 г. необходимо внесение изменений более чем в 70 действующих федеральных законов». Работа это, конечно, колоссальная, но без ее выполнения добиться работы самого закона о техническом регулировании практически невозможно. Наиболее болезненная точка в затронутом вопросе это, собственно, сами регламенты. Они должны быть обязательны к исполнению в отличие от сугубо добровольного процесса получения национального стандарта. Распоряжением Правительства России от 6 ноября 2004 г. была утверждена программа разработки технических регламентов на 2004–2006 гг. В нее входит 75 документов, из которых около 35 так или иначе касаются вопросов строительства. К сожалению, в их подготовке не принимали участия ни Госстрой, ни другие ведомства и организации, занимающиеся строительной отраслью. Чтобы проиллюстрировать к чему это приводит, достаточно заглянуть в один из недавно принятых документов — «Объект технического регулирования: обеспечение безопасности восстановленных бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений». Представляется очевидным, что технический регламент должен устанавливать какие-то обязательные для исполнения нормативы. Соблюдение же этих параметров обеспечивает безопасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды и пр. Но в указанном документе не наличествует ни одной нормы. Его авторы ограничиваются фактически лишь неким «благим пожеланием» — «Восстановленные бетонные и железобетонные конструкции зданий и сооружений должны обеспечивать требуемый уровень безопасности людей, материальных ценностей и охраны окружающей среды». Что такое этот «требуемый уровень», каковы его параметры и критерии оценки — остается неизвестным. Непонятно также и то, как, собственно, можно работать с этой «декларацией». Из положительных сдвигов можно отметить разработку программы национальных стандартов на 2005 г. Стандартизация — дело, безусловно, добровольное, но большинство серьезных строительных компаний и предприятий стройиндустрии, способных качественно работать, охотно проходят эту процедуру, чтобы получить независимую оценку своей деятельности. Также нужно сказать о создании в составе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии специального технического комитета по строительству (приказ от 22 октября 2004 г.). Прежде такого специализированного подразделения в этой структуре не было вообще. Его председателем стала Л. С. Баринова, известная своей работой в Госстрое. Впрочем, пока, к сожалению, работа этого комитета, как и вообще всех органов системы национальной стандартизации, находится в зачаточном состоянии. Далее Юрий Еремин коснулся юридического вакуума, образовавшегося в вопросе принятия и использования строительных норм и правил. Разночтения в различных законах и подзаконных актах привели к тому, что СНиПы из документов обязательных превратились в рекомендательные. Имеющиеся прецеденты судебных процессов по несоблюдению строительными организациями тех или иных СНиПов подтвердили необязательность их выполнения. Система нормирования строительной деятельности, таким образом, совершенно распадается. Одной из форм борьбы с таким положением может стать преобразование СНиПов в ГОСТы. Всего по всем регионам Северо-Запада на настоящий момент выдано свыше 27 тыс. лицензий. За истекший квартал по округу принято дел на лицензирование — 2 287. Выдано лицензий — 2 374; в том числе: на проектирование — 523, на строительство зданий и сооружений — 1 826, на проведение инженерных изысканий — 25. Данные по областям региона указаны в табл. 1.
В рамках контрольной деятельности проведено 1 447 проверок в округе. По их итогам выдано 1 234 предписаний, вынесено 255 предупреждений, приостановлено действие 45 лицензий. Данные по областям указаны в табл. 2.
За отчетный период в различных учебных заведениях Северо-Западного региона повысили квалификацию 2 646 человек. Наибольший вклад в это дело внесли Петербургский государственный университет путей сообщения, Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Петрозаводский государственный университет и Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Работа по всем направлениям деятельности регионального филиала ГУ ФЛП будет продолжена в соответствии с намеченными планами. Затем с отчетами о проделанной работе выступили начальники подразделений Северо-Западного филиала Федеральной лицензионной палаты при Госстрое России по Карелии, Коми, Псковской, Новгородской, Архангельской, Калининградской и другим областям региона. Дата: 25.07.2005 Андрей Зюзин "Петербургский строительный рынок" 6-7 (81)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||