Это — первый. Как работает крупнейший домостроительный комбинат страны

1 стр. из 1

Вопреки традиции нашего издания, вообще-то скупого на комплименты, о ДСК-1 почему-то хочется говорить в превосходных степенях — сильнейшее, крупнейшее, профессиональнейшее. Мало кто из строительных организаций может похвалиться таким послужным списком, как первый домостроительный комбинат Москвы и страны — первый и по наименованию, и по объемам строительства. Вопреки утверждениям о скорой и страшной кончине крупнопанельного домостроения, комбинат успешно работает и является бесспорным флагманом гражданского строительства в стране. Наш собеседник — первый заместитель генерального директора по экономической политике Андрей Александрович Паньковский.

–Андрей Александрович, в настоящее время многие эксперты утверждают, что крупнопанельное домостроение неизбежно уступит место монолиту, а в сегменте эконом-класса — «канадской» каркасно-щитовой технологии. Так ли это?

— На сегодняшний день дома, построенные ДСК-1, по целому ряду параметров отвечают уровню столицы — это и очень красивая архитектура, и современные решения по планировке, и конструктивная надежность. Пример тому — дома на Рубцовской набережной. Комплекс выглядит как небольшой замок, хотя создан на основе изделий серии П-44 Т и их модификаций. Дом серии «Юбилейный» является произведением строительного искусства и может позиционироваться на рынке домов бизнес-класса. Это здание соответствует всем требованиям по свободной планировке, внешнему виду, инженерному обеспечению, высоте потолков.

Должен подчеркнуть, что основная заслуга в сохранении и развитии комбината, в том числе весьма качественной адаптации нашей продукции к современным требованиям рынка, принадлежит руководителю ДСК-1 В. Е. Копелеву. Это настоящая легенда строительного комплекса, человек, который стоял у истоков крупнопанельного домостроения и обладает неоценимым опытом промышленного метода в гражданском строительстве. Таким образом, сегодняшнее крупнопанельное домостроение — уже не те плоские формы, которые привыкли видеть в конструкциях, хотя мы имеем возможность выстроить и привычную плоскую коробку — впрочем, так порой поступают и приверженцы монолитного домостроения.

Тем не менее мы предпочитаем строить разнообразные здания. А с точки зрения ценовых показателей и беспрецедентных темпов строительства мы существенно обгоняем другие технологии, поэтому уверены, что панельное будет востребовано еще многие годы.

Кроме того, следует учитывать возможности кооперации крупнопанельного строительного производства с другими технологиями. Например, на монолитный каркас здания могут монтироваться трехслойные ограждающие панели заводского изготовления. Или, напротив, на существующем панельном каркасе, заполнение наружных стен может осуществляться с помощью эффективных газобетонных блоков или кирпича. Такая кооперация может быть самой разнообразной, и каких-то ограничений со стороны рынка нет.

— ДСК-1 традиционно является предприятием полного цикла. Когда Вы говорите о кооперации, то имеете в виду «сумму технологий», которыми должны овладеть строители и монтажники комбината, или кооперацию с иными субъектами рынка?

— Действительно, этот вопрос актуален для эффективного выстраивания нашей деятельности. На сегодняшний день наши производственные и монтажные мощности сбалансированы — объемы производимых ЖБИ соответствуют возможностям монтажных управлений, и результат нашей работы — миллион с лишним квадратных метров жилья в год. Для обеспечения этих объемов подобран кадровый состав заводов, монтажных управлений. А для того чтобы быстро выйти на существенно большие объемы, необходимо вводить дополнительные ресурсы: и людские, и производственные.

Но, продвигая наше предложение в регионы, мы столкнулись с несколькими проблемами. Во-первых, в некоторых перспективных субъектах федерации, где наша продукция могла бы использоваться, местные власти не готовы принять наше предложение о развитии сотрудничества — они настаивают на создании местного производства. С одной стороны, руководителей региона можно понять — необходимо обеспечивать занятость. Но в то же время эта политика является тормозом для быстрого решения жилищной проблемы регионов, а также для развития связей между строительными компаниями страны и приводит к недоиспользованию производственного потенциала регионов-лидеров. В результате проигрывает страна в целом.

Но есть и второй фактор: весь наш производственный цикл годами и десятилетиями отработан под номенклатуру производимых нами изделий. Это наработанные партнерские цепочки с автотранспортниками, управлениями механизации. Они, планируя свое техническое перевооружение, ориентируются на номенклатуру производимой нами продукции. Другие же автотранспортники или механизаторы зачастую не владеют ни грузоподъемной техникой, ни парком панелевозов.

— Возможен ли «экспорт» в регионы всей производственной цепочки, по крайней мере когда местные власти откажутся от «баронской политики»?

— Этот вопрос требует детального изучения — уровень затрат на заработную плату, аренду и ряд других позиций в Москве существенно выше, чем у местных производителей, поэтому мы должны быть уверены в коммерческой эффективности таких действий. Достаточно заметным обременением на себестоимость ложится и доставка грузов железнодорожным транспортом. Наконец, требуется согласованная работа ряда компаний — тех же управлений механизации, которые должны приобрести мощную технику.

— Насколько нам известно, «Ржевский крановый завод» продолжает выпускать краны, ориентированные на крупнопанельное домостроение, например «четыреста первый»… Или ваши изделия уже ему не по силам?

— Нет, все наши конструкции и изделия находятся в рамках ГОСТ. Действительно, изготовители кранов понимают нужды строительного комплекса, причем выпускают не только модель 401, но и более современные и мощные краны. Но эти модели в регионах представлены мало — строители и механизаторы научились обходиться той техникой, что есть на данный момент в их распоряжении.

— Что касается обновления производственных фондов, собираетесь ли «довооружаться» и «перевооружаться»? В частности, с тем, чтобы освоить сборно-монолитную технологию…

— У нас значительный износ оборудования, если не сказать огромный — свыше 60%. Нам необходимо постоянно модернизировать наши фонды и заниматься реновацией всего заводского производства. Что, собственно, и происходит. Что касается полемики о том, что на рынке крупнопанельное домостроение вытесняется сборно-монолитным, мы не спорим с этим утверждением. Но, по нашим наблюдениям, на рынке достаточно места и панельному, и сборно-монолитному, и всем другим технологиям.

— Есть ли у ДСК-1 предложения для малоэтажной застройки?

— Нет, мы ориентируемся на высотные здания в 14, 17, 25 этажей — наши конструкции рассчитаны именно на такую нагрузку. Строить панельные малоэтажные здания в Москве инвесторам невыгодно, да и с точки зрения правительства, высотная застройка позволяет использовать городские территории более эффективно. Поэтому сегодня в Москве ярко выражена тенденция повышения этажности.

— Кстати, кризис продаж жилья в регионах, обозначившийся в 2004 г., привел к интересному эффекту — измельчению квартирографии, когда инвесторы начали требовать до 80% жилья — «однушки» метров по 28. И крупнопанельщики потерпели локальное поражение от монолитчиков, не успев переиграть планировки…

— У нас тенденций к измельчению квартирографии нет. Собственно, не было и кризиса продаж, а лишь стагнация спроса, основной причиной которой была, как мне кажется, не совсем продуманная позиция некоторых федеральных чиновников. Из их выступлений следовало, что жилье ни с того ни с сего станет дешевым.

— Они говорили «доступным»…

— Под доступностью надо понимать формирование механизмов приобретения жилья тем семьям, которые не готовы заплатить за него сразу по рыночной стоимости. Это формирование ипотеки, рынка кредитов, обеспечение гарантий и приемлемых процентных ставок. Именно это и сделает жилье доступным.

— А какой площади квартиры востребованы сегодня в Москве?

— Представление о спросе у нас весьма четкое, потому что мы строим и реализуем свыше миллиона кв. метров жилья в год. Наиболее востребованы 40-метровая «однушка», 55-метровая «двушка» и 80-метровая «трешка». Именно эти типы квартир на данный момент позволяют обеспечить решение массового жилищного строительства. Причем хотелось бы подчеркнуть, что это современное, высоко комфортабельное жилье.

 Массовый спрос на большие квартиры несколько снизился, москвичи предпочитают более компактное жилье, и мы реагируем на запросы рынка. У нас есть предложение двухкомнатных квартир площадью 90 м в домах новой серии ТМ-25. Впрочем, потребность в квартирах большой площади все-таки сохраняется, пусть и не в прежних объемах. В доме серии «Юбилейный» имеются трехкомнатные квартиры площадью почти 150 кв. м. Строительство зданий этой серии предполагается в тех районах Москвы, где уже сложилась устойчивая инфраструктура.
 
— Тем не менее, Андрей Александрович, какова возможная вариативность секций, с тем чтобы комбинат имел возможность маневрировать проектами в угоду рынку — например, региональному, в случае состоявшейся «доброй экспансии»?

— Если рассмотреть историю крупнопанельного домостроения, то начиналось оно с номенклатуры в 20–25 ЖБИ. А сегодня освоенная нами номенклатура — порядка тысячи изделий. У нас нет ни одного «такого же» дома, как в природе нет двух одинаковых листьев на дереве. Соответственно, мы можем использовать самые различные решения по блокировке секций в рамках нашей основной серии П44Т. Есть и более радикальные решения. Взять наш проект П-44ТМ с шагом несущих осей 4,2 м — эта серия позволяет возводить здания до 25 этажей. В разработке 25-этажная модификация с шагом 3,6 м. Одна из самых перспективных проектных серий — наши «шестимодульники», которые позволяют оптимально использовать возможности внутри-квартальных территорий. Эта серия включает набор из пары однокомнатных и пары двухкомнатных квартир — которые удобны для расселения сносимых зданий первых массовых серий.

— Возвращаясь напоследок к вопросу о «доступности жилья»: каковы все же возможности для снижения себестоимости строительства?

— Мы много и плотно работаем с научно-исследовательскими и проектными организациями, чтобы понизить себестоимость жилья. Но сколько бы не старались, жизнь указывает нам другое направление — сегодня востребовано более комфортное жилье, надежное с точки зрения чрезвычайных происшествий, с выразительным архитектурным обликом. Все это ведет к удорожанию стоимости. Что касается цен на заводские изделия, то все мероприятия по снижению цементо-, металло-, энерго-, трудоемкости наталкиваются на естественную инфляцию в стране. В строительной же отрасли инфляция идет еще выше — после того как «Евроцемент» купил ряд производств, то цены на его продукцию возросли почти вдвое. Если в марте 2004 года мы приобретали цемент по 1200 руб., то сегодня — по 2100 руб. за тонну. Выросли цены на арматуру, металлоконструкции, повышаются тарифы энергетических монополий. Таким образом, реальная инфляция, к сожалению, превышает параметры, которые обозначены в прогнозах правительства.

Но тем не менее у нас не было таких лет и месяцев, чтобы продукция ДСК-1 — наши квартиры — стояли невостребованными. Потому что мы обеспечиваем людям самое важное — это жизненное пространство. Уверен, что с развитием экономики страны все большее количество и москвичей, и россиян из регионов смогут приобрести комфортное и качественное жилье.

Дата: 10.08.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2 (40) спецпроект
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!