|
||||||||||||||||||||||
1 стр. из 1 В 2003–2004 гг. ЦНИИМОД проанализировал размерно-качественнный состав пиловочного сырья применительно к лесопромышленному комплексу Архангельской области и разработал технологический регламент производства пилопродукции в условиях лесосеки и промежуточных складов. В составе деловой древесины, заготавливаемой в эксплуатируемых лесах Северо-Запада России, до 40 % составляют сортименты диаметром до 18 см. Они образуются из вершинной части при раскрое хлыстов (до 15 % от их объема) и от рубок ухода. Тонкомерная хвойная древесина от рубок ухода представляет собой медленно растущую и сравнительно прямослойную древесину с плотными волокнами и с небольшим числом сучков. Из нее получаются прочные пиломатериалы высокого качества. Вершинные бревна из крупномерных хлыстов имеют здоровые сучки, которые практически не ослабляют прочность пиломатериалов. По данным Белорусского технологического института, главные прочностные показатели древесины диаметром 6–16 см ниже, чем древесины спелой, всего на 8–10 %. Финские исследователи определяют следующие области применения пиломатериалов из тонкомерных бревен: строительные детали, строительные фермы зданий, деревянные клееные конструкции, деревоклееные плиты, столярно-мебельные изделия, строганая пилопродукция, деревянные поддоны и тарные комплекты. При раскрое тонкомерного пиловочника выход пиломатериалов составляет 43–44 % от объема распиленного сырья. На одном мастерском участке лесозаготовительного предприятия в год заготавливается 30–50 тыс. куб. мкруглых лесоматериалов в хлыстах, из них 10–15 тыс. куб. м тонкомера может быть эффективно переработано в пиломатериалы и щепу. Такая технология связана с расходом мощности 80–100 кВт на комплект лесопильного оборудования производительностью 5–8 куб. м круглого леса в час с учетом обслуживающего его гидроманипулятора. Он должен быть оснащен впереди- и застаночным оборудованием, работать в неотапливаемых помещениях и приспособлен для перевозки на автотранспортных средствах, предназначенных для лесных грузов. Конструкторская документация на опытный образец такого фрезерно-пильного агрегата была разработана ОАО «Научдревпром-ЦНИИМОД». Агрегат (см. фото), получивший название ФПА-180, предназначен для переработки тонкомерных бревен в пиломатериалы стандартных размеров, а также в топливную щепу непосредственно на лесосеке или на промежуточных складах лесозаготовительных предприятий. Технические характеристики агрегата ФПА-180
Подающий конвейер агрегата предназначен для приема бревна, ориентации его и подачи во фрезерно-брусующий модуль. Конвейер состоит из проталкивающей цепи с упором, скользящей по направляющей и проходящей через фрезерно-брусующий модуль до пильного модуля. Перед фрезерно-брусующим модулем и после круглопильного установлены прижимные вальцы. Фрезерно-брусующий модуль состоит из двух соосно расположенных шпинделей, на концах которых закреплены двухножевые торцово-конические фрезы. Каждое бревно пропускается через агрегат дважды. На втором проходе вступает в действие пильный модуль, который предназначен для деления бруса на две доски и состоит из пильного узла, закрепленного на качающейся рамке, на ней же закреплен и электродвигатель. Такое оборудование рекомендуется к применению на большинстве участков лесопиления. Агрегат может быть использован как самостоятельно, так и в комплексе с другими видами лесопильного оборудования малых предприятий (лесопильными рамами, многопильными круглопильными станками и др.). Согласно материальному балансу, при распиловке 1 куб. мкруглого леса получается 0,4 куб. м технологической щепы, 0,1 куб. м коры и 0,1 куб. м опилок. Что касается отходов лесопиления в виде щепы, коры и опилок, то из них предполагается получение генераторного газа как топлива для дизель-электростанции, которая будет вырабатывать электроэнергию, питающую лесопильную установку. Газогенератор мощностью 100 кВт потребляет около 0,4 куб. м щепы в час. Превращая тонкие бревна в 4-кантный брус в лесосеке, можно практически без потерь в выходе пиломатериалов на 30 % сократить объем перевозок древесины из леса на завод, а это для условий лесопромышленного комплекса Архангельской области — почти 400 км. Стоимость транспортировки леса на такое расстояние составляет: автотранспортом — 100 руб./куб. м, по железной дороге —50 руб./куб. м. Столь очевидная экономия на перевозках, надеемся, подтолкнет лесозаготовителей к повсеместному внедрению подобных фрезерно-пильных агрегатов. Дата: 23.08.2005 В. Ф. Щеглов "ЛесПромИнновации" 4 (6)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
||||||||||||||||||||||