VIII съезд лесопромышленников Ленинградской области: В центре внимания — проект Лесного кодекса

1 стр. из 1

VIII съезд НП «Союз лесопромышленников Ленинградской области» состоялся в конце мая в Доме областного правительства.

В работе съезда приняли участие: вице-губернатор Ленобласти Юрий Иванович Голохвастов, председатель Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Михаил Александрович Дедов, председатель НП «Союз лесопромышленников ЛО» Андрей Борисович Государев, руководитель Лесного агентства по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Виктор Федорович Чикалюк, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Дамир Равильевич Шадаев, директор Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства профессор Владимир Николаевич Петров, руководители и представители лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, лесхозов, научных центров и других структур лесной отрасли.

В лесах наступает пожароопасный сезон

А. Б. Государев, открыв заседание VIII съезда, в своем выступлении обозначил ряд проблемных моментов, над решением которых предстоит поработать. Прежде всего он остановился на проблеме защиты лесов от пожаров.

По инициативе Союза лесопромышленников Ленобласти и при непосредственном участии администрации региона в мае прошлого года был создан Фонд по предупреждению и тушению пожаров на территории Ленинградской области. Создание этой организации стало альтернативным решением задачи, поставленной Министерством природных ресурсов РФ по обязательному страхованию лесов от пожаров.

Сегодня Фонд аккумулирует отчисления лесопользователей и арендаторов лесных участков в размере 5% от суммы платежей, исчисленных по лесорубочному билету, либо от суммы арендной платы. Эти средства направляются на развитие противопожарных систем наблюдения и оповещения, содержание специальной лесопожарной техники, проведение различных противопожарных мероприятий в лесах.

Следует отметить, что контроль за деятельностью противопожарного лесного Фонда осуществляет Попечительский совет, возглавляемый председателем областного Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды М. А. Дедовым, а целевое расходование собранных средств находится под контролем Комитета финансов Ленобласти.

Очевидно, что для лесопромышленников и арендаторов, которым отнюдь не безразлично, на какие цели будут израсходованы их деньги и поможет ли это уберечь областные леса от огненной беды, работа с Фондом является  более надежной, чем ранее предлагавшийся вариант аккумулирования средств в какой-либо страховой компании. Однако, как подчеркнул А. Б. Государев, на сегодняшний день удалось собрать лишь 1,5 млн. рублей. Необходимо активнее действовать в этом направлении и Союзу, и лесопромышленным компаниям.

Итоги подведены, задачи поставлены

Продолжая доклад, А. Б. Государев подвел некоторые итоги деятельности Союза лесопромышленников Лен-области. Один из главных вопросов, который удалось в прошлом году решить хотя бы частично (при активном участии предприятий Союза и представителей лесной науки региона) — это предотвратить повышение ставок лесных податей в 2–10 раз. Для этого был проведен серьезный экономический анализ, из которого следовали однозначные выводы: повышение лесных податей поставит предприятия лесопромышленного комплекса в крайне тяжелое положение.

Особое место в деятельности всех участников лесной отрасли заняло обсуждение проекта нового Лесного кодекса. Депутат Госдумы РФ Дамир Шадаев выступил в роли одного из главных защитников интересов лесопромышленного комплекса нашей страны. Огромную работу провел и профессор Владимир Петров. Лесопромышленники региона также вели активную переписку, обосновывая минусы и плюсы нового Лесного кодекса, который, рассматривая только «лесные» отношения, не учитывает социальные и экономические последствия.

«В том виде, в каком сегодня представлен проект Лесного кодекса, — это мощный удар по лесоводам и по лесопромышленникам», — подчеркнул А. Б. Государев. В проекте главного лесного закона оказались забыты и человеческий фактор, и социальная роль лесопромышленных предприятий малого и среднего бизнеса для территорий. Субъекты в регионах полностью устраняются от лесных отношений, лесные подати уйдут в Москву и на территориях не останется ни рубля… Возможно, следует провести референдум и в любом случае продолжить работу над приведением в более приемлемый вид нового Лесного кодекса, пока он еще не принят в окончательной редакции.

Предстоит также создать согласительную комиссию между лесопромышленниками и лесным агентством по Ленобласти и Санкт-Петербургу, о чем было и соответствующее задание губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова по наведению порядка в документации, регулирующей различные аспекты отношений в лесном хозяйстве. Многие документы устарели и не учитывают ни новые условия, ни новые методы хозяйствования, ни опыт иностранных лесопромышленных компаний, которые сегодня активно работают в Ленобласти. Нужно с привлечением всех участников лесопромышлен-ного комплекса и исполнителей лесохозяйственных работ искать совместные решения в разных вопросах лесопользования.

А. Б. Государев напомнил о том, что есть определенные сложности в отношениях с железной дорогой. Если проблемы с обеспечением лесозаготовителей и лесопромышленников удавалось решить, то вопрос по радиационной защите лесов остается открытым. Железная дорога требует проводить обследования на радиационную зараженность лесозаготовок практически с каждой делянки и возить лес на проверку в Санкт-Петербург.

«Проблемных задач, которые являются достаточно сложными и в силу определенных причин пока не находят решения, достаточно много», — отметил председатель Союза лесопромышленников. Одной из таких причин является бюрократизм чиновников. Для преодоления административных барьеров нужно активнее использовать возможности Ленинградской Торгово-промышленной палаты. ЛТПП вполне реально может лоббировать интересы лесопромышленников, помогать им строить конструктивный диалог с органами власти всех уровней.

В завершение своего выступления А. Б. Государев призвал лесопромышленников проявить большую деловую активность и гражданскую ответственность в решении вопросов, определяющих положение дел в лесном комплексе.

Новый Лесной кодекс: обсуждение продолжается

Лесной кодекс РФ — главный законодательный документ для лесной отрасли, регламентирующий правила работы лесопромышленного комплекса, ведения лесного хозяйства, отношений в сфере лесопользования. Мнения по поводу проекта этого главного лесного закона так или иначе высказали в своих выступлениях многие участники съезда. Центральное место в дискуссии заняли выступления депутата Государственной Думы РФ, члена комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Дамира Шадаева и директора Санкт-Петербургского НИИ лесного хозяйства, д. э. н., профессора Владимира Петрова.

Свой доклад В. Н. Петров посвятил прогнозу экономической ситуации в лесном секторе Ленинградской области в связи с ожидаемым принятием нового Лесного кодекса.

Предваряя основную тему своего выступления, Владимир Николаевич подчеркнул, что Ленобласть имеет ряд преимуществ — прежде всего в экономической сфере — перед другими субъектами РФ. Поэтому выводы, верные для Ленинградской области, вряд ли могут быть распространены даже на соседние регионы — Вологодскую, Костромскую области, республику Карелия.

Ленобласть является привлекательной с точки зрения инвестиций, обладает достаточным количеством производственных мощностей, близостью основных лесных ресурсов к рынкам сбыта. Существует развитая сеть лесных дорог: более 4 км на 1 000 га леса. Конечно, это в 10 раз меньше, чем в странах Запада, но в несколько раз больше, чем в соседних регионах.

Другим фактором, который выгодно отличает регион от соседних, является высокий процент лесистости, близкая к оптимальной структура лесосечного фонда, продуктивность лесных насаждений. Для области также характерны достаточно высокая плотность населения, сравнительно высокий уровень заработной платы и низкий уровень безработицы.

«Все перечисленные объективные факторы в сочетании с умением работать в лесу дают основание говорить о том, что «запас прочности» у лесопромышленников Ленинградской области в несколько раз выше по сравнению с аналогичным показателем (если в качестве такового взять процент рентабельности) соседних регионов», — обозначил Владимир Петров. Средняя рентабельность лесозаготовок по состоянию на конец 2004 — начало 2005 года составляет порядка 10–15%. К сожалению, многие субъекты РФ не могут похвастаться такими показателями в лесной отрасли.

«Следствием принятия проекта нового Лесного кодекса станет повышение ставок лесных податей», — отметил В. Н. Петров. Они будут повышены, поскольку предусмотрен лишь один механизм передачи участков лесного фонда в пользование — это аукцион. Расчеты, проведенные по экономике практически всех лесопользователей региона, показывают, что в случае увеличения ставок лесных податей хотя бы в 2 раза рентабельность в среднем сократится с 15% до 1,5–2%. Ряд небольших предприятий просто закроются… При этом в той же Костромской области, где сегодня уровень рентабельности в среднем составляет около 2%, двукратное увеличение ставок лесных податей приведет к полному закрытию этого вида бизнеса.

«Вызывает тревогу и вопрос передачи лесохозяйственных функций, которые сейчас выполняют лесхозы, лесопользователям», — отметил В. Петров. Суммарный объем затрат по состоянию на 2004 г. территориального Агентства лесного хозяйства по Петербургу и Лен-области составляет 28 млн. долларов. Из них 64% — это те затраты, которые связаны непосредственно с выполнением хозяйственных функций. Таким образом, 18–19 млн. долларов, согласно проекту нового Лесного кодекса, должны быть распределены между лесопользователями Ленобласти. При этом средние затраты арендатора, связанные с ведением лесного хозяйства, составят 105 руб. на гектар.

Проведенные расчеты показывают следующее: разделение функций на производственные, контрольные и управленческие потребует от бюджета дополнительных расходов, которые не окупятся дополнительными налоговыми поступлениями и платежами за лесопользование. Вместе с тем часть лесопользователей даже в условиях значительного снижения процента рентабельности пойдет на выполнение лесохозяйственных функций, руководствуясь не столько экономическими, сколько этическими стимулами. «Можно сказать, что в России начинает формироваться новое мышление по отношению к лесопользованию, к участкам леса, взятым в аренду, приближаясь к понятию собственности», — подчеркнул докладчик.

Любое решение, которое принимается в сфере лесного хозяйства или бизнеса, должно быть экономически обосновано, будь то повышение ставок лесных податей, определение минимальной площади лесного пожара, передача в аренду участков лесного фонда на условиях аукциона и так далее. К сожалению, ряд положений нового Лесного кодекса противоречат здравому смыслу.

Целью Лесного кодекса, как, впрочем, и любого другого закона, который принимается взамен устаревшего, является обеспечение достижения следующих целей: для государства — снижение бюджетного финансирования и повышение поступлений в бюджеты всех уровней; для лесопользователей — повышение рентабельности; для лесхозов с функциями управления лесным фондом — совершенствование организации ведения лесного хозяйства и многоцелевого лесопользования с целью оптимизации доходов от лесного фонда.

Подводя итоги, В. Петров назвал целесообразной мерой возможность отложить второе чтение проекта Лесного кодекса в Госдуме хотя бы на осень 2005 г. Он также обозначил ряд пунктов данного документа, требующих корректировки. В частности, новый Лесной кодекс должен предусматривать разграничение полномочий между субъектами РФ и федеральным уровнем РФ. Следует внести большую ясность в понятие «ведение лесного хозяйства», подготовиться к работе над рядом других сопутствующих Лесному кодексу нормативных документов… В этом процессе активное участие представителей науки, предприятий лесного хозяйства и лесопромышленного бизнеса будет играть особенно важную роль.

Депутат Госдумы РФ Дамир Шадаев высказал более оптимистическую точку зрения на проект нового Лесного кодекса.

Отметив, что данный законопроект обсуждается уже около года и не менее 8 раз для его обсуждения собирались рабочие группы, в которые входили специалисты лесного хозяйства, лесопромышленники, представители общественных организаций, депутаты ГД, члены Совета Федерации, представители правительства РФ и администрации Президента РФ, он остановился на некоторых пунктах, вызвавших особенно много нареканий.

«Закон позволяет становиться собственником лесного участка, к чему, вероятно, стремился каждый, кто создавал свою компанию, развивал ее, преодолевал различные препятствия, — отметил Дамир Шадаев. — Логично, если собственник сам будет вести лесное хозяйство на своих угодьях и нести ответственность за результаты своей деятельности».

Работа по совершенствованию нового Лесного кодекса продолжается. Комитет ГД по природным ресурсам и природопользованию подготовил протокол, включающий 25 пунктов замечаний и корректировок, которые лягут в основу поправок при подготовке Кодекса ко второму чтению. В частности, предусматривается возможность оставить действующий порядок документооборота без изменений на 2–3 года.

Вступление в силу нового Лесного кодекса не приведет к разрушению сложившейся сегодня системы лесопользования. Согласно закону «О введении в действие Лесного кодекса», все, кто имеет договор аренды на срок более 5 лет, смогут просто перезаключить свои договоры с обязанностями по ведению лесного хозяйства на тот же срок действия.

Рассматривается возможность возмещать затраты лесопользователей по ведению лесного хозяйства на своих угодьях из федерального бюджета. Заинтересованность государства увеличить свои затраты на лесохозяйственные работы примерно вдвое по отношению к сегодняшним расходам базируется на том, что ожидаемым результатом станет повышение эффективности лесопользования и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

«Сегодняшний Лесной кодекс действует с 1997 г., и хотя стабильность очень важна, лесопромышленный комплекс страны почти не развивается», — подчеркнул Д. Шадаев. Темпы роста явно недостаточны для выполнения поставленной Президентом РФ задачи по удвоению ВВП. Нужны новые законодательные документы, создающие предпосылки развития. И когда начнется оборот лесных участков, тогда каждая компания сможет выпускать свои векселя, закладывать свое имущество, привлекать внешние инвестиции.
Возникнет совершенно другой уровень финансово-экономических взаимоотношений в лесном секторе, что приведет к более активному строительству лесоперерабатывающих заводов, транспортной инфраструктуры, более высокому качеству ведения лесного хозяйства.

Лесопромышленники  решили продолжить дискуссию осенью

Конечно, помимо проблем, связанных с подготовкой нового Лесного кодекса, обсуждались и другие актуальные для лесопромышленников вопросы: рентабельность лесного хозяйства, строительство лесных дорог, создание условий для освоения лесозаготовок в удаленных районах, проблемы использования осины и так далее. На съезде выступали руководители властных структур, ряда лесопромышленных компаний Ленинградской области, гости из других регионов. Однако тема введения в действие нового Лесного кодекса и вероятных последствий этого шага так или иначе нашла отражение практически во всех выступлениях.

По предложению А. Б. Государева, было решено очередной съезд Союза лесопромышленников Лен-области провести осенью, когда ГД уже примет Лесной кодекс во втором чтении, что будет предметом для обсуждения дальнейших шагов. Впрочем, пока обсуждение этого документа продолжается, необходима активная работа всех специалистов лесной отрасли. Нужно активнее поднимать проблемы, предлагать пути их решения.

Именно сейчас, пока Лесной кодекс еще не принят в окончательной редакции, каждому лесозаготовителю нужно задуматься над тем, в каких условиях ему придется вести свой бизнес.

Обсудив экономическое и социальное положение предприятий и организаций лесного комплекса Ленинградской области в свете предстоящих изменений (в связи с принятием Госдумой и Правительством РФ нового Лесного кодекса), участники съезда лесопромышленников приняли резолюцию. В тексте резолюции звучит обеспокоенность за то, как отразится принятие нового Лесного кодекса на деятельности работающих в лесной отрасли предприятий малого и среднего бизнеса.

В частности, новый Лесной кодекс прописывает только лесные отношения, совершенно не учитывая социальные последствия, которые неизбежно приведут к банкротству множество предприятий малого и среднего бизнеса. Разработчики Лесного кодекса проигнорировали многие предложения специалистов лесного хозяйства и лесопромышленников при составлении этого важнейшего для страны документа. Они проигнорировали и позицию Президента России по поддержке малого и среднего бизнеса, в котором участвуют десятки тысяч работающих, так как с принятием Лесного кодекса эта категория населения будет отстранена от работы в лесном секторе.

Завершая работу VIII съезда, председатель НП «Союз лесопромышленников ЛО» А. Б. Государев предложил расширить состав правления Союза лесопромышленников Ленобласти, включив в него генерального директора ООО «Форрест» С. Г. Рынжу, генерального директора ООО «Киришилеспром» Ю. И. Беленького и генерального директора ЗАО «Русский лес» В. И. Фаста. Участники съезда поддержали инициативу председателя, и каждый из предложенных кандидатов был принят в правление Союза лесопромышленников Ленинградской области большинством голосов.

Дата: 28.08.2005
Борис Медведев
"ЛесПромИнновации" 4 (6)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!