Рынок сухих строительных смесей: вчера, сегодня, завтра

1 стр. из 1

Сухие строительные смеси (ССС) сравнительно недавно вошли в число материалов, широко используемых в России. Это обусловило значительный рост объемов их производства в последние годы. О ситуации на этом сегменте рынка и перспективах его развития рассказывает управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей Евгений БЕЛЯЕВ.

— Евгений Вячеславович, расскажите, пожалуйста, об основных «игроках» на российском рынке ССС.

— На сегодняшний день, по данным нашего Союза, в России насчитывается более 200 предприятий, которые выпускают сухие смеси как общестроительного, так и специального (гидроизоляция, теплоизоляция и др.) назначения. Разумеется, среди них имеются как крупные производители, так и мини-заводы и небольшие технологические линии, изготавливающие ССС для нужд конкретного предприятия.

В топ-пятерку наиболее популярных на сегодняшний день на российском рынке изготовителей сухих смесей входят: группа компаний «КНАУФ» (несколько довольно крупных заводов в нашей стране); московская фирма «Унистром-Трейдинг» (торговая марка «Юнис»), московская компания «Старатели», MC-Bauchemie Russia (ранее — «ОТЛИ», марка «Плитонит») и финский концерн Maxit (до недавнего времени Optiroc, с торговыми марками «Ветонит» и «Серпо»). Эти производители на сегодняшний день контролируют около 50 % российского рынка ССС. За исключением концерна Maxit, означенные компании мы относим к российским предприятиям, поскольку все они имеют производственные базы в нашей стране.

В принципе, 10–12 крупнейших отечественных изготовителей сухих строительных смесей, имеющих федеральные брэнды, контролируют порядка 55–60 % всего нашего рынка ССС. Все остальные российские производители обладают лишь локальными брэндами, то есть их продукция не выходит за рамки «родного» региона и его ближайших «соседей».

— Каково в настоящее время соотношение на рынке ССС между отечественными и импортными материалами?

— Со времени августовского кризиса 1998 г. происходит неуклонное сокращение доли российского рынка сухих строительных смесей, контролируемой зарубежными производителями. На тот момент около 85–90 % использовавшихся модифицированных (то есть включающих в себя специальные химические добавки, обес-печивающие необходимые потребительские свойства) ССС были импортными. Впрочем, тогда весь рынок сухих смесей был совсем невелик.

На сегодняшний день 85 % российского рынка ССС прочно удерживают за собой отечественные производители. На долю импортных  смесей  остается, соответственно, 15 %, и цифра эта постепенно уменьшается. Большинство зарубежных производителей, громко заявивших о себе на российском рынке еще в 90-х г. г., пошли путем создания своих производств на территории нашей страны. Это и входящий в «топовую» пятерку концерн «КНАУФ», и известные компании «Хенкель Баутехник» (Германия) и Atlas (Польша), открывшие свои заводы в Московской области летом 2003 г., и др.

Среди импортируемых сухих строительных смесей на первом месте стоит продукция финского концерна Maxit (торговые марки «Ветонит» и «Серпо») — до 50 %. Значительную долю занимают привозные материалы группы компаний «КНАУФ» (при этом часть из них производится на заводах в ближнем зарубежье, например, в Молдавии). Примерно 6 % импорта контролирует Atlas, около 4 % — Henkel. Остальные зарубежные производители, в том числе такие уважаемые, как «Мапей» (Италия), «Киилто» (Финляндия), «Пуфас» (Германия) и др., представлены весьма незначительно.

Любопытно, что в денежном выражении картина выглядит несколько иначе. Из 20 млрд. руб., затраченных российскими строителями на приобретение сухих смесей в 2004 г., около 5 млрд. (то есть практически 25 %) были уплачены за импортные материалы. Обусловлено это как тем, что цена ССС зарубежного производства выше, чем у отечественного, так и тем, что ввозятся, в основном, сравнительно более дорогие модифицированные составы, обладающие специфическими свойствами.

— Вы назвали довольно внушительную сумму — 20 млрд. рублей, — истраченную на сухие смеси в прошлом году. Каковы же сегодня объемы производства ССС в России?

— Динамика роста производства сухих смесей очень положительная. В 2000–2002 гг. ежегодный прирост объемов выпуска ССС составлял около 50 %. В 2003 г. была достигнута рекордная отметка в 60 %. После этого темпы прироста естественным образом снизились. В 2004 г. эта цифра составила около 40 %. В этом году, по прогнозам наших специалистов, рост составит порядка 25 %, а в следующие 3–4 года, если рынок избегнет каких-либо серьезных катаклизмов, — ориентировочно 20–22 %.

В абсолютных цифрах объемы производства сухих строительных смесей в России характеризуются такими значениями: в 2000 г. — 377 тыс. т, в 2002 г. — 861 тыс. т,в 2003 г. — почти 1,4 млн. т. В прошлом году этот показатель достиг почти 2 млн. т. В дальнейшем тенденция к росту, по оценкам экспертов, сохранится. В этом году объем выпуска сухих строительных смесей достигнет 2,5 млн. т, в будущем — около 3 млн. т,а к 2008 г. приблизится к отметке 4 млн. т в год. Вне всякого сомнения, резервы для роста имеются, и весьма значительные.

В качестве основной причины сверхбыстрого прироста объемов производства в 2000–2003 гг. нужно назвать тот факт, что модифицированные сухие строительные смеси начали использоваться в России сравнительно недавно — только в 90-е гг. Соответственно, емкость рынка была очень велика. Таким образом, рост объемов производства ССС связан не только с общей положительной динамикой развития строительной отрасли в целом, но и наверстыванием отставания в использовании смесей. Кстати, по сравнению с экономически развитыми западными странами в России объем их потребления и по сей день довольно невелик. В настоящее время постепенно происходит сокращение этого отставания. Этим и объясняются «опережающие» темпы роста производства ССС по отношению к другим отделочным строительным материалам. Но по мере того, как Россия догоняет Запад по масштабам использованию смесей, темпы прироста объемов их выпуска снижаются.

— Могут ли российские изготовители ССС похвастать широким ассортиментом выпускаемой продукции?

— На начальном этапе массового выпуска сухих строительных смесей в России практически все фирмы начинали производство с самых простых и востребованных продуктов — плиточных клеев, — работая в низком ценовом сегменте. В то время на долю этих материалов приходилось до 80 % от общего объема выпуска продукции. До сих пор у многих клей является основной позицией в ассортиментном ряду (до 60–70 %). По данным партнерской компании нашего Союза — ЗАО «Агентство строительной информации», — в 2004 г. в России доля выпуска клеевых ССС составляла 48 %. На долю штукатурных смесей пришлось 27 %, шпатлевки заняли 11 %, еще 10 %пришлось на ровнители для пола и 4 %осталось за прочими видами сухих смесей (затирки и др.). В развитых европейских странах наблюдается иная картина: там доля клеевых ССС не превышает 15–20 %, тогда как различные штукатурные смеси занимают более 50 % объемов выпуска. Нам до такого положения еще далеко, но движение в этом направлении, несомненно, имеется. Радует тот факт, что в последнее время целый ряд российских производителей (например, «Старатели», «ЕК Кемикал», «Крепс», «Петромикс» и др.) концентрирует свои усилия на производстве высокотехнологичных, качественных продуктов, продолжая выпускать простейшие клеевые смеси для поддержания ассортиментного ряда.

— Какие регионы выделяются по росту производства ССС?

— В настоящее время в России можно выделить четыре основных центра выпуска модифицированных сухих смесей. Это, конечно же, Москва — безусловный финансово-экономический центр, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Новосибирск. В этих городах имеется немало серьезных изготовителей ССС, в том числе и с известными общенациональными брэндами.

В Москве (и области) располагаются производственные базы таких компаний, как «Унистром Трейдинг», «Старатели», «Хенкель Баутехник», Atlas (всего — более 50 фирм); в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — «КНАУФ», MC-Bauchemie Russia, «Крепс», «Петромикс»; в Нижнем Новгороде — «ЕК Кемикал»; в Новосибирске — «Геркулес-Сибирь», «Диола». Эти торговые марки имеют распространение далеко за пределами своих регионов.

В процентной «раскладке» лидирует, разумеется, Центральный округ (почти 60 %). Далее следует Северо-Запад (более 16 %). На остальные округа приходится менее 25 %.

В целом в большинстве регионов выпуск сухих строительных смесей развит сравнительно слабо. В принципе, почти везде существуют небольшие региональные производители, но их влияние не выходит за пределы родного города. Конкуренцию им составляет привозная продукция из вышеперечисленных центров.

— В чем специфика петербургского рынка ССС?

— Если говорить об отличиях от Москвы, то нужно отметить, что в процентном соотношении в Санкт-Петербурге строителями используется больше модифицированных сухих строительных смесей, чем в столице. То есть можно сказать, что по культуре потребления ССС, если судить по этому показателю, наш город лидирует.

Петербургский рынок отличается очень высокой конкуренцией, поэтому смеси, произведенные в других регионах, здесь практически не представлены. Строители Северной столицы отдают предпочтение своим же, петербургским производителям, а также используют импортируемую продукцию — тот же «Ветонит». Например, несмотря на неоднократные попытки крупнейших московских компаний — «Унистром Трейдинг» и «Старатели» — произвести «интервенцию» в Санкт-Петербурге, занять и удержать за собой существенную долю рынка им не удалось.

При этом продукция петербургского производства (фирмы MC-Bauchemie Russia, «Крепс», «Петромикс» и др.) достаточно успешно конкурируют с московскими продуктами во многих регионах России.

— Ранее остро стоял вопрос фальсификации сухих строительных смесей. Насколько сегодня эта проблема сохраняет актуальность?

— В Санкт-Петербурге этот вопрос стоит не очень остро, хотя контрафактная продукция периодически выявляется и здесь. А вот для Москвы это весьма актуальная проблема. Дело в том, что значительная часть сухих смесей реализуется в столице через имеющиеся во множестве оптовые строительные рынки. На них проконтролировать качество и происхождение товара практически невозможно. Подделываются, разумеется, в первую очередь наиболее популярные марки — как отечественные, так и импортные.

Можно выделить три наиболее распространенных варианта подделки ССС.

Первый из них — наиболее безобидный — сводится к тому, что «нечистоплотные» предприниматели приобретают некоторое количество ССС в стандартной упаковке (например, мешками по 25 и 30 кг), расфасовывают их в более мелкую тару (пакеты по 2–3 кг, оформление которых «срисовано» с «родной» упаковки) и реализуют. Среди частников такой продукт может пользоваться популярностью, поскольку для небольших, косметических ремонтов большие объемы материала не всегда востребованы. В общем и целом при такой махинации наносимый ущерб сравнительно невелик, ведь в итоге и производитель получил свои деньги, и покупатель приобрел качественный товар.
Второй способ заключается в том, что в «фирменную» упаковку, заказанную в какой-либо «нечистоплотной» типографии, насыпают обычный песчано-цементный состав. От этого страдает как имидж компании, продукцию которой подделывают, так и покупатель, не получив материал, который был ему нужен.

Третий способ сводится к тому, что покупается недорогая продукция какой-либо компании, с упаковки аккуратно снимается верхний слой крафт-бумаги, на место которой приклеивается «картинка» гораздо более высококачественного и дорогостоящего материала, распечатанная, например, на  лазерном  принтере. И в этом случае тоже наносится ущерб как производителю, так и потребителю.

Борьба с контрафактной продукцией идет постоянно, но сложно сказать, насколько она эффективна. В значительной степени это обусловлено недостатками в законодательстве. Тем не менее московские производители сухих строительных смесей совместно с правоохранительными органами регулярно проводят рейды по оптовым рынкам, стремясь выявить подделки. Ряд компаний (например «КНАУФ», «Старатели») начали использовать голографические наклейки, чтобы защитить свою продукцию. В настоящее время изыскиваются и иные способы борьбы с контрафактом.

— Евгений Вячеславович, какой Вам видится роль Союза производителей сухих строительных смесей?

— В настоящий момент в Союз входит 10 компаний: 4 петербургские, 4 московские и 2 крупные региональные. Это, казалось бы, не очень много, особенно если учесть, что производителей ССС в России более 200. Но на предприятиях, входящих в СП ССС, на сегодняшний день выпускается около 25 % всех российских смесей. Причем надо подчеркнуть, что наш Союз не имеет установки на лоббирование только компаний — участников Союза; наша главная задача шире: информировать строителей о тех возможностях, которые предоставляют современные высокоэффективные модифицированные сухие смеси. А такая деятельность, несомненно, идет на пользу всем производителям ССС. Поэтому даже те компании, которые сначала с недоверием относились к нашей организации, теперь вполне успешно сотрудничают с нами.

Союз располагает лучшей в России, регулярно пополняемой и обновляемой базой данных по предприятиям отрасли. На ее основе ежегодно издается справочник с наиболее актуальной тематической информацией. Причем касается она не только производителей, но и региональных дилеров, поставщиков оборудования, сырья, профильных выставочных компаний и пр. Нами издается газета «Технологии и бизнес на рынке сухих строительных смесей». Союз поддерживает корпоративный сайт в сети Интернет — один из наиболее востребованных по тематике ССС. В рамках этого проекта 2–3 раза в неделю подписчикам рассылается подборка новостей рынка. Кроме того, функционирует первый в России отраслевой Интернет-магазин специализированной литературы, причем изданной не только нашим Союзом.

Ежегодно в рамках Международной выставки BATIMAT (теперь — «Балтийская строительная неделя») мы проводим крупную конференцию BALTIMIX, на которую и приглашаем всех, кому интересна тематика сухих строительных смесей.

Дата: 27.09.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9 (83)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!