Формирование требований к системам автоматизации и управления зданиями

1 стр. из 1

Закон о техническом регулировании разделил нормативную базу на регламенты и стандарты. При этом регламенты определяют нормы, влияющие на безопасность жизнедеятельности человека, и являются обязательными к исполнению, а стандарты определяют качественный уровень исполнения систем.

Таким образом, СНиПы, использовавшиеся до принятия закона о техническом регулировании, можно отнести к документам, определяющим нижнюю границу качества исполнения систем. При этом остается вопрос: как определить уровень исполнения объекта и, в частности, систем автоматизации и управления зданием. Эту задачу планируется решать с помощью стандартов в их новом понимании — как рекомендательных документов.

За рубежом уже накоплен определенный опыт создания подобных документов. Целый ряд стандартов компаний-производителей в итоге стали стандартами де-факто — например, стандарты  компании AVAYA (AT&T) в области телекоммуникации. Ряд стандартов разрабатывается организациями, специализирующимися именно в области разработки стандартов, например VDI, или ассоциациями специалистов, например ASHRAE. И хотя такие документы носят рекомендательный характер, они находят широкое применение. В области систем автоматизации и управления зданиями большая работа ведется международной организацией ISO. Этот опыт может оказаться весьма полезным при разработке отечественных документов.

В России партнерские взаимоотношения с ASHRAE, VDI, ISO и рядом других аналогичных организаций установлен НП «АВОК». В части систем автоматизации зданий эти отношения активно развиваются комитетом НП «АВОК» «Интеллектуальные здания и информационно-управляющие системы». В частности, с использованием материалов рабочей группы 2 ISO комитетом были выпущены такие документы, как 1 и 2 части стандарта НП «АВОК» «Системы автоматизации и управления зданиями» и одноименный трехъязычный англо-немецко-русский терминологический словарь. В настоящее время к выпуску готовится 3 часть стандарта «Системы автоматизации и управления зданиями. Функции», а ранее выпущенные части — к переизданию. В перспективных планах комитета — разработка методических пособий и рекомендаций по системам автоматизации и управления зданиями.

В качестве основы для создания таких документов помимо зарубежного опыта логично рассмотреть интересы групп людей, назовем их пользователями, которые имеют отношение к процессам, протекающим на объекте в течение его жизненного цикла. Принимая такое предложение, обнаруживаем, что группы пользователей — это потребители сервисов, предоставляемых на территории проектируемого или реализованного объекта, или их производители или проектировщики, причем в течение жизненного цикла объекта роли групп пользователей могут изменяться,  они могут появляться и исчезать. С этой точки зрения сам объект с набором предоставляемых им сервисов оказывается итогом компромисса между требованиями всех групп пользователей с учетом их временной динамики на протяжении жизненного цикла объекта. Достижение такого компромисса, особенно на этапе эксплуатации объекта, является очень важной с экономической точки зрения задачей, так как эксплуатационные расходы составляют существенную часть стоимости объекта.

Требования групп пользователей выражаются в наборах сервисов, необходимых для их удовлетворительной деятельности в рамках объекта. К таким сервисам можно отнести, например, индивидуальный микроклимат в помещениях, набор телекоммуникационных услуг, услуг безопасности, биллинга (автоматизированных систем оплаты), удобство эксплуатации и т. п. Эти требования у разных групп пользователей могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Так, например, покупатели жилья хотят получить максимальное количество и качество сервисов по минимальной цене. Строительная компания заинтересована продать это жилье по максимальной цене при минимальных вложениях, т. е. при минимальных расходах на обеспечение сервисов. Компромисс состоит в том, что строители вынуждены, несмотря на удорожание объекта, закладывать в проект оборудование, обеспечивающее требуемый покупателю уровень сервисов, иначе возникнут сложности с реализацией объекта в определенной ценовой позиции. И наоборот, избыток предоставляемых сервисов по количеству и качеству приводит к резкому удорожанию объекта и ограничению возможности его реализации. Так, требования групп пользователей проецируются на уровень реализации сервисов на конкретном объекте. Формализация этих требований в поддерживающих их процессах обеспечивает формирование полноценного технического задания, гарантирующего реализацию проекта оптимальными средствами.

В современных зданиях большое количество требуемых пользователям сервисов реализуется за счет инженерных систем и систем телекоммуникации. При этом их устойчивая работа обеспечивается системами автоматизации и управления зданием. Эти системы также неразрывно связаны с системами безопасности и обеспечением энерго- и ресурсосберегающих режимов. Поскольку за время службы здания (включая строительство) более 85% от всех затрат приходится на эксплуатационные расходы, применение экономичных режимов и алгоритмов управления в современном энергонасыщенном здании становится необходимым. Это усугубляется ограничениями подводимых мощностей.

Обеспечение безопасного функционирования объекта в штатных и нештатных режимах также реализуется преимущественно системами автоматизации и управления зданиями. В этом случае особенно важным становится взаимодействие между системами пожарной сигнализации, пожаротушения, охранной сигнализации, телевизионного наблюдения, управления доступом с системами автоматизации и управления зданиями, что неоднократно отмечалось на различных мероприятиях, посвященных вопросам безопасной эксплуатации зданий [1]. Таким образом, системы автоматизации и управления зданиями на современных объектах являются базой для формирования большинства сервисов, необходимых для различных групп пользователей. В зависимости от уровня требований этих групп для конкретного объекта реализуется соответствующий уровень исполнения систем автоматизации и управления зданием. Этот вопрос может быть освещен в следующей публикации.

1. Материалы научно-практических конференций «Стройбезопасность-2003» и «Строй-безопасность-2004».

Дата: 10.10.2005
В. А. Максименко
"СтройПРОФИль" 6 (44)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!