Задачи развития ТЭК Северо­Запада России

1 стр. из 1

Стратегические направления развития Северо­Западного федерального округа (СЗФО) ориентированы на укрепление единого экономического пространства, политической и территориальной целостности, безопасности и гармоничного развития всех территорий, входящих в округ. В основе развития — решение задач оптимальной специализации субъектов Федерации в окружном, общероссийском и международном разделении труда, а также сбалансированного использования ресурсного потенциала и их конкурентных преимуществ.

Эта идеология заложена в программ­ный документ «Основные направления стратегии развития Северо­Западного федерального округа на период до 2015 года», разработанный под эгидой аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо­Западном федеральном округе и одобренный всеми 11 субъектами Федерации Северо­Запада. Стратегия развития округа в целом корреспондируется с планами развития всех входящих в него регионов.

Приоритетные направления развития топливно­энергетического комплекса Северо­Запада России определены Стратегией как исходя из задач реализации его природных ресурсных возможностей, промышленного потенциала и преимуществ благоприятного географического положения, так и предусматривая устранение дисбалансов возможного и фактического производства и потребления различных видов ископаемых энергетических ресурсов.

Основными задачами развития ТЭК Северо­Запада являются: создание узлов нефтегазодобычи на побережье и шельфе арктических морей; создание диверсифицированной транспортной инфраструктуры экспорта нефти, нефтепродуктов, природного и сжиженного газа; устранение дисбаланса использования минеральных топливно­энергетических ресурсов. Они уточняют положения принятой Правительством России в 2003г. Энергетической стратегии России на период до 2020г.

Их реализация имеет системообразующее значение для всего округа, инициируя, в частности, развитие высокотехнологических отраслей экономики. Реализация проектов вносит в уровень развития региона существенные изменения, которые способны осуществить качественный скачок в темпах развития округа, усилить геополитическое значение округа, оказать существенное влияние на развитие каждого отдельного региона при условии развития приоритетных для всего округа отраслей, изменить структуру отраслей региона.

Дополнительные импульсы развития появятся у таких отраслей промышленности, как горнорудная, металлургическая, машиностроительная, транспорт, строительство и т.п.; мощное развитие получат судостроение и судоремонт. В частности, реализация транспортных проектов потребует не только строительства систем магистральных трубопроводов, морских терминальных комплексов, но и развития обеспечивающих железных дорог и расширения пропускной способности внутренних водных путей. Для обслуживания транспорта нефти необходимо строительство атомных и дизельных ледоколов, танкеров, в том числе усиленного ледового класса, вспомогательных плавсредств.

Ресурсный потенциал Северо­Запада России и состояние его освоения

Округ располагает значительными извлекаемыми запасами минеральных топливно­энергетических ресурсов — нефти и газа (Республика Коми, Ненецкий АО, Калининградская область), угля (Республика Коми), горючих сланцев (Ленинградская область) и торфа. Наибольший народнохозяйственный интерес представляют запасы нефти и свободного газа.

Северо­Западный федеральный округ, включающий Тимано­Печорскую нефтегазоносную провинцию, Баренцево­Карскую нефтегазоносную провинцию и Балтийскую нефтеносную область, располагает значительными запасами углеводородного сырья. На долю СЗФО приходится 10% общероссийских запасов нефти и 7% свободного газа (доля извлекаемых запасов промышленных категорий составляет соответ­ственно 8,5 и 7,2%).

Извлекаемые запасы нефти, конденсата, свободного и попутного нефтяного газа составляют 7,4 млрд. т условного топлива. Запасы распределены по территории округа неравномерно — 55% запасов приходится на шельф Баренцева моря, 26% — на Ненецкий АО, 12% — на Республику Коми, 7% — на шельф Печорского моря, менее 1% — на Калининградскую область. Наибольшее количество запасов газа расположено на шельфе Баренцева моря, основные запасы нефти — в Ненецком АО. Всего выявлено более 260 месторождений.

Извлекаемые запасы нефти, представляющие для инвестора наибольший интерес, отличаются высокой степенью вовлечения в лицензирование — все запасы Калинин­градской области, почти все запасы Баренцева и Балтийского морей, Республики Коми, — 3/4 запасов Ненецкого автономного округа. Запасы газа (доказанные и предварительно оцененные), сосредоточенные на акватории Баренцева моря, в Республике Коми и Ненецком автономном округе, более чем на 3/4 вовлечены в лицензионный процесс. Округ располагает значительными возможностями расширения ресурсной базы нефте­ и газодобычи. Начальные извлекаемые ресурсы углеводородов на территории СЗФО и акватории равны 73,45млрд.т, в т.ч. нефти — 8,8 млрд.т, конденсата — 2,1млрд. т, газа — 62,5 трлн. м3, что свидетельствует о реальных возможностях наращивания сырьевой базы и открытия новых месторождений, в основном небольших по размерам. Наиболее перспективны территория Ненецкого автономного округа и шельфы Баренцева и Печорского морей.

По величине текущих извлекаемых запасов нефти СЗФО находится на третьем месте в Российской Федерации, уступая Уральскому и Приволжскому ФО. Его доля в извлекаемых запасах промышленных категорий составляет 9%, в предварительно оцененных — 13%.

За время разработки месторождений нефти суммарная добыча составила 3% от общероссийской; доля округа в текущей добыче (2003г.) — 4,4%. Степень выработанности запасов (27%) значительно ниже, чем в Южном, Приволжском и Уральском федеральных округах, что сближает округ с так называемыми «новыми» регионами нефтедобычи— Сибирским и Дальневосточным. На территории и акватории округа лицензировано 83% запасов промышленных категорий. В распределенном фонде (на лицензионных участках вида НЭ, НР и НП с правом добычи) находится 75% общих запасов; в нераспределенном фонде (лицензии вида НП) имеется 7,7% запасов. По степени лицензированности запасов округ находится на предпоследнем месте, только в Дальневосточном она ниже. Доля вовлечения запасов распределенного фонда недр в разработку — 63%, что ниже, чем в Приволжском, Уральском и Южном, но выше, чем в Сибирском и Дальневосточном ФО. Таким образом, на территории округа в настоящее время в разработку вовлечено менее половины (47%) всех запасов промышленных категорий.

По величине текущих извлекаемых запасов свободного газа СЗФО, вместе с Южным, находится на втором месте в Российской Федерации, уступая Уральскому ФО. Его доля в извлекаемых запасах промышленных категорий составляет 7%, в предварительно оцененных — 8%. За время разработки месторождений газа суммарная добыча составила 3% от общероссийской; в текущей добыче газа доля округа (2003г.) — 0,5%. Степень выработанности запасов газа округа (10%) значительно ниже, чем в Приволжском, Уральском и Южном федеральных округах, и выше, чем в Дальневосточном и Сибирском.

Особенностью округа является то, что две трети всех запасов газа округа сосредоточено на Штокмановском шельфовом месторождении, находящемся в центральной части Баренцева моря. На территории и акватории округа лицензировано 85% запасов газа промышленных категорий, которые полностью расположены на участках распределенного фонда недр.

По степени лицензированности запасов округ находится на четвертом месте, ниже степень лицензирования в Уральском и Дальневосточном округах. Доля вовлечения запасов распределенного фонда недр в разработку — 3% — самая низкая в Российской Федерации.

Развитие и создание узлов нефтегазодобычи на побережье и шельфе арктических морей

Успешное создание новых центров неф­тегазодобычи на территории и акватории Северо­Запада России возможно при одновременном обеспечении как их ресурсной базы, так и соответствующей транспортной инфраструктуры. Энергетическая стратегия России оперирует понятием «центр нефтегазодобычи» как основой планирования развития минерально­сырьевой базы топливно­энергетического комплекса, подразумевающей сочетание углеводородных ресурсов и соответствующих транспортных мощностей, таким образом центр нефтегазодобычи рассматривается как совокупность развитой эксплуатируемой ресурсной базы и системы транспортировки добываемой продукции.

Определение центров нефтегазодобычи (ЦНД) как «совокупности разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти и газа в систему магистральных трубопроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям — на переработку или экспорт» позволяет назвать их пространственно и технологически связанными системами объектов разработки УВС, его транспортировки и учета товарной продукции, то есть естественными элементами топливно­энергетического комплекса, обеспечивающими функционирование его добывающих отраслей.

Принципиальной особенностью Северо­Запада, которую необходимо учитывать при планировании развития ТЭК округа, является наличие маргинальных экспортно­ориентированных центров нефтегазодобычи (побережье и шельф Печорского моря, побережье и шельф Балтийского моря), не имеющих связи с системой магистральных трубопроводов и возможности рентабельной транспортировки сырья на нефтеперерабатывающие заводы или газораспределительные сети на территории России, в силу чего эти центры не оказывают никакого влияния на энергетическую безопасность страны, но играют значительную роль в обеспечении экономической безопасности и создании транспортной независимости страны.

С позиций управления пространственным развитием территорий выделение центров нефтедобычи обеспечивает решение задач не только управления развитием ресурсной базы с целью обеспеченности добычи, но и моделирования нагрузки на транспортную инфраструктуру с целью оценки времени появления возможного дефицита или избытка транспортных мощностей.

Координация геологоразведочного процесса в пределах целостных ЦНД увязана с возможностями обеспечивающей существующей и планируемой инфраструктуры, а не разобщена по административным единицам и территориям деятельности предприятий­недропользователей. Для недропользователя обеспечивается снижение стоимости освоения месторождений и повышение эффективности инвестиционных проектов за счет распределения расходов по созданию транспортной инфрастуктуры и систем подготовки нефти и газа между всеми недропользователями, ведущими добычу в пределах ЦНД, при государственных гарантиях равного доступа недропользователей к объектам производственной инфраструктуры. Облегчается координация лицензионного процесса, проводимого на федеральном уровне, в ведении которого находится управление стратегическими видами полезных ископаемых, к которым относится углеводородное сырье, и на местном — обеспечивающего управление общераспространенными видами минерального сырья (строительные материалы и водоснабжение для обустройства месторождений), что актуально, в первую очередь, для северных территорий Ненецкого АО.

Выделение ЦНД обеспечивает разработку оптимального комплекса мер по обеспечению вовлечения в разработку необходимых для поддержания объема добычи различных групп запасов и ресурсов — разрабатываемых месторождений, неразрабатываемых месторождений распределенного и нераспределенного фондов недр, перспективных площадей. Подобный подход анализа структуры ресурсной базы ЦНД позволяет оценить обеспеченность их различными запасами и ресурсами и определить наиболее эффективный комплекс мер по обеспечению добычи — подготовка готовых объектов к лицензированию, проведение геологоразведочных работ на участках распределенного фонда недр и организация поисковых работ на перспективных площадях нераспределенного фонда недр, а также прирост запасов на разрабатываемых объектах за счет переоценки.

Продолжение следует

Дата: 21.10.2005
М.Н.Григорьев
"НефтьГазПромышленность" 6 (18)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!