Арабский мир и Россия

1 стр. из 1

Несмотря на существующие стереотипы, арабский мир нельзя рассматривать как единое пространство для развертывания интересов российского бизнеса.Стратегические преимущества региона — его расположение и нефтяные ресурсы пока в основном используют западные компании. Учитывая последние политические события, у России появляется возможность вернуть свое присутствие на рынках Северной Африки и Ближнего Востока.

Территориальная близость, почти абсолютное преобладание исламской религии, историческое прошлое, официальный единый язык — все это способствует заблуждению, что модель бизнеса, построенная с одной из стран региона, будет эффективна и в другой. Однако арабский мир далеко не однороден. Между 22 арабскими государствами существуют серьезные различия в политическом устройстве и законодательстве. Султанат Оман соседствует с Йеменской Республикой. Такие же кардинальные различия существуют и в уровне экономического развития, структуре национального производства и потребления. Арабские государства разнятся и по стилю делового общения, культурным традициям и менталитету. Основные экономические отличия связаны с разным уровнем специализации, внешнеэкономической политикой, объемом задолженности, степенью открытости рынка, уровнем развития финансовой системы, а также вовлеченностью в мировую экономику.

Страны арабского мира характеризуются разными темпами экономического роста и уровнем дохода на душу населения. Йемен, Мавритания, Судан, Сомали относятся, согласно классификации ООН, к числу наименее развитых стран мира. В то же время Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия входят в группу стран с высоким уровнем дохода наряду с такими государствами, как США, Великобритания, Швейцария, Канада.

По расчетам, основанным на данных последнего обзора Международного валютного фонда (МВФ) World Economic Outlook, за последние пять лет средние темпы роста экономик арабского региона составили 4,5%. С 2000 по 2004гг. включительно высокие темпы роста демонстрировали Катар (7,9%), Судан (6,5%), ОАЭ (6,1%). Темпы роста экономик других стран были примерно в два раза ниже: Ливан (2,3%), Сирия (2,9%), Ливия (3%). Девять арабских государств имеют стабильно положительное сальдо текущего платежного баланса, в то время как 5 стран испытывают хронический дефицит текущего платежного баланса. Иордания, Ливан, Судан, Сирия, Сомали относятся к странам, серьезно обремененным внешним долгом. Тогда как Кувейт, Оман, Саудовская Аравия, ОАЭ являются чистыми кредиторами.

Более подробно остановимся на структуре валового внутреннего продукта (ВВП). Среди арабских государств есть странымоноэкспортеры, прежде всего энергоресурсов, и страны, характеризующиеся диверсифицированным внутренним рынком. Даже страны Персидского залива, обладающие крупнейшими запасами углеводородов, не являются исключительно поставщиками сырья.

Нельзя сказать, что доля нефти и газа в структуре производства и экспорта является доминирующей. К примеру, ОАЭ обладают самой диверсифицированной структурой экономики. По оценкам экспертов МВФ, 70% ВВП и около 50% экспорта ОАЭ не связано с добычей и переработкой энергоресурсов. В Катаре и Кувейте доля неэнергетического сектора в производстве и экспорте составляет 50% и 52% соответственно, а в экспорте — 9% и 25% соответственно. Незначительна доля экспорта товаров неэнергетического сектора и у Саудовской Аравии — 13%.

В арабском мире несколько государств борются за статус ведущего финансового центра в регионе. У Бахрейна, празднующего в этом году 30­летие создания офшорного финансового центра, недавно появились конкуренты. Ливан, процветающий на протяжении 1960–70х гг. и потерявший статус международного финансового центра в результате затянувшейся гражданской войны, сейчас пытается вернуть утраченное лидерство.

В сентябре 2004г. было объявлено об образовании Международного финансового центра в Дубае. В 2005г. был создан Финансовый центр в Катаре и начало функционировать Управление Финансовым центром Катара, главной задачей которого является повышение капитализации рынка и создание в стране финансовой структуры, способной обслуживать динамично развивающуюся экономику.

Среди общих проблем арабского мира можно назвать стремительный рост населения региона. Так, через 15–20 лет в регионе необходимо будет создать 100 млн. рабочих мест. Дефицит квалифицированных кадров, недостаток и неразвитость исследовательских институтов, слабое внедрение информационных технологий и Интернета препятствуют гармоничной адаптации арабских стран к новым мировым реалиям. Не­эф­фективное управление государством (коррупция, бюрократия), потребность в новых рынках сбыта, низкая доля в мировой торговле заставляет арабские страны пересматривать экономическую политику, принимать меры по либерализации внутренних рынков и внешнеэкономической деятельности, улучшать инвестиционный климат.

Особое значение для российского бизнеса имеет желание арабских стран диверсифицировать внешнеэкономические связи. Следует заметить, что большинство ближневосточных государств активно продвигаются в этом направлении. Сейчас они реально рассматривают партнерство с российскими компаниями как выгодную возможность снижения степени экономической зависимости от Запада. В такой ситуации усиление экономического сотрудничества России со странами арабского региона считается перспективным и взаимовыгодным. К тому же в последнее время создаются политические предпосылки для активизации деловых контактов со странами Ближнего Востока и Северной Африки. По словам министра иностранных дел России С.Лаврова, отношения с арабским миром — один из стратегических векторов политики России. Аккредитация представителя России, первой неарабской страны в Лиге арабских стран, также призвана упрочить взаимные интересы.

Дата: 21.10.2005
Ирина Ахмед Зейн Айдрус
"НефтьГазПромышленность" 6 (18)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!