|
|||||
1 стр. из 1 В «Энергетической стратегии России до 2020г.» показано, что для поддержания добычи нефти во всех регионах Российской Федерации необходима форсированная подготовка новых запасов, что требует, в свою очередь, интенсивного проведения геологоразведочных работ и соответственно затрат, существенно превышающих достигнутые в последние 10 лет. Переход на новую систему недропользования в начале 1990х гг. привел, по сути, к краху геологоразведочной отрасли, о чем ярко свидетельствуют фактические «достижения» в этот период в Российской Федерации. За последние 10 лет из недр было извлечено более 3,2 млрд. т нефти и 5,8 трлн. м3 газа, а подготовка новых разведанных запасов нефти и газа составила соответственно 2,6 млрд. т и 4,9 трлн. м3. При этом необходимо отметить, что большая часть подготовленных к освоению запасов была получена на ранее выявленных месторождениях. Ситуация «провала» с геологоразведочными работами (ГРР) середины 1990х гг. стала выправляться с введением целевого налога на воспроизводство минеральносырьевой базы, но с введением Налогового кодекса в 2002г., к сожалению, вновь наметилась негативная тенденция сокращения объемов ГРР и соответственно подготовки новых запасов нефти и газа, что особенно тревожно на фоне постоянно растущей добычи нефти. Так, начиная с 1999г. ежегодный прирост добычи нефти в России составлял от 6,3 до 10,9% и суммарный темп добычи за последние пять лет вырос на 52% (соответственно с 302 млн. т до 458 млн.т). Накопленный отбор нефти за пять лет составил 1,9 млрд. т. Суммарно за пять лет прирост запасов нефти составил 1,47 млрд. т, т.е. коэффициент воспроизводства запасов составил 0,77, а если говорить о периоде после отмены ВМСБ (2002–2004гг.), то этот показатель еще хуже — 0,61. Прирост запасов нефти по России начиная с 2001г. неуклонно снижался. Даже в денежном выражении, несмотря на огромные темпы инфляции, пик инвестиций в ГРР был пройден в России в 2001г. (48,3млрд.руб.), затем в 2002г. произошло их сокращение до 35,5 млрд. руб. (73,8% к предыдущему году). В объемах поисковооценочного бурения (1,1 млн. м) снижение составило 43%. В 2003 и 2004гг. в России были достигнуты показатели, сопоставимые с 2002г. Доля средств из федерального бюджета, направляемых на геологоразведочные работы, в последние пять лет оставалась на стабильно низком уровне (1,3–6,4% от общего объема финансирования ГРР, в 2004 г. — 2%), а распределение их по регионам не могло не вызывать недоумения у многих специалистов отрасли. Так, большая часть финансирования из бюджета РФ под лозунгом концентрации средств была направлена в такие регионы, как УралоПоволжский и ЗападноСибирский и на шельфы морей, существенно менее значимая — в ВосточноСибирский. А такой, например, регион как СевероЗападный, несмотря на то что он обозначен в Энергетической стратегии как один из регионов развития, из бюджета не финансировался (в 2004г. доля бюджетного финансирования составила 0,02% от суммарных затрат на ГРР в регионе). В настоящее время изученность территории СевероЗападного федерального округа и примыкающих акваторий Арктического шельфа различными геологогеофизическими методами в целом остается достаточно низкой и крайне неравномерной, что не всегда позволяет дать объективную оценку перспектив как нефтегазоносности отдельных районов, так и нефтегазоносных комплексов. Глубоким бурением пройдено около 3700 глубоких скважин в Ненецком автономном округе и Республике Коми и 250 — в Калининградской области. Крайне низка изученность глубокозалегающих (>5км) горизонтов. Если в интервале разреза до 3км одна скважина приходится на 131 кв.км территории перспективных земель, от 3 до 5км — одна скважина на 279 кв.км, то в интервале глубин от 5 до 7км одна скважина приходится на 7360 кв.км (ТПП). Уровень добычи нефти в основном добывающем регионе СевероЗапада — ТиманоПечорской провинции уже в ближайшие годы может быть доведен до 40–45 млн. т в год, а с учетом вовлечения в освоение прибрежных морских месторождений Печорского моря возможно достижение объемов добычи в СевероЗападном регионе до 55 млн. т в год и более. При этом отбор максимальных объемов нефти планируется на период 10–15 лет. Уже разведанные месторождения нефти региона при их интенсивном освоении не позволят обеспечить долгосрочное поддержание намеченных отборов. В целом СевероЗападный регион России обладает значительным потенциалом для расширения сырьевой базы нефтяной и газовой промышленности (см.журнал «НефтьГазПромышленность» №5 (17)/2005, стр. 28–30). Для компенсации отборов нефти подготовкой новых запасов и продолжительного поддержания стабильного уровня добычи нефти в пределах только суши СевероЗападного региона необходимые инвестиции в геологоразведочные работы оцениваются не менее чем в $250–300 млн. ежегодно. В последние годы финансирование геологоразведочных работ в регионе производится в существенно меньших объемах. Так общие затраты на геологоразведочные работы за пять лет (в 2000–2004гг.) на суше ТиманоПечорской провинции составили около 18,6млрд. руб., в т.ч. 0,15 млрд. руб. (менее 1%) — средства федерального бюджета. В случае намеченного к реализации интенсивного варианта освоения СевероЗападного региона только своевременное воспроизводство минеральносырьевой базы углеводородов позволит стабилизировать добычу и иметь стратегический резерв для обеспечения энергетической безопасности уже в относительно недалекой перспективе (после 2025 г). Ситуация по субъектам (Республика Коми и Ненецкий АО) существенно отличается. Уже в относительно недалекой перспективе (в 2015–2020гг.) при отсутствии новых подготовленных запасов нефти по территории Республики Коми произойдет резкое сокращение добычи и к 2030г. она не превысит уровня 4–6 млн. т, что, естественно, не обеспечит потребности и энергетическую безопасность региона. При ежегодном приросте запасов нефти на новых месторождениях РК на уровне 3–4 млн. т в год (наиболее вероятном при условии ограниченного бюджетного финансирования) прогнозируемый уровень добычи не обеспечит восполнения запасов (коэффициент восполнения составит 0,5–0,6) и не сможет существенно поддержать падение добычи нефти после 2020г. Наиболее оптимальным и вполне реальным выглядит прогноз добычи нефти при ежегодном приросте запасов 8–10 млн. т, обеспечивающий постепенное снижение отборов после 2020 г. от 12–10млн. т к 2030г.— до 7–8 млн. т. Ежегодный прирост запасов нефти на уровне 8–10 млн. т может быть достигнут при проведении целенаправленных геологоразведочных работ в объемах, превышающих в 2–2,5 раза фактические последних лет. В случае невосполнения добычи нефти новыми приростами в Ненецком АО поддержание ее на стабильном уровне более 20 млн. т/год возможно и после 2020г. (до 2030г.). При более интенсивном освоении (отбор 25–30 млн. т в год) необходимый уровень восполнения добычи нефти запасами промышленных категорий для поддержания ее на стабильном уровне составляет 15–20млн.т ежегодно (простое воспроизводство) начиная с 2008г. Снижение темпов подготовки новых запасов (при ежегодном приросте запасов нефти на уровне 10–12 млн. т) обеспечит постепенное снижение добычи после 2020г. (до 16 млн. т к 2030г. и 12 млн. т к 2040г.). Мероприятия по расширению сырьевой базы региона предусмотрены «Программой комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья СевероЗападного региона России на период до 2020 года», разрабатываемой ВНИГРИ по поручению МПР России. Сегодня ситуация коренным образом начала меняться. Правительство и МПР России разработали долгосрочную программу лицензирования недр, реализация которой должна привлечь инвестиции в недропользование, обеспечить необходимые приросты запасов и объемы геологоразведочных работ для стабильной добычи и переработки нефти и газа, и развития инфраструктуры. Данная программа лицензирования недр, наряду с выдачей лицензий на геологическое изучение недр, предусматривает получение лицензий на разведку и добычу углеводородного сырья. В СевероЗападном регионе разработана программа региональных исследований за счет федерального бюджета, предполагающая на территории суши ТиманоПечорской нефтегазоносной провинции (в Ненецком АО и в Республике Коми) сейсморазведочные работы и бурение двух параметрических скважин в 2006–2007гг. и еще трех в 2008–2010гг., которые позволят оценить новые перспективные нефтегазовые районы ТиманоПечорской провинции. Стоимость намеченных региональных геологоразведочных работ на суше региона оценивается в 2006–2007гг. в 400–450млн.руб. ежегодно, в 2008–2010гг. — 2,2 млрд. руб. (или более 700 млн. руб. ежегодно), что составляет около 8% от всех планируемых затрат на ГРР в пределах ТиманоПечорской провинции. Проведение региональных геологоразведочных работ позволит подготовить новые направления для лицензирования, которые при соответствующем проведении ГРР обеспечат простое воспроизводство запасов углеводородов в регионе. Для расширенного воспроизводства запасов должно быть дополнительно вовлечено в изучение около 15% перспективной площади ТПП, что будет возможно при проведении опережающих поисковых работ на глубокопогруженные горизонты и участки сложного геологического строения. Для проведения таких работ дополнительно потребуется бюджетное финансирование в объеме около 1млрд. руб. до 2010г. и 1,8 млрд. руб. в период 2010–2020гг. При таком финансировании работ доля затрат бюджета составит около 10% от всех затрат на ГРР. При отсутствии новых подготовленных к освоению запасов существенное падение добычи в целом по СевероЗападному региону прогнозируется в период 2023–2031гг., когда она снизится с 25 млн. т в начале периода до 10–12 млн. т в конце. При условии своевременного финансирования, проведения геологоразведочных работ и подготовки новых запасов к освоению стабильный уровень добычи нефти в СевероЗападном регионе более 30 млн. т/год может быть обеспечен, по крайней мере, до 2030г., а к 2050г. будет обеспечено постепенное снижение до 15 млн. т/год. Для простого воспроизводства запасов (с коэффициентом 1,0) объем глубокого бурения должен составить около 1млрд.м за период 2005–2010гг. и 1,3млрд.м — в 2011–2020гг. Необходимый объем инвестиций в ГРР должен составить около 55 млрд. руб. за период 2005–2010гг. и 76 млрд. руб. — в 2011–2020гг. Для расширенного воспроизводства запасов (с коэффициентом 1,3) объем глубокого бурения должен составить более 1,3 млрд. пог. м за период 2005–2010гг. и 1,8 млрд. пог. м — в 2011–2020гг. Необходимый объем инвестиций в ГРР оценивается в 62 млрд. руб. (8 млрд.руб. ежегодно) за период 2005–2010гг. и 87 млрд. руб.— в 2011–2020гг. Судьба реализации «Программы комплексного освоения и изучения ресурсов СевероЗападного региона» зависит от привлечения значительных инвестиций в геологоразведку и предполагает существенную как законодательную, так и финансовую поддержку со стороны государства. Дата: 21.10.2005 О. М. Прищепа "НефтьГазПромышленность" 6 (18)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||