|
|||||
1 стр. из 1 Газовая промышленность России за последние десятилетия не только выдвинулась в лидеры российского топливноэнергетического комплекса — на ее долю приходится свыше 53% всех производимых в России ископаемых органических топлив, но и явилась важнейшим фактором в предотвращении еще более глубокого спада в российской экономике. В то же время мы стоим перед необходимостью серьезных преобразований для обеспечения стабильного развития отрасли и повышения эффективности потребления природного газа. Задержка с решением накопившихся проблем, важнейшей из которых является убыточность продажи газа на внутреннем рынке, приводит к недостатку инвестиций для освоения новых месторождений и развития газотранспортной системы. ОАО «Газпром», на долю которого приходится 95% всей добычи газа в стране, взяло на себя основное бремя обеспечения устойчивого энергоснабжения России в тяжелые кризисные годы. Стратегической задачей ОАО «Газпром» является стабильное и бесперебойное обеспечение газом потребителей России, выполнение экспортных контрактных обязательств, сохранение и развитие Единой системы газоснабжения, гарантия стабильных поступлений в бюджет и обеспечение политических интересов России в мире. Для достижения этих целей предусматривается решение ряда основных задач, в числе которых: формирование и развитие новых крупных газодобывающих районов — на полуострове Ямал и на шельфе арктических морей. Известно, что ОАО «Газпром» является крупнейшей газодобывающей компанией в мире. На его долю приходится 23% мировой добычи и 35% мировой торговли газа. ОАО «Газпром» играет ведущую роль в обеспечении энергетической безопасности страны, реализуя большую часть добытого газа в России. Кроме того, экспорт газа является одним из важнейших источников стабильных валютных поступлений. Всего же ОАО «Газпром» обеспечивает поступление 20% доходов в бюджет РФ. Длительное время основным источником добычи газа в России являлся НадымПурТазовский регион (НПТР) Западной Сибири, где были сосредоточены крупнейшие запасы страны. В настоящее время добыча газа по предприятиям ОАО «Газпром» НадымПурТазовского региона составляет около 93% от общей добычи газа. Из них на долю трех базовых месторождений (Медвежье, Уренгойское, Ямбургское) приходится 68% суммарной добычи. Рис. Структура капитальных вложений в разработку сеноманаптских залежей Бованенковского месторождения Основные сеноманские залежи этих месторождений находятся на стадии падающей добычи. Для компенсации темпа падения добычи газа по этим месторождениям в 2001г. было введено последнее из уникальных по запасам месторождений НПТР — Заполярное с максимальным годовым отбором газа в период постоянной добычи 100 млрд. м3. Однако тенденция падения добычи газа сохраняется, ведь газоотдача трех крупнейших месторождений ключевого для российской газовой промышленности НадымПурТазовского региона (НПТР) Западной Сибири достигла: по Медвежьему — 82%, Уренгойскому — 66% и по Ямбургскому — 48%. По данным ВНИИГАЗа, более 40% эксплуатационных скважин здесь работают в осложненных условиях. В связи с этим для обеспечения уровня добычи газа, предусмотренного стратегией развития ОАО«Газпром» и Энергетической стратегией России, необходим ввод в разработку новых газоносных регионов, способных в перспективе заменить НПТР в качестве главной базы газовой промышленности России. В последние годы была проделана огромная работа по определению такого региона. На долгосрочную перспективу им станет полуостров Ямал. Полуостров Ямал по своей ресурсной базе является основным перспективным газонефтеносным районом Севера Западной Сибири. Начальные суммарные ресурсы газа на Ямале уникальны и составляют 50 трлн. м3. Этот регион характеризуется: В то же время освоение этого региона осложняется удаленностью месторождений от центров потребления газа, отсутствием инфраструктуры в регионе, сложнейшими природноклиматическими и геологическими условиями. Освоение месторождений этого региона требует значительных объемов инвестиций в связи с необходимостью решения ряда сложнейших задач в области сооружения скважин и газопромысловых объектов в зоне многолетнемерзлых грунтов, прокладки газопроводов, внедрения новых технологических решений и технологий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в объективно сложных условиях Заполярья. Эти факторы значительно влияют на технологические и экономические аспекты разработки месторождений полуострова. Они в высокой степени увеличивают сумму капитальных вложений, необходимых для освоения месторождений полуострова. Особенно велика доля стартового капитала в первые годы, до начала добычи газа. По предварительным расчетам специалистов ВНИИГАЗа, добыча на полуострове может достичь к 2020г. 190 млрд. м3, что составляет почти четверть от заложенного в проект Энергетической стратегии России показателя общероссийской добычи по оптимистическому сценарию. Однако начинать разработку месторождений Ямала необходимо уже к концу нынешнего десятилетия. «Программа комплексного промышленного освоения месторождений полуострова Ямал» предусматривает в период до 2010г. ввод в разработку крупнейшего Бованенковского газоконденсатного месторождения, а в дальнейшем целой группы месторождений. Ввод в эксплуатацию Бованенковского ГКМ должен обеспечить в перспективе более половины добываемого на полуострове газа. В разработку этого месторождения предполагается ввести наибольший объем инвестиций — до 45%. Структура капитальных вложений в разработку сеноманаптских залежей Бованенковского месторождения представлена на рис. Из общей суммы капитальных вложений затраты в обустройство промысла составляют около 57%. Наибольший объем затрат приходится на работы по подготовке территории (20%), сооружение автодорог (11%), компенсационные затраты (затраты, вызванные экологическими факторами, а также затраты на сохранение природной среды Ямальского полуострова) — 7%. Расчеты ведущих специалистов показывают, что на полноценное освоение месторождений Ямала в течение тридцати лет может потребоваться более $70 млрд. Сможет ли газовая промышленность реализовать проект освоения углеводородных запасов полуострова — во многом будет зависеть от ценовой политики на внутреннем рынке. До последнего времени основным источником инвестиций российских нефтегазовых компаний остаются собственные средства. ОАО «Газпром» в этом плане не является исключением. В 2002г. ОАО «Газпром» реализовало 55% газа на внутреннем рынке, где цены в 5 раз уступают европейским. ОАО«Газпром» выполняло функцию обеспечения природным газом населения, энергетиков и промышленности в ущерб собственным коммерческим интересам в силу социальной ответственности и ответственности за энергетическую безопасность России. Государство и компания в равной степени должны быть заинтересованы в преодолении негативных тенденций, препятствующих развитию газовой промышленности, и начинать следует с изменения принципов ценообразования на энергоресурсы. Кроме того, в рамках договоренностей по вступлению России в ВТО планируется вывод цен на газ на внутреннем рынке на уровень самоокупаемости — когда цены на внутреннем рынке будут полностью покрывать все издержки газодобывающих компаний, включая инвестиционную составляющую. По прогнозу «Энергетической стратегии России на период до 2020г.» предусматривается плавное повышение оптовых цен на природный газ с доведением их уровня к 2010г. до $59–64 за 1000 м3. Одновременно предполагается рост и транспортных тарифов до $1,14 за 1000 м3 на 100км. Данные меры, несомненно, окажут положительное влияние, однако они не обеспечат приемлемый уровень рентабельности. Проведенные расчеты по Бованенковскому ГКМ выявили, что в условиях действующего налогового законодательства и прогнозируемого уровня отпускных цен показатель ВНР проекта будет ниже 15%, а сроки окупаемости составят 12 лет по чистому потоку денежной наличности и 26 — по дисконтированному, что относит проект к низкорентабельным. Освоение месторождений полуострова Ямал в сложных природноклиматических условиях, при полном отсутствии производственной и социальной инфраструктуры требует очень высоких инвестиционных затрат. При существующей налоговой и ценовой политике осуществление такого крупнейшего инвестиционного проекта, как Ямал, затруднительно. Огромное значение в газовом бизнесе имеет совершенствование налогового законодательства для предотвращения противоречия между ростом потребности страны в газе и резким снижением эффективности разведки и разработки месторождений. Одной из объективных причин возникновения этого противоречия является особенность добывающего производства. Количество природных ресурсов газа ограничено, и с течением времени более дешевые запасы из числа разведанных извлекаются и не возобновляются. Вместе с тем для дальнейшего производства требуются дополнительные затраты на освоение естественно худших, дорогих, трудноизвлекаемых, низкопродуктивных запасов на новых и старых месторождениях с внедрением прогрессивной техники и технологии. То есть природногеологические и производственные особенности постоянно действуют как закономерный объективный фактор ухудшения качества запасов и удорожания стоимости продукции, спрос на которую растет и диктует цену, приближает ее к мировому эквиваленту. Действующая налоговая система нацелена только на изъятие и не учитывает объективных реалий специфики освоения месторождений. В этих условиях экономический механизм доходноналоговой системы должен выступать в качестве регулятора, влияющего на уменьшение отрицательного воздействия природных факторов на эффективность разработки вновь вводимых месторождений и освоение остаточных, обводненных запасов на эксплуатируемых залежах. При определении ставки налога на добычу полезных ископаемых целесообразно учитывать глубину залегания, качество газа, литологические особенности, выработанность месторождений, удаленность и другие характеристики. Тогда мы сможем стимулировать как ввод новых месторождений, так и продление жизни уже действующих, полагаясь на дифференцированную ставку. Излагаемый научнометодический подход к оценке ресурсов и запасов газа, учитывающий природные геологические особенности газодобывающего производства, основывается на теории дифференциальной ренты и на объективной рыночной категории — стоимости товара, заключенного в недрах. Этот товар (ресурсы и запасы) является общенародным достоянием и должен эффективно использоваться как владельцами капитала (инвесторами), так и хозяином недр (государственнотерриториальным структурами) с целью получения максимального дохода. Согласно рентной теории целью производства и мерой экономической оценки эффективности вклада капитала в разведку и разработку месторождений является величина ожидаемого дисконтированного дохода и налоговых поступлений в государственный бюджет при всех формах собственности, организации производства и разных видах соглашений. Повысить экономическую эффективность проекта разработки Бованенковского ГКМ можно путем предоставления государством льготной схемы налогообложения для реализации этого проекта. Совершенствование системы налогообложения в газовой промышленности должно быть направленно на корректировку фискальной направленности сложившейся налоговой системы. При этом отрасль необходимо рассматривать всегда как единый неразрывный комплекс, состоящий из добычи, транспортировки и реализации продукции. Существующая система налогообложения основана на уравнительных принципах и не учитывает уникальную специфику каждого отдельного месторождения. В данном случае в разработку вовлекаются месторождения, расположенные в сложных климатических и геологических условиях, требующие значительных капитальных вложений и повышенных эксплуатационных затрат. Необходима государственная поддержка для реализации мегапроекта, имеющего стратегическое значение для всей страны. Дата: 21.10.2005 Т. В. Куриленко, А. А. Губанчиков "НефтьГазПромышленность" 6 (18)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||