«Алкоголики» и «алхимики»

1 стр. из 1

Безудержный рост цен на бензин объективно подталкивает к поиску альтернативного топлива и изучению опыта других стран по его использованию. И в этом деле, как и во всяком другом, от великого до смешного всего один шаг…

Когда я рассказываю российскому собеседнику, что в Бразилии автомашины ездят на спирте (по­португальски и на многих языках мира «алкоголь»), рот у него, как правило, растягивается до ушей: «Ну, у нас это не пройдет, весь транспорт встанет!». Так как пристрастие к этому самому алкоголю в России общеизвестно.

Лет тридцать назад бразильцы, действительно, сумели адаптировать двигатель внутреннего сгорания для работы на спирте. Первоначально в качестве топлива использовался так называемый обезвоженный спирт этанол (99,3%). По­простому это винный (этиловый) спирт. И любители «зеленого змия» практически могли потреблять его внутрь, не отходя от бензобака. 0,7% — это содержание в нем воды.

Общеизвестно, что этиловый спирт легко воспламеняется, горит синеватым пламенем (температура кипения — 78°C) и, самое главное, великолепно смешивается со многими жидкостями. Поставщиками спирта на латиноамериканские заправки выступили заводы по переработке сахарного тростника, которые из него же делают ром и чудесный местный крепкий напиток «Кашаса».

«Кашаса» для бразильца — это как самая лучшая наша самогонка, которую когда­то готовила бабушка. Переход на спирт в те годы был вынужденной мерой, так как собственные значимые месторождения неф­ти в Бразилии еще не были найдены, а импортный бензин стоил больших денег. Необходимо отметить, что Бразилии удалось успешно реализовать национальную программу перевода транспорта на спирт, по созданию необходимой логистики и — не побоимся этого слова — спиртозаправок. Больше того, программа получила поддержку в виде кредитов со стороны Международного банка развития и пока является беспрецедентной по мировым масштабам.

Ну а потом произошел новый казус. На международных рынках резко подорожал сахар­сырец, и заливать его в виде спирта в бензобаки стало накладно. К счастью, быстро был найден компромисс, закрепленный стабилизацией мировых «сахарных» цен: Бразилия перешла на использование смеси бензина со спиртом. Эту смесь называют «алконафта» (ничего общего с нашими алконавтами), или «газол». В бензиново­алкогольной смеси, предлагаемой на бразильских заправках, содержание спирта составляет 20–25%.

Многолетняя практика подтвердила, что это соотношение является оптимальным для двигателя внутреннего сгорания, как знаменитые менделеевские 40% для приема вовнутрь. В Бразилии «алконафта» стоит меньше чистого бензина, и это весьма популярный вид топлива. Оно обладает специфическими характеристиками: добавление спирта позволяет не только поднять октановое число, но и снизить количество вредных выхлопов, поэтому за расширение использования «газола» особенно ратуют латиноамериканские «зеленые».

И еще: при переходе от обычного бензина на спиртосодержащую смесь отмечается, что она положительно сказывается как на состоянии самого мотора (спирт его буквально очищает от нагара, сажи и прочих напастей), так и на состоянии бензобака — он также очищается от осадка. Поэтому бразильские механики рекомендуют при переходе на «алконафту» первое время чаще менять в машине бензиновые и масляные фильтры.

Для специалистов очевидно, что добавление этанола в бензин далеко не равнозначно применению рекламируемых у нас присадок для повышения октанового числа. «Алконафта» — по сути новый вид альтернативного топлива.

Более чем тридцатилетний бразильский опыт использования спирто­бензиновой смеси показал, что она позволяет весьма эффективно экономить потребление бензина в национальном масштабе, существенно повысить моторесурс двигателей, благотворно влияет на экологию.

С удорожанием нефти мировое сообщество активно ищет другие пути замены не только традиционного бензина, но и дизельного топлива, так как во многих странах, да и в некоторых регионах России, его сегодня просто не хватает даже за весьма высокую цену.

Вновь стала актуальной тема искусственного топлива. Информационные агентства наперебой сообщают об опытах в разных странах мира с любой органикой и даже такой экзотикой, как рапс, морские водоросли, камыш, биогаз из навоза и т.д.

У синтетики уже многолетняя история, почти как у алхимии. Еще во времена Первой мировой войны американский изобретатель Кеттеринг (позже возглавивший исследовательский отдел «Дженерал Электрик»), получил первый синтетический бензин, а затем изобрел тетраэтилсвинец — современную основу высокооктановых бензинов, который породил, в свою очередь, массу экологических проблем, связанных с выхлопом свинца в атмосферу.

Свой серьезный вклад в возможность превращения угля в жидкое моторное топливо внесли немецкие ученые Фишер и Тропш. Запатентованный в 20е гг. соответствующий метод носит их имена (коротко на латыни— FT) и был блестяще воплощен в предвоенные годы в Германии в серию заводов по получению синтетического моторного топлива, которое затем также эффектно и блестяще горело белым (экологически более чистым), а не черным пламенем под ударами нашей и союзной авиации. Уничтожение синтетического производства поставило окончательный крест на утопии достижения топливной независимости нацистов. Кстати, эти заводы так и не были восстановлены, так как в послевоенные годы в Европу хлынула дешевая ближневосточная нефть. О получении бензина из угля временно забыли.

В мае с.г. в Лондоне прошел V Международный форум по проблемам синтетического топлива. Сегодня наиболее успешной считается технология (все на тех же принципах синтеза FT), которая в качестве исходного сырья использует природный или попутный газ. Лидером в этой области уже давно является Южно­Африканская Республика. Ранее, из­за экономической блокады в годы апартеида, она была вынуждена сосредоточиться на развитии этих технологий, и развилась сегодня в крупнейшего экспортера синтетического бензина в мире. Новой звездой синтеза на форуме выступил Катар, недавно запустивший крупнейший по мировым меркам завод с планами экспорта синтетики, прежде всего солярки, в Европу, Японию и Южную Корею.

Маленькая, но очень богатая газом латиноамериканская страна Боливия также объявила о совместных с американцами планах организации производства синтетического дизельного топлива, которого в Латинской Америке постоянно не хватает. Новая искусственная солярка — она носит название «Премиум» или «экологически чистая» — отвечает самым высоким европейским требованиям и по многим характеристикам превосходит традиционное топливо. Стоимость современного завода по синтезу зашкаливает за сотни миллионов долларов, однако, специалисты утверждают, что при нынешнем спросе срок его окупаемости — два–три года. У России также имеются наработки получения синтетического бензина. Весьма перспективным считается созданный при участии Института нефтехимического синтеза РАН новый генератор синтез­газа, который позволяет получать синтетический бензин из демитилового эфира. По мнению создателей опытной установки, этот метод значительно дешевле традиционных. Разумеется, наши специалисты здесь использовали ракетные технологии, и первый опытный образец установки находится в Приморске, на полигоне ракетно­космической корпорации «Энергия».

История с альтернативным топливом показывает, что человечество не пропадет с истощением мировых запасов нефти, так как всегда и своевременно находит альтернативу или вспоминает давно забытую старую. А еще ведутся опыты с водородным топливом, у которого, по всеобщему мнению, большое будущее. Да и экологически оно совсем вроде чистое: выхлоп представляет водяной пар. Правда, и тут находятся скептики­пессимисты: «Сейчас из­за повышенного содержания в атмосфере СО2 идут кислотные дожди, а если изо всех машин пар пойдет, что тут будет? Не приведет ли это к повышенному образованию облаков?». Как тут не вспомнить об ураганах «Катрина», «Офелия»? Ответ прост: значит, найдут альтернативное топливо…

Когда стоящий передо мной в очереди в подмосковной аптеке специфического вида мужчина попросил пять пузырьков странной настойки, а потом поправился: «Нет, шесть!», я еще раз, к сожалению, убедился, что «алконафта» у нас точно не пройдет. Сначала, видимо, придется сосредоточиться на природном газе, и уже только потом — на биогазе, получаемом из...

Дата: 21.10.2005
В.А. Уласик
"НефтьГазПромышленность" 6 (18)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!