|
|||||
1 стр. из 1 Безудержный рост цен на бензин объективно подталкивает к поиску альтернативного топлива и изучению опыта других стран по его использованию. И в этом деле, как и во всяком другом, от великого до смешного всего один шаг… Когда я рассказываю российскому собеседнику, что в Бразилии автомашины ездят на спирте (попортугальски и на многих языках мира «алкоголь»), рот у него, как правило, растягивается до ушей: «Ну, у нас это не пройдет, весь транспорт встанет!». Так как пристрастие к этому самому алкоголю в России общеизвестно. Лет тридцать назад бразильцы, действительно, сумели адаптировать двигатель внутреннего сгорания для работы на спирте. Первоначально в качестве топлива использовался так называемый обезвоженный спирт этанол (99,3%). Попростому это винный (этиловый) спирт. И любители «зеленого змия» практически могли потреблять его внутрь, не отходя от бензобака. 0,7% — это содержание в нем воды. Общеизвестно, что этиловый спирт легко воспламеняется, горит синеватым пламенем (температура кипения — 78°C) и, самое главное, великолепно смешивается со многими жидкостями. Поставщиками спирта на латиноамериканские заправки выступили заводы по переработке сахарного тростника, которые из него же делают ром и чудесный местный крепкий напиток «Кашаса». «Кашаса» для бразильца — это как самая лучшая наша самогонка, которую когдато готовила бабушка. Переход на спирт в те годы был вынужденной мерой, так как собственные значимые месторождения нефти в Бразилии еще не были найдены, а импортный бензин стоил больших денег. Необходимо отметить, что Бразилии удалось успешно реализовать национальную программу перевода транспорта на спирт, по созданию необходимой логистики и — не побоимся этого слова — спиртозаправок. Больше того, программа получила поддержку в виде кредитов со стороны Международного банка развития и пока является беспрецедентной по мировым масштабам. Ну а потом произошел новый казус. На международных рынках резко подорожал сахарсырец, и заливать его в виде спирта в бензобаки стало накладно. К счастью, быстро был найден компромисс, закрепленный стабилизацией мировых «сахарных» цен: Бразилия перешла на использование смеси бензина со спиртом. Эту смесь называют «алконафта» (ничего общего с нашими алконавтами), или «газол». В бензиновоалкогольной смеси, предлагаемой на бразильских заправках, содержание спирта составляет 20–25%. Многолетняя практика подтвердила, что это соотношение является оптимальным для двигателя внутреннего сгорания, как знаменитые менделеевские 40% для приема вовнутрь. В Бразилии «алконафта» стоит меньше чистого бензина, и это весьма популярный вид топлива. Оно обладает специфическими характеристиками: добавление спирта позволяет не только поднять октановое число, но и снизить количество вредных выхлопов, поэтому за расширение использования «газола» особенно ратуют латиноамериканские «зеленые». И еще: при переходе от обычного бензина на спиртосодержащую смесь отмечается, что она положительно сказывается как на состоянии самого мотора (спирт его буквально очищает от нагара, сажи и прочих напастей), так и на состоянии бензобака — он также очищается от осадка. Поэтому бразильские механики рекомендуют при переходе на «алконафту» первое время чаще менять в машине бензиновые и масляные фильтры. Для специалистов очевидно, что добавление этанола в бензин далеко не равнозначно применению рекламируемых у нас присадок для повышения октанового числа. «Алконафта» — по сути новый вид альтернативного топлива. Более чем тридцатилетний бразильский опыт использования спиртобензиновой смеси показал, что она позволяет весьма эффективно экономить потребление бензина в национальном масштабе, существенно повысить моторесурс двигателей, благотворно влияет на экологию. С удорожанием нефти мировое сообщество активно ищет другие пути замены не только традиционного бензина, но и дизельного топлива, так как во многих странах, да и в некоторых регионах России, его сегодня просто не хватает даже за весьма высокую цену. Вновь стала актуальной тема искусственного топлива. Информационные агентства наперебой сообщают об опытах в разных странах мира с любой органикой и даже такой экзотикой, как рапс, морские водоросли, камыш, биогаз из навоза и т.д. У синтетики уже многолетняя история, почти как у алхимии. Еще во времена Первой мировой войны американский изобретатель Кеттеринг (позже возглавивший исследовательский отдел «Дженерал Электрик»), получил первый синтетический бензин, а затем изобрел тетраэтилсвинец — современную основу высокооктановых бензинов, который породил, в свою очередь, массу экологических проблем, связанных с выхлопом свинца в атмосферу. Свой серьезный вклад в возможность превращения угля в жидкое моторное топливо внесли немецкие ученые Фишер и Тропш. Запатентованный в 20е гг. соответствующий метод носит их имена (коротко на латыни— FT) и был блестяще воплощен в предвоенные годы в Германии в серию заводов по получению синтетического моторного топлива, которое затем также эффектно и блестяще горело белым (экологически более чистым), а не черным пламенем под ударами нашей и союзной авиации. Уничтожение синтетического производства поставило окончательный крест на утопии достижения топливной независимости нацистов. Кстати, эти заводы так и не были восстановлены, так как в послевоенные годы в Европу хлынула дешевая ближневосточная нефть. О получении бензина из угля временно забыли. В мае с.г. в Лондоне прошел V Международный форум по проблемам синтетического топлива. Сегодня наиболее успешной считается технология (все на тех же принципах синтеза FT), которая в качестве исходного сырья использует природный или попутный газ. Лидером в этой области уже давно является ЮжноАфриканская Республика. Ранее, изза экономической блокады в годы апартеида, она была вынуждена сосредоточиться на развитии этих технологий, и развилась сегодня в крупнейшего экспортера синтетического бензина в мире. Новой звездой синтеза на форуме выступил Катар, недавно запустивший крупнейший по мировым меркам завод с планами экспорта синтетики, прежде всего солярки, в Европу, Японию и Южную Корею. Маленькая, но очень богатая газом латиноамериканская страна Боливия также объявила о совместных с американцами планах организации производства синтетического дизельного топлива, которого в Латинской Америке постоянно не хватает. Новая искусственная солярка — она носит название «Премиум» или «экологически чистая» — отвечает самым высоким европейским требованиям и по многим характеристикам превосходит традиционное топливо. Стоимость современного завода по синтезу зашкаливает за сотни миллионов долларов, однако, специалисты утверждают, что при нынешнем спросе срок его окупаемости — два–три года. У России также имеются наработки получения синтетического бензина. Весьма перспективным считается созданный при участии Института нефтехимического синтеза РАН новый генератор синтезгаза, который позволяет получать синтетический бензин из демитилового эфира. По мнению создателей опытной установки, этот метод значительно дешевле традиционных. Разумеется, наши специалисты здесь использовали ракетные технологии, и первый опытный образец установки находится в Приморске, на полигоне ракетнокосмической корпорации «Энергия». История с альтернативным топливом показывает, что человечество не пропадет с истощением мировых запасов нефти, так как всегда и своевременно находит альтернативу или вспоминает давно забытую старую. А еще ведутся опыты с водородным топливом, у которого, по всеобщему мнению, большое будущее. Да и экологически оно совсем вроде чистое: выхлоп представляет водяной пар. Правда, и тут находятся скептикипессимисты: «Сейчас изза повышенного содержания в атмосфере СО2 идут кислотные дожди, а если изо всех машин пар пойдет, что тут будет? Не приведет ли это к повышенному образованию облаков?». Как тут не вспомнить об ураганах «Катрина», «Офелия»? Ответ прост: значит, найдут альтернативное топливо… Когда стоящий передо мной в очереди в подмосковной аптеке специфического вида мужчина попросил пять пузырьков странной настойки, а потом поправился: «Нет, шесть!», я еще раз, к сожалению, убедился, что «алконафта» у нас точно не пройдет. Сначала, видимо, придется сосредоточиться на природном газе, и уже только потом — на биогазе, получаемом из... Дата: 21.10.2005 В.А. Уласик "НефтьГазПромышленность" 6 (18)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||