|
|||||
1 стр. из 1 Согласно Федеральной программе "О модернизации транспортной системы России", в западной части Васильевского острова Санкт-Петербурга с 2004 по 2009 гг. предполагается строительство современного морского пассажирского терминала пропускной способностью 1,2 млн. человек в год. Из общей суммы финансирования в 6,647 млрд. рублей 2,7 млрд. руб. выделяется из бюджета, остальное - привлеченные средства инвесторов. Санкт-Петербург сегодня является самым востребованным портом на Балтике, но, к сожалению, инфраструктура приема пассажирских судов в нашем городе значительно отстает от требований современного рынка. В настоящее время до 65% пассажиров, прибывающих в наш город водным путем, проходят через причалы торгового порта, 18% - через существующий морской вокзал, а остальные швартуются в устье Невы. Морской вокзал на Васильевском острове и причалы на Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта не могут принимать суда длиной более 200 мет-ров и с глубокой осадкой. В то же время наиболее современные круизные лайнеры, перевозящие немалую долю пассажиров, имеют в длину около 300 метров. После распада СССР Санкт-Петербург остался единственным российским городом-портом, который можно назвать столицей круизного туризма в нашей стране. Как свидетельствует статистика, в 2004 г. сюда было совершено 462 судозахода иностранных пассажирских судов, в Сочи - 26, во Владивосток - 15, Мурманск и Архангельск - по 2. Что касается Петербурга, то на сегодняшний день город занимает III место в Северной Европе по объемам круизного туризма. На I месте Копенгаген, а II место за портом в Тилбери (Лондон). Их лидирующее положение связано с тем, что в этих городах широко развит такой вид бизнеса, являющегося неотъемлемой составной круизного судоходства, как turnaround. Эта операция обозначает смену пассажиров и частично экипажа в одном из портов захода на круизном маршруте. Вся привлекательность такого вида бизнеса состоит в том, что "обработке" подвергается двойное количество пассажиров. При этом часть из них заезжает в порт заранее, размещается в гостиницах и получает все виды туристского обслуживания. "Петербург для организации этого бизнеса идеален, - говорит Александр Иванович Пошивай, генеральный директор фирмы "Арктур Трэвел", - поскольку только наш город обладает огромным историко-архитектурным потенциалом, несравнимым по объему с тем, что могут предложить все остальные порты Балтийского региона. У нас туристы оставались бы не максимум на один день, а минимум на три, жили бы в гостинице и посмотрели бы не две, а восемь экскурсий. А это всё доходы в бюджеты всех уровней". В последние годы посещаемость Санкт-Петербурга круизными судами постоянно растет. Так, в 2002 г. порт Санкт-Петербург посетили 212 морских круизных судов со 143 тыс. туристов на борту, в 2003 г. - 263 морских судна с 204 тыс. пассажиров, а в 2004 г. - 462 судна с 320 тыс. пассажиров. Этот показатель состоит из двух типов судов: круизные суда (303 судозахода и 253 тыс. пассажиров) и паромные суда (159 судоходов и 67 тыс. пассажиров). Фактический рост пассажиропотока за последний год превысил 50%. Рост существенный, но по сравнению с другими балтийскими портами Петербург все равно значительно отстает. Например, Таллинн принимает около 6 млн. туристов в год, большинство из них - это паромные туристы. Вышеприведенные показатели посещаемости морского порта Санкт-Петербурга влекут за собой не менее важные экономические показатели. Так, по оценкам специалистов компании "Арктур Трэвел", в 2005 г. выплаты портовых сборов должны будут составить порядка $10 млн., стоимость топлива, приобретаемого иностранными пассажирскими судами - $35-40 млн., оплата косвенных внутрипортовых услуг - до $ 5 млн. Доходы бюджетов всех уровней от обслуживания и пребывания в городе пассажиров и экипажей судов ориентировочно составит $180-200 млн. Итоговая сумма будет не менее $250 млн. в год. Всё это наглядно показывает, насколько круизный бизнес выгоден для города. А. И. Пошивай также считает, что состояние рынка морского пассажирского туризма оказалось под серьезной угрозой после внесения в Государственную Думу РФ в ноябре 2004 года поправки в Федеральный закон "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" об отмене безвизового въезда и пребывания на территории РФ в течение 72 часов для пассажиров круизных кораблей из различных стран. Голословно данную поправку отозвали, но т. к. второе чтение этого закона до сих пор не состоялось, данный вопрос остается висеть в воздухе. В частности А. И. Пошивай сказал: "Я считаю, что принятие такой поправки несет чрезвычайно серьезный ущерб развитию морского туризма в Санкт-Петербурге, и финансовые потери для России могут превысить четверть миллиарда долларов в год. Если мы хотим придать морскому туризму в Санкт-Петербурге массовый характер, необходимо бороться за придание Санкт-Петербургу особого статуса". Вся привлекательность обсуждаемого вопроса заключается в том, что с российской стороны не требуется никаких значительных финансовых вложений. Надо просто снять искусственно созданное ограничение, и деньги сами потекут в государственную казну. "Большие пароходы пусть строят иностранцы, раз это нам пока не по плечу. Иностранцы пусть проводят дорогие маркетинговые и дистрибьюторские операции. Наше дело будет только в том, чтобы достойно принять, обслужить и получить деньги для страны от клиентуры, которую к нам приведут, - прокомментировал ситуацию генеральный директор фирмы "Арктур Трэвел". - Проблемой для Санкт-Петербурга является и отсутствие возможности приема больших пассажирских лайнеров, городу необходим современный пассажирский терминал. Большие круизные суда принимаются на грузовых причалах морского порта. Суда класса "Вояжер" вместимостью до 4,5 тыс. пассажиров, которые работают в мировом круизном судоходстве, не могут посещать Петербург из-за недостаточных глубин и отсутствия причалов. Новый пассажирский комплекс "Морской фасад" на Васильевском острове, который планируется открыть к 2010 г., сможет принимать до 2,5 млн. туристов в год. Я уверен, что этот комплекс, в создании которого ЗАО "Арктур Трэвел" принимает активное участие, даст значительный толчок развитию круизного туризма в городе". Дата: 25.09.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 8 (82)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||