Петербургская стратегия сохранения культурного наследия

1 стр. из 1

Как известно, центр Санкт-Петербурга признан ЮНЕСКО объектом всемирного культурного наследия. В связи с этим Комитетом по государственному использованию и охране памятников Санкт-Петербурга, по поручению губернатора города Валентины МАТВИЕНКО, разработан документ под названием "Петербургская стратегия сохранения культурного наследия".

Одним из первых он был представлен на суд питерских строителей, которые получили возможность услышать его основные положения из уст авторов. Общественные слушания, состоявшиеся во дворце Нейдгарта, организованные при непосредственном участии Санкт-Петербургского Союза строительных компаний "Союзпетрострой", продемонстрировали революционное значение Стратегии и неоднозначное к ней отношение представителей власти, застройщиков и самих горожан.

Без сохранения культурного наследия, которое для Петербурга имеет такое же значение, как для других регионов, например природные ресурсы, немыслимы современная жизнь нашего города и перспективы его развития. Мобилизация экономического ресурса культурного наследия является основой городской регенерации, ведь именно высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность Петербурга и его реальную коммерческую ценность, служат залогом роста благосостояния его жителей.

Возможно, поэтому именно Санкт-Петербург стал первым городом в России, да, пожалуй, и в мире, подготовившим целую Стратегию, которая определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия города, а также раскрывает проблемы охраны, реставрации и нового строительства в районах, имеющих историческую ценность. По словам председателя КГИОП Веры Анатольевны Дементьевой, авторы Стратегии постарались сделать ее универсальной и отразить в ней все смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта. Новая стратегия строится на основе баланса интересов между сохранением исторической среды и обеспечением нормальной жизни горожан, улучшения ее качества и призвана примирить представителей власти, бизнес-сообщества и жителей города по принципиальным вопросам: что надо охранять, для чего и от кого.

В духе Стратегии сохранения наследия, по заданию КГИОП, был разработан и новый проект зон охраны исторического центра и пригородов Санкт-Петербурга. Необходимость этой работы была продиктована очевидной несостоятельностью предыдущей схемы, действующей с 1988 года и по ныне, согласно которой существуют две основные зоны охраны: объединенная охранная зона (ООЗ) и объединенная зона регулирования застройки (ОЗРЗ-1). Границы зон охватывают весь исторический центр с прилегающими территориями от Приморского шоссе и Выборгской набережной с севера до правобережья Невы с востока и южной части Обводного канала, включая все острова между Большой Невой и Большой Невкой. Новое строительство возможно на всей территории зон охраны, включая ООЗ, где для этих целей определены т. н. "лакуны" - участки, свободные от застройки или с незавершенной и деградирующей градостроительной средой. Главная проблема состоит в том, что эти зоны конечны и в любом случае через 2-3 года будут полностью освоены, даже с учетом того, что сегодня фактически происходит непрерывный процесс перевода отдельных участков ООЗ в ОЗРЗ-1: если в 1988 г. общая площадь "лакун" составляла 194 га, то сегодня эта цифра приближается уже к 500 га. Таким образом, колоссальная территория городского центра, разнообразная по своим средовым характеристикам и архитекутрно-художественным качествам, оказалась в зоне действия очень общей системы ограничений, в которой отсутствуют какие-либо конкретные характеристики. В результате эта схема не дала главного результата, которого всегда ожидают от строительства в Санкт-Петербурге, - градоформирования: охранная зона не спасла ни Спасо-Преображенскую площадь, ни перспективу Смольного собора, ни панораму Невы, ни многие другие объекты культурного наследия.

Безусловно, городу необходима современная архитектура и новое строительство в исторических районах как инструмент охраны памятников. Это, по словам Веры Дементьевой, принципиальная позиция КГИОП. И здесь речь может идти не только о реставрации, но и градостроительной реконструкции, особенно в районах с рыхлой застройкой, в которых нет элементарных условий для жизнедеятельности, каковых у нас, к сожалению, не мало.

Новый проект основан на принципе сохранения всех объектов культурного наследия и их исторической среды путем установления зон охраны различных категорий:
1. Объединенная охранная зона объектов всемирного наследия и локальные охранные зоны отдельных объектов культурного наследия;
2. Зона регулирования застройки по параметрам и стилевым характеристикам;
3. Зона регулирования застройки по высоте зданий и сооружений.

В составе объектов культурного наследия выделены главные градостроительные ансамбли исторического центра и пригородов Санкт-Петербурга, внесенные в списки ЮНЕСКО как нуждающиеся в установлении особо строгих режимов охраны.

С целью сохранения непосредственно прилегающей к ним исторической среды вокруг них установлены объединенные охранные зоны, определены наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории, их объективный состав и режим использования.
В охранной зоне объектов устанавливаются следующие режимы:
-  запрет нового строительства (за исключением мер, направленных на регенерацию исторической среды, приспособление объектов культурного наследия и размещение объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обеспеченьем жизнедеятельности города);
-  запрет на изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов;
-  строгие ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность.

Наряду с охранной зоной главных градостроительных ансамблей ядра исторического цента предлагается установить локальные охранные зоны отдельных объектов культурного наследия, нуждающихся в организации оптимального зрительного решения как архитектурные доминанты (Смольный, Троицкий, Князь Владимирский соборы и т. д.).

На территории, примыкающей к главным градостроительным ансамблям исторического центра, устанавливаются объединенные зоны регулирования застройки.

В зонах регулирования застройки устанавливаются режимы ограниченной градостроительной деятельности для территорий с сохранившейся исторической застройкой различной степени ценности, допускающие строительство и более радикальную реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик застройки, отдельных объектов культурного наследия, в том числе археологии.

Вообще проект зон охраны - документ весьма сложный, но после разъяснений его автора, Анны Александровны Овчинниковой, многое встало на свои места.

Одним из важнейших элементов охраны культурного наследия являются т. н. "предметы охраны", представляющие собой ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Помимо отдельных элементов культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы, критерии, правила формирования исторической среды. Наивысшую ценность для нашего города представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. Т. е. это те элементы и параметры исторической среды, которые обеспечивают преемственность развития города и сохранение его основных характеристик, т. е. узнаваемость.

Для выявления и конкретизации предметов охраны была проведена большая исследовательская работа, в результате которой сформулированы следующие основные составляющие системы предметов охраны:
-  панорамные виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли;
-  соотношение фоновой застройки с системой доминант - то, что называется силуэтом города; для сохранения ведущей роли доминант необходимо выдерживать общий уровень застройки всего исторического центра и связанных с ним панорам - только тогда, как справедливо отметила Анна Овчинникова, Петропавловская крепость останется силуэтом на фоне неба, а не на фоне новых кварталов;
-  композиционные оси и направления восприятия доминант: от застройки охраняются основные направления, с которых наилучшим образом воспринимаются архитектурные высотные доминанты.

Предметом охраны является и характер среды, включающей планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и численность застройки. Говорить о том, что 100% исторической застройки Санкт-Петербурга представляет собой большую ценность, было бы неверно. Существуют ветхие здания, достаточно хаотичная внутриквартальная застройка. Но тем не менее, по замыслу авторов, на уровне данного документа было важно продекларировать отношение к исторической застройке как к ценности. Поэтому ее снос в целом запрещен за исключением случаев, когда это оправдано и есть заключение историко-культурной экспертизы по конкретному объекту.

Представленный проект зон охраны в настоящее время проходит этап общественных слушаний, по окончании которых и после рассмотрения проекта Советом по охране культурного наследия будет проведена работа по устранению замечаний, согласование его со службами администрации и передача в КГА материалов, необходимых для его учета в Генеральном плане. Режимы зон охраны после их поквартального уточнения будут использованы при формировании Правил застройки и землепользования.

Необходимость этой работы, именно как составляющей Генерального плана, была особо подчеркнута вице-губернатором Санкт-Петербурга Александром Вахмистровым, по мнению которого, вывод данного документа за его рамки и утверждение в качестве отдельного закона недопустим. Ведь Генеральный план касается развития всего города в целом, и обходить в нем вопросы градостроительства в центральной части некорректно и неразумно.

"То, чем мы привыкли гордиться - исторический центр нашего города, - построено не 300 лет назад, а создавалось на протяжении всех этих трехсот лет и будет создаваться и дальше. А вот как это делать, что сохранять в первозданном виде, что изменять частично, а что полностью, - нам и предстоит решить", - подчеркнул в своем выступлении Александр Иванович.

По требованию ЮНЕСКО, для включения исторического центра Петербурга в Список всемирного наследия была осуществлена работа по выявлению всех памятников культурного наследия и отнесению их (с точки зрения специфики страны) к режиму федеральной или региональной охраны. В результате проведенной инвентаризации число памятников увеличилось в 2 раза. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7 783 объекта культурного наследия. Это здания и инженерные сооружения, сады и парки, пруды и каналы, монументальная и садово-парковая скульптура, исторические захоронения и археологические объекты. В перечнях памятников отражены периоды развития архитектуры до середины ХХ века, в них вошли здания, выдающиеся по своим качествам из массива исторической застройки.

Каждый памятник имеет свой конкретный предмет охраны, отражающий наиболее ценные особенности объекта: это может быть архитектурный облик фасада, конфигурация и габариты корпусов, исторические интерьеры или их элементы, конструкции, ценные и устойчивые элементы планировочной структуры, зонирование городской территории и т. д. Подобная конкретизация позволяет определять меры допустимых преобразований не только на градостроительном, но и на пообъектном уровне. Существует мнение, что новый проект резко сужает зону охраны. Но, по словам Александра Вахмистрова, это категорически неверно. Более того, зона увеличена, но разделена на несколько частей с различными режимами охраны. Режим становится жестче, но систематизированнее.

Дата: 25.09.2005
Илона Янковская
"Петербургский строительный рынок" 8 (82)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!