«СМУ-303» играет на опережение

1 стр. из 1

Среди людей, связанных со строительством подземных инженерных сетей, компания «СМУ-303» известна и пользуется законным уважением как лидер в своей отрасли. Наш журнал неоднократно предоставлял ей свои страницы для рассказа о внедряемых новых бестраншейных технологиях. А пустая слава, по мнению руководства компании, — ни к чему; наоборот: незаметность деятельности предприятия для горожан — лучший показатель эффективности и качества его работы. Наш собеседник — генеральный директор «СМУ-303» Виктор МУСИХИН.

— Какие новые тенденции существуют в мире в области применения бестраншейных технологий?

— Мы, конечно же, очень внимательно отслеживаем появление новаций в этой сфере. Могу сказать однозначно: никаких принципиально новых know-how в последнее время не изобретено. Сейчас идет процесс совершенствования и отлаживания тех технологий, которые уже были разработаны. Эта работа осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего идет борьба за долговечность использования буровых установок и сменных инструментов (штанги, головки). Потребительские требования эксплуатирующих это оборудование компаний (в том числе и нашей) в последнее время значительно выросли. Например, мы не считаем для себя возможным приобретать буровую штангу, если производитель не дает гарантии, что она отработает не менее 15 км. Должен сказать, что время, когда мы смотрели прежде всего на цену, уже прошло; сегодня нас интересует главным образом качество оборудования. Практика показала, что в нашем деле скупой платит не дважды и не трижды, а гораздо больше. И производители стали подстраиваться под наши требования: в буровом оборудовании используются более прочные стали, серьезное внимание уделяется вопросам надежности и долговечности эксплуатации.

Вторым важнейшим направлением совершенствования бестраншейных технологий является поиск и использование химических веществ для оптимизации процесса как горизонтального, так и вертикального бурения. Сам бентонит — сильно измельченная и специально обработанная глина — применяется давно. Но с недавних пор для повышения эффективности работы в различных грунтах в него добавляются специальные химические компоненты. Для Санкт-Петербурга, где почвы болотистые, мокрые, пучнистые, используются одни ингредиенты, для иных регионов — другие. В настоящее время мы используем более 40 специальных химических присадок. Их применение существенно ускоряет процесс бурения, обеспечивает трубам способность к сопротивлению именно тем разрушающим факторам, которые характерны именно для данного грунта. Срок эксплуатации инженерных систем под землей благодаря этому значительно увеличивается.

Кроме того, использование химических добавок позволяет укладывать подземные трубопроводы в болотистой местности в естественном грунте, не меняя его структуры и не создавая предварительно специальных «подушек» — подстилающих слоев, призванных укрепить почву. Возможность отказа от этих дорогостоящих работ, прежде необходимых учитывая геологические условия Санкт-Петербурга, дает существенный экономический эффект. Таким образом, бестраншейная укладка трубопровода с применением новых присадок позволяет при сохранении высокого качества удешевить работы, увеличить их скорость, а также дает возможность не нарушить естественный природный ландшафт. Эти факторы не могут не привлечь внимания заказчиков.

— Ваша компания уже начала широко применять эти добавки?

— Разумеется. Хорошая традиция «СМУ-303» — всегда играть несколько на опережение: первыми внедрять новые технологии, приобретать самую современную технику, использовать последние научные достижения. Именно это и позволяет нам лидировать на своем рынке.

Сегодня активно развивается загородное строительство. Появляются коттеджные поселки, осваиваются территории рядом с кольцовой автодорогой вокруг Санкт-Петербурга, реализуются крупные промышленные и торговые проекты. А ведь проблема подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на окраинах города, продолжает оставаться очень актуальной. Для ее решения прокладываются трассы трубопроводов на десятки километров. Причем нередко ставится условие, что естественный природный ландшафт при ведении работ не должен ни в коей мере пострадать. В таких случаях предлагаемые нами технологии практически незаменимы.

Но методы работ постоянно совершенствуются, и этому процессу «СМУ-303» уделяет первоочередное внимание. Для успешного освоения инноваций мы плотно сотрудничаем с профильными научно-исследовательскими организациями как российскими, так и зарубежными. К нам приезжали специалисты из США и Германии, оказывали нам консультационную помощь в использовании новинок. Налажены контакты и с российскими — петербургскими и московскими — исследовательскими институтами, разработки которых тоже находят применение в нашей работе. Сотрудничество взаимовыгодное: мы получаем возможность задействовать последние инновации, а специалисты НИИ могут на практике проверить эффективность своих разработок. Субсидировать глобальные исследования, которые дадут результат через 30 лет, мы не можем, но такая научно-производственная связь обеспечивает финансовую поддержку текущим изысканиям.

— Каким еще проблемам уделяется внимание на вашем предприятии?

— Мне кажется, что очень актуальны также аспекты экологичностии и культуры производства. Приведу простой пример. Обычно отработанная бентонитовая смесь просто выливается на землю. И хотя сама она, как и входящие в нее химические добавки, не содержит никаких вредных веществ, появление грязи при проведении работ неизбежно. Для сведения этой проблемы к минимуму нами куплена установка регенерации бентонита. Осуществляется сбор отработанной смеси, бентонит отделяется и используется повторно, а вода просто сливается. Это дает и определенную экономию материала, и, что самое главное, повышает культуру производства, снижает неудобства от нашей работы для горожан. Аналогичная практика, кстати, существует и в зарубежных странах, где порядку и чистоте на строительных площадках уделяется большое внимание.

— Помимо этой установки, приобретало ли «СМУ-303» в последнее время новую технику?

— Не так давно нами куплена новая бурильная машина американской корпорации «Астек» (в нашем арсенале уже имеется установка DD-6  производства этой компании), модель 3238 (ее также называют DD-3). Это новейшая разработка, вышедшая на рынок только в прошлом году. Ее отличает ряд усовершенствований: новая система гидравлики, двухреечная подача штанг, система наведения и локации «Эклипс» — самого высшего уровня, существующего в настоящее время. Установку отличает очень высокая производительность при одновременном улучшении качества бурения. За смену (12 часов) можно выполнить трассу до 500 м (для сравнения: DD-6, хотя и мощнее, но скорость ее примерно в 3 раза ниже).

Если DD-6 целесообразно применять только на масштабных работах, то модель 3238 может быть эффективно использована как на крупных, так и на небольших объектах, поскольку отличается мобильностью (она оснащена полным комплексом передвижного техобеспечения). Сразу по прибытии установка была задействована на наших объектах. Только за первую неделю эксплуатации с ее помощью было выполнено более 1,5 км трубопровода. Вообще, эта машина весьма приятно удивила нас своей производительностью и высоким качеством работы. Она представляет собой своего рода «мерседес» среди бурильных установок. Но удовольствие это, конечно, недешевое. Приобретение такой машины возможно только при наличии очень объемистого «портфеля заказов».

— Кстати о заказах. На каких крупных объектах «СМУ-303» довелось поработать в последнее время?

— Для компании «Внештрубопроводстрой» (входящей в концерн «Балтнефтепровод») мы осуществили прокладку трубопровода длиной 16 км из поселка Морозовка на Невскую станцию перекачки нефти. В связи с сильной заболоченностью местности выполнить такую работу открытым способом было бы практически невозможно или, по крайней мере, значительно дороже и дольше. Кстати, на этом объекте в полной мере проявился новый аспект использования бестраншейных технологий. Если раньше больше говорилось об их преимуществах при использовании в городской среде для выполнения различных «проколов» под транспортными путями без закрытия движения, то сегодня мы можем сказать о выгодах применения этих методов на больших объектах. Увеличение скорости проведения работ и уменьшение их стоимости позволяют нам делать заказчикам очень выгодные предложения. Это стало возможно и благодаря накоплению опыта, совершенствованию технологий, улучшению организации процесса и приобретению новой, более производительной техники.

При строительстве гипермаркета «Лента» в поселке Шушары нами было проложено более 11 км подземных сетей. Предполагается дальнейшее сотрудничество с компанией «Вилия», которая в качестве генподрядчика осуществляет строительство всех объектов этой торговой сети. По предварительному плану, новые гипермаркеты должны появиться в этом году на Васильевском острове (пр. Кима); на Обводном канале (при пересечении с Митрофаньевским шоссе); и на Дальневосточном пр. (золоотвал, квартал 9Б-1).

В районе Парголовской развязки закончено проектирование комплекса торговых центров «Адамант». Наша компания выполняет весь комплекс работ по обеспечению объекта инженерными сетями (весьма большие объемы). Агентство территориального развития «Шушары» будет продолжать застройку своего участка. Оценив нашу работу при строительстве гипермаркета «Лента», нас пригласили для выполнения сетей подземных коммуникаций. Помимо этого, нашей компанией выполняются и будут выполняться впредь различные заказы меньшего масштаба.

— Продолжаете ли вы работать в других регионах?

— Да, мы выполнили ряд заказов за пределами Санкт-Петербурга. Из наиболее крупных объектов могу выделить станцию «Свирь» в Ленинградской области (электрификация железнодорожного пути на петрозаводском направлении); станцию «Хвойная» в Новгородской области (строительство системы канализации и очистных сооружений), комплекс Валдайского монастыря (инженерные сети). Впрочем, подчеркну, выход в регионы не является нашей первоочередной задачей. В настоящее время очень много серьезных заказов в Санкт-Петербурге.

— В одном из предыдущих интервью нашему журналу Вы рассказывали о создании в рамках «СМУ-303» специальной структуры для ведения геофизической разведки…

— Это отделение уже полностью сформировано и вполне эффективно работает. Для него мы приобрели специальное оборудование, разработанное научно-исследовательскими организациями Петербурга и Москвы. Оно позволяет отслеживать, оценивать и анализировать различные объекты, находящиеся под землей: уже существующие инженерные сети, валуны, строительный мусор и пр. К сожалению, имеющиеся карты залегания коммуникаций довольно неточны — происходят подвижки грунта, имеются и другие причины, по которым бурение «в слепую» сопряжено с большими аварийными рисками. Именно их и позволяет избежать работа нашего подразделения, ведущего геофизическую разведку. В настоящее время ни одно горизонтальное бурение (да и большинство работ открытым методом) не производится без предварительного исследования территории, что, кстати, поддерживают и наши заказчики. Отделение геофизической разведки в настоящее время накапливает опыт, пополняет информационную базу, совершенствует существующие методики оценки.

— Ну и в заключение традиционный вопрос: каковы перспективные планы вашей компании?

— Помимо основной работы по совершенствованию и оптимизации нашей основной деятельности, наше внимание привлекает идея приобретения техники для бурения скальных и горных пород, а также находящихся в земле крупных валунов, обломков железобетонных конструкций и пр. Мне кажется, это перспективное направление в самое ближайшее время может стать весьма актуальным. Представители нашей компании побывали в Швейцарии и Австрии, где ознакомились с достижениями в этой области. В данном случае речь идет о приобретении не новых установок, а специального оборудования к уже имеющимся в нашем распоряжении. Впрочем, цены на такую технику вполне сопоставимы со стоимостью самих бурильных машин. Окончательное решение о приобретении нового оборудования будет принято по результатам исследования рынка Санкт-Петербурга и выявлению спроса на выполнение такого рода работ.

Дата: 25.09.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8 (82)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!