О диспетчеризации лифтов. И не только

1 стр. из 1

Последние десять лет характеризуются бурным ростом предложений новых систем диспетчеризации на рынке лифтовой отрасли. Свои продукты предлагают как фирмы, давно зарекомендовавшие себя в этом сегменте, так и относительно молодые компании, появившиеся на свет 10 – 15 лет назад. Основным побуждающим фактором, по началу вынуждающим производителей лифтов заниматься оборудованием для диспетчеризации, являются ПУБЭЛ, а точнее 13-й пункт этих правил. Невыполнение требований этого пункта делает невозможным ввод в действие и эксплуатацию лифтов.

С технической точки зрения выполнение требований п. 13 ПУБЭЛ (Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов) не составляет трудностей, так как требует установки в лифте и в машинном помещении переговорных устройств и вывода на диспетчерский пульт нескольких сигналов. Стоимость необходимого оборудования для такой диспетчеризации ничтожна по сравнению со стоимостью лифта. Однако основные проблемы диспетчеризации начинаются при доставке сигналов и переговорной связи на диспетчерский пульт.

Первые системы диспетчеризации, выполнявшие минимальные требования ПУБЭЛ, строились на основе проводных линий, соединяющих объекты диспетчеризации — лифты с диспетчерским пультом. Диспетчерский пульт (ДП) представлял собой специально выделенные в районах города помещения (в небольших городах это отдельные квартиры), куда с помощью проводных линий связи собирались сигналы диспетчеризации с лифтов района (микрорайона, квартала и т. д.). Такая организация лифтовой диспетчеризации и порождала основные проблемы, характерные для проводных систем:
 -  высокая стоимость прокладки линий связи;
 -  сильная подверженность кабельных сооружений воздействиям природных факторов (грозы, влаги, перепадов температуры).
 -  зависимость лифтовых организаций от компаний — арендодателей линий связи (непредсказуемые аварийные и «плановые» ремонты кабельных сооружений);
 -  высокая стоимость содержания (или аренды) линий связи;
 
Другим важным фактором, сдерживающим развитие проводных систем в настоящее время в крупных городах с исторически ценными застройками, является практическая невозможность прокладки новых кабельных сооружений. Этот фактор, пожалуй, и явился основной причиной появления лифтовых систем диспетчеризации с использованием радиоканала.

Помимо этого имеется ряд дополнительных преимуществ радиоканала перед проводной линией связи:
 -  независимость от технической возможности прокладки проводных линий в некоторых районах города;
 -  меньшая подверженность к актам хищения и вандализма;
 -  способность к изменению местоположения диспетчерского пульта с небольшими финансовыми затратами;
 -  меньшее время монтажа;
 -  наличие одного хозяина — владельца диспетчерской системы;
 -  возможность наращивания объемов передаваемой информации без производства дополнительных строительных работ.
 
Первые системы диспетчеризации лифтов с использованием радиоканала появились около 10 лет назад. Первоначально они предназначались для выполнения минимального набора требований Госгортехнадзора, необходимых для ввода лифта в эксплуатацию. В этот набор входили: обеспечение двусторонней связи диспетчера с лифтом, световая и звуковая сигнализация о состоянии дверей шахты и машинного помещения. По существу, функция сигнализации об открытии дверей машинного помещения является охранной. Указанный набор сигналов определял минимальную стоимость оборудования диспетчеризации и полностью устраивал владельцев лифтов, но не мог удовлетворить потребности эксплуатирующих организаций.

Требования эксплуатирующих организаций формулируются гораздо шире и сводятся практически к двум аспектам:
 -  система диспетчеризации, кроме удовлетворения требований Госгортехнадзора, должна доставлять на ДП максимальную информацию о состоянии оборудования лифта;
 -  оборудование диспетчеризации должно обеспечивать защиту различных узлов и механизмов лифта, например главного привода.
 
Первое требование привело к появлению так называемых автоматизированных диспетчерско-диагностических систем лифтов, позволяющих не только зафиксировать неисправность лифта, но и определить причину неисправности. Для реализации этого требования лифтовое оборудование диспетчеризации наделяется «интеллектом», способным анализировать не только различные комбинации сигналов с контролируемых точек, но и учитывать циклический характер работы лифта.

Проблема защиты механизмов лифта актуальна для «старых» релейных систем управления лифтом (СУЛ), в которых не реализованы функции устройств безопасности (УБ) и устройств контроля состояния (УКСЛ). Лифты с такими СУЛ дооснащаются соответствующими устройствами. Оборудование современных систем диспетчеризации способно выполнять функции УБ и УКСЛ.

Бурное строительство жилья за счет негосударственных средств привело к появлению на рынке новых локальных диспетчерских систем. Эти системы предназначены для диспетчеризации лифтов в соответствии с требованиями ПУБЭЛ в одном или нескольких жилых зданиях. При этом переговорная связь с лифтами осуществляется консьержем, располагающимся в служебном помещении в одном из зданий. Локальные системы могут быть оборудованы фискальной памятью, хранящей данные о состоянии лифтов и вызовах диспетчера в течение определенного периода времени.

Широкое внедрение средств микропроцессорной и вычислительной техники в лифтовой отрасли и появление развитых интерфейсов создали предпосылки для расширения возможностей создаваемых систем диспетчеризации. Способность современных лифтовых систем диспетчеризации собирать, передавать и обрабатывать определенные объемы данных телесигнализации предопределила создание на их базе информационно-диспетчерских систем (ИДС) жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). В составе ИДС современное оборудование лифтовой диспетчеризации способно обеспечить прием, обработку и хранение данных диспетчерского контроля, мониторинг и управление силами аварийно-диспетчерской службы жилищно-эксплуатационных организаций следующими системами:
 -  дистанционным управлением системами освещения, насосами и др.;
 -  автоматикой противопожарной защиты (АППЗ);
 -  охраны (блокировки) дверей служебных помещений;
 -  учета расхода в системе теплоснабжения;
 -  учета расхода в системе горячего водоснабжения (ГВС);
 -  передачи данных о давлении и температуре в системах ГВС;
 -  учета расхода в системе холодного водоснабжения (ХВС);
 -  передачи данных о давлении в системах ХВС;
 -  передачи данных о срабатывании насосов подкачки, затопляемости подвалов и т. п.
 
С выполнением перечисленных функций на инженерных сооружениях объектов ЖКХ оборудование диспетчеризации становится по существу частью автоматизированной системы управления зданием (АСУЗ). Дополнение этой системы современными широкополосными каналами связи позволит создавать современные аварийно-информационные диспетчерские системы ЖКХ.

Дата: 27.10.2005
В. В. Лаюшка, А. Л. Пурий
"СтройПРОФИль" 7 (45)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!