|
|
Белорусские дороги. С мыслью о будущем
1 стр. из 1 Автомобильные дороги Беларуси на новом этапе развития, образно говоря, являются кровеносными артериями ее экономики. В целом картина у нас следующая: протяженность дорог общего пользования в РБ составляет около 75 тыс. км, из них республиканских — около 15 тыс. км, местных — чуть более 59 тыс. км. На автодорогах страны эксплуатируется около 5 тыс. мостов и путепроводов. И хотя работниками дорожного хозяйства делается все от них зависящее, есть серьезные проблемы. Так, 36 тыс. км дорог общего пользования нуждается в капитальном, а 30,2 тыс. км — в среднем ремонте. Около 60% республиканских автомагистралей не соответствует нормативным транспортно-эксплуатационным показателям. Еще хуже состояние местных дорог. Сегодня почти 10% имеющихся в Беларуси мостов и путепроводов не соответствует нормам по габаритам и грузоподъемности. 27 мостов — вообще «старики»: возраст каждого из них превышает 70 лет.
Ситуация усугубляется возросшей с 1992 года на 22 тыс. км протяженностью автомобильных дорог общего пользования (в основном, за счет внутрихозяйственных, практически бесхозных дорог на подъездах к сельским населенным пунктам). Идет постоянный рост нагрузок на дорожные покрытия, что обусловлено приростом количества транспортных средств. Если в 1991 г. на 1 км дорог общего пользования приходилось 12,6, а в 1996 — 20, то в 1999 уже 27,5 транспортных единиц.
Проблемы сохранения, совершенствования и развития автодорог Беларуси, учитывая накопившиеся проблемы, потребовали комплексного подхода, что и явилось причиной разработки и принятия Государственной программы «Дороги Беларуси» на период 1997—2005 гг. Финансирование предусмотренных в ней мероприятий осуществляется за счет средств республиканского и местных дорожных фондов. Обеспеченность выполнения программы составила: в 1998 г. — 37%, в 1999 — 41%, в 2000 г. — 34%. Всего за 1998—2000 гг. выполнен ремонт 23 тыс. км дорог, или 40% от потребности. От состояния автомобильных дорог зависит многое, в том числе рентабельность предприятий, условия жизни населения, стандарты медицинского и коммунально-бытового обслуживания и многое другое. Неровности дорожного покрытия приводят к удорожанию перевозок на 30—40%. Горючего в РБ используется почти в 1,5 раза больше, чем в странах Центральной и Восточной Европы, а срок службы автомобиля сокращается на треть.
Комитет по автомобильным дорогам республики приоритетом своей деятельности выбрал именно содержание дорожной сети, поддержание ее в рабочем состоянии, чтобы обеспечить автотранспорту бесперебойный круглогодичный проезд. Политика, проводимая комитетом, осуществляется на основе следующих основных принципов:
автомобильные дороги являются общественным достоянием и средством централизации государства. Оно несет основную ответственность за финансирование содержания и развития дорожного хозяйства;
все виды работ в дорожном хозяйстве осуществляются имеющими лицензию субъектами рынка на конкурсной основе при четком определении обязанностей органов управления (заказчика) и хозяйствующего субъекта;
пользователи автомобильных дорог должны возмещать обществу нанесенный при пользовании дорогами ущерб, в силу чего государство вводит соответствующие механизмы затрат через закон «О дорожных фондах»;
спрос на услуги автомобильного транспорта должен находиться на оптимально необходимом общественном уровне (по возможности общества и государства);
все осуществляемые программы, используемые средства и результаты деятельности дорожного хозяйства должны быть открыты для правительства, парламента, пользователей дорог и общества в целом.
В поездку с комфортом
Комитет определил ряд приоритетных направлений. Активно ведутся работы над выявлением внутренних резервов с целью сократить потери, создать эффективную конкурентную среду, восстановить потенциал подрядных организаций, внедрить элементы новой экономической политики. Это позволяет уменьшить потребление основных строительных материалов, повысить долговечность дорожных конструкций и сооружений.
Предпринимаются меры для техниче-ского перевооружения дорожной отрасли и развития ее научно-технического потенциала. Приоритеты: энерго- и ресурсосберегающие технологии, обновление производственных мощностей подрядных организаций и импортзамещение. Очень важно обеспечить введение новшеств и дальнейшее развитие высокоскоростных холодных технологий ремонта и восстановления дорожного покрытия типа «Сларри-Сил», объем которых необходимо довести до 35%. Это особенно актуально для дорог местного значения, где уже создана база по выпуску битумных эмульсий. С выходом на новые технологии назрела необходимость модернизации производственной базы дорожно-строительных организаций, так как износ основного оборудования машин и механизмов достиг 70—80%.
Конечно, качество проводимых дорожных работ должно соответствовать международным нормативам. Мы стремимся к достижению мировых стандартов по ровности, разметке, маршрутному ориентированию. Большое внимание уделяется совершенствованию систем управления. Принимаются меры по организации независимого технического надзора, что позволяет внедрить новые методы управления инженерно-техническим сопровождением инвестиционных проектов, обеспечить качество и эффективность работ в соответствии с международными нормами.
Серьезную озабоченность вызывают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. За год в Беларуси погибает около 1 000 чел., приблизительно 3 000 чел. получают ранения. На каждые 100 дорожно-транспортных происшествий количество погибших у нас больше, чем в Англии, — в 16 раз, Германии — в 11,3 раза, Польше — в 2,4 раза. В то же время, на республиканских автотрассах в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению количества аварий. Это происходит, благодаря четкой системе управления содержанием дорог, нанесению разметки, установке соответствующих знаков, локализации особо опасных мест и проведению других мероприятий. Недавно разработана и успешно реализуется отраслевая программа «Повышение безопасности движения на автомобильных дорогах общего пользования на 2000—2005 годы».
Проводимый Комитетом по автомобильным дорогам мониторинг подтверждает, что экологическая обстановка во многом зависит от технического состояния автотранспорта, а также от ровности покрытия.
Чем ближе состояние дорожного полотна к идеальному, тем меньше количество вредных выбросов в атмосферу, экономнее расходуется топливо. Прилагая усилия в этом направлении, можно уменьшить загрязнение окружающей среды на 9—13%.
Не менее важная задача — создание вдоль дороги санитарно-защитной полосы. Особое место отводится регулированию хозяйственной деятельности в полосе отвода. Ведь территория в непосредственной близости от проезжей части, как правило, загрязнена и пригодна для размещения только защитных площадок, гаражей либо прокладки коммуникаций. Вблизи дорог нередко располагаются возделываемые поля. Один из путей решения этой проблемы — внедрение новых, экологически чистых технологий. Кстати, совместно с зарубежными партнерами уже завершена модернизация 10 асфальто-бетонных заводов, что позволило снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Не обходим вниманием и оказание сервисных услуг в пути. Комитетом разработаны и реализуются программы по их развитию. Основное внимание уделяется международным магистралям, где формируются повышенные требования к придорожному сервису.
На дорогах общего пользования обслуживают участников дорожного движения 125 гостиниц, 92 станции технического обслуживания, около 300 АЗС, свыше 500 пунктов питания, более 30 тыс. автопавиль-онов и площадок для остановки автобусов. Однако немало нужно и сделать. На главных магистралях (по которым осуществляется около 80% всех транзитных перевозок) обеспеченность гостиницами составляет 25%, АЗС — 30%, СТО — 37%, пунктами питания — 48%.
Основной акцент в развитии дорожного сервиса сделан на привлечение частного капитала. Сегодня же около 70% торговых пунктов относится к негосударственной форме собственности.
Приоритетным стало строительство стационарных комплексов с полным набором сервисных услуг, таких как «Лукойл», «Славнефть», «Веста», «Гном» и др.
В ближайшее время концерн «Белнефтехим» предусматривает построить 51 новую АЗС и реконструировать около 40 действующих. Предприятиями «Бепкоопсоюза» планируется ввод 42 объектов. В их числе — кафе и столовые, бары и бистро, рестораны и магазины, торговые центры и летние площадки. Министерство связи взялось установить 9 универсальных таксофонов по предоставлению услуг не только местной, но и международной связи. Другие коммерческие и частные предприятия планируют завершить строительство еще 22 объектов. Это в основном АЗС, охраняемые стоянки, кафе, кемпинги, магазины.
Когда границ не существует
Новые масштабные проекты требуют соответствующей законодательной базы. На рассмотрение Национального собрания республики в этом году были внесены проекты новых законов «Об автомобильных дорогах» и «О дорожных фондах в Республике Беларусь». Основная цель этих документов — сокращение потерь народного хозяйства страны, которые (в соответствии с методикой Всемирного банка) оцениваются, к примеру, за 2000 год в 526,5 млрд. рублей или 7,6 процента от ВВП.
Немаловажно также устранение сложившейся разобщенности законодательных и нормативных документов по формированию дорожных фондов и упорядочение практики применения закона. Актуальность внесения, скажем, законопроекта «О дорожных фондах в Республике Беларусь» заключается в том, что с момента принятия действующего Закона в него многократно вносились поправки, существенно изменившие состав доходов дорожных фондов и размеры финансовых ресурсов, предназначенные для строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования. В новом законопроекте предусмотрено увеличение роли государства в развитии местных дорог через институт субвенций. Этому в полной мере послужит выделение уже в 2001 году из средств республиканского дорожного фонда согласно специальному постановлению Совета Министров республики целевых субвенций областям для выравнивания уровня развития местных автомобильных дорог.
И хотя принятие новой редакции закона «О дорожных фондах в Республике Беларусь» не означает автоматического создания современной сети автомобильных дорог с учетом международных требований, но оно создаст условия для приведения их в нормальное состояние, обеспечит надежные транспортные связи и сократит потери народного хозяйства, связанные с техническим состоянием автомобильных артерий.
Дороги не имеют границ. Мы заинтересованы в сотрудничестве и с зарубежными партнерами.
Надо исходить из того, что в настоящее время по территории Беларуси проходит современная автомобильная дорога М-1/Е-30 Брест — Минск — граница Российской Федерации, имеющая практически на всем своем протяжении
4 полосы движения и обеспечивающая относительно комфортные и безопасные условия для движения автотранспорта. За последние 5 лет расходы дорожного хозяйства, связанные с развитием этой дороги, составили 245 млн. долл. Для модернизации М-1/Е-30 в 1994—1998 гг. были привлечены средства займа Европейского банка реконструкции и развития в размере эквивалентном 50 млн. долл., возврат которых должен быть завершен в 2007 году за счет взимания платы с владельцев и пользователей автотранспортных средств. Практика показывает, что механизм возврата займа работает.
В связи с транснациональной сутью транспортных путей большое значение комитет придает и вопросам координации дорожной деятельности на международном уровне. Мы принимаем самое активное участие в работе Межправительственного совета дорожников (МСД), членами которого являются дорожные организации государств-участников СНГ. В настоящее время советом осуществляется разработка концепции скоординированной политики стран-участниц МСД по законодательно-правовому обеспечению финансирования и организационному развитию дорожного хозяйства.
В текущем и следующем годах планируется большой объем работ по реконструкции, ремонту кольцевой дороги вокруг Минска, входящей в международный транспортный коридор 9Б, и других трасс в соответствии с Протоколом о международных автомобильных дорогах СНГ.
Существует ряд совместных проектов. Некоторые из них реализуются или уже реализованы, другие активно обсуждаются. Так, недавно мы рассмотрели предложение российской стороны, в основу которого положен комплекс мероприятий по продлению и дальнейшему развитию 2-го трансъевропейского транспортного коридора Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород.
Активизируется сотрудничество белорусских дорожников и с коллегами из сопредельных государств, в частности из Польши. Так, в 2003 году будет реализован межправительственный договор с этой страной о совместном проекте по строительству моста «Дружбы» через реку Западный Буг на автомобильной дороге М1/Е30 в районе пограничного перехода Козловичи—Кукурыки.
ХХI век открывает новые горизонты и в то же время ставит трудные задачи. Автомобильные дороги, которые уже являются сложными комплексными сооружениями, получат дальнейшее развитие. На повестке дня не только нормальный, безопасный проезд, но и высокие скорости, огромный рост интенсивности движения, повышенные нагрузки. А для этого необходимо дальнейшее техническое совершенствование самого покрытия трассы, средств регулирования движения, а также безупречная система управления дорогами на государственном уровне. И в добавок к этому не стоит забывать о том, что дороги дороги, но бездорожье — дороже...Дата: 12.11.2001 Александр МИНИН, председатель Комитета по автомобильным дорогам Республики Беларусь "Петербургский строительный рынок" №10
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!
|
|