Свет петербургского метрополитена

1 стр. из 1

50 лет назад, 15 ноября 1955 г., в Ленинграде произошло знаменательное событие — открылась первая очередь метрополитена. Она состояла из 8 вестибюлей и станций, красочно, разнообразно оформленных. Сегодня петербургское метро значительно выросло и продолжает разрастаться и развиваться. 59 станций и 62 вестибюля метрополитена города по праву являются одной из его достопримечательностей. Определенная заслуга в этом заключается в единстве архитектурных решений освещения станций, а также и вестибюлей метрополитена. Роль освещения в метрополитене огромна. Это фактор и безопасности, и функциональный, и художественно-эстетический.

Станция «Площадь Восстания» — это первая очередь строительства. Она характеризуется повышенной декоративностью, свойственной тому времени. Белые своды среднего зала расчленены лепными дугами-гирляндами, расположенными в ритме боковых сводчатых проходов. К каждой гирлянде прижата «световая дуга», несущая люминесцентные лампы (ЛЛ) и рассеиватели из граненого стекла.

В двух боковых залах установлены люстры полуотраженного света с ртутными лампами — ДРЛ. Свет на станции поддерживает архитектонику. Однако некоторые эксперты считают, что большое количество лепных и световых дуг «загромождает» зал (в поле зрения попадает ряд блестких объектов), создает ощущение дискомфортной блесткости, вызванной неравномерностью распределения яркостей в поле зрения.

Станция «Маяковская» — односводчатая, закрытого типа, функционально взаимодействует со станцией «Площадь Восстания» и связана с ней переходом. Здесь применено отраженное освещение с люминесцентными лампами.

Станция «Лесная» — трехсводчатая. Колонны, разделяющие средний зал и платформы, облицованы белым мрамором, а путевые стены — глянцевыми керамическими плитками зеленого цвета. Под сводами среднего зала и платформ станции протянуты карнизы отраженного света с ЛЛ. Интересно решение торцевой стены с символическим изображением солнца.

В целом создана спокойная цвето-световая среда, не противоречащая функции транспортного сооружения и вызывающая ассоциации с природой.

Станция «Академическая» — трехсводчатая, с двумя продольными рядами арок, облицованных металлическими профильными элементами. Над арками, по центральному нефу и со стороны платформ, установлены открытые U-образные люминесцентные лампы, создающие сильное слепящее действие. Дискомфорт усиливается наличием бликов на полированных металлических элементах отделки. Здесь характер нарушения простых закономерностей световой архитектуры.

Станция «Гражданский проспект» — трехсводчатая. Она облицована мрамором интересного рисунка и теплой световой расцветки. Полы станции — из полированного гранита. Станция отличается золотистым колоритом. Световые приборы расположены на архитравных балках. Они представляют собой настенные светильники с ЛЛ с рассеивателями из молочного стекла. Станция производит хорошее впечатление и отвечает своему идейно-художественному замыслу.

Станция «Невский проспект» — одна из самых загруженных с пересадочным узлом. Световой и цветовой контрасты созданы разнородностью отделочных материалов. Станция целостна по своей архитектуре, и это качество поддерживает прием освещения — с помощью световых козырьков-карнизов, расположенных над проходами между пилонами.

Станция «Петроградская» — односводчатая, закрытого типа, с автоматическими станционными дверями. Стены облицованы светлой глазурованной керамической плиткой полуцилиндрического профиля. С двух сторон среднего зала располагаются световые карнизы, открытые не только вверх, но и вниз, и хорошо освещающие стены и залы посадки. Со стороны зала карнизы имеют жалюзи.

Станция «Гостиный двор» сходна по своему типу и архитектуре со станцией «Петроградская». Однако световые карнизы здесь несколько отнесены от стены. Свод освещен достаточно равномерно. На этих станциях отмечается высокий световой комфорт.

Приведенные краткие описания лишь некоторых станций метрополитена показывают разнообразие их интерьера и освещения. Следует подчеркнуть, что на станциях последней постройки преобладает система отраженного освещения, конструктивное исполнение которой достаточно разнообразно. Также присутствуют настенные светильники из молочного стекла с люминесцентными лампами.

С 2000 г. в метрополитене был выполнен капитальный ремонт на 48 станциях в части устройств архитектурного освещения вестибюлей, средних залов и платформ, наклонных ходов, в том числе и на тех, которые были обследованы 25 лет назад. Старые светильники были заменены на современные фирм GENERAL ELECTRIC, THORN, GLAMOX, световые технологии с лампами ДРЛ и ДнаТ, которые полностью соответствуют требованиям пожаробезопасности и электромагнитной совместимости. Широко используются в устройствах освещения компактные люминесцентные лампы, энергосберегающие лампы.

Выполнена модернизация схем управления освещением станций и вестибюлей. Для удобства обслуживания светильники выполнены на штепсельных разъемах. В результате капитального ремонта освещения значительно повысилась освещенность станций и вестибюлей. При этом были сохранены интерьеры станций, что является большой заслугой коллектива службы электроснабжения.
Достойное место в освещении и украшении станций метрополитена играют специально изготовленные люстры на станциях первой очереди пуска метрополитена, а также на станциях «Черная речка», «Озерки», «Ладожская», «Новочеркасская», «Улица Дыбенко», «Старая деревня», «Садовая», «Лиговский проспект», потолочные светильники с высокоинтенсивными лампами. На протяжении нескольких лет с помощью экспериментального предприятия «Росвуздизайн» были восстановлены архитектурно-художественные детали люстр на станциях «Автово», «Нарвская», «Владимирская», «Площадь Восстания».

К 300-летию Санкт-Петербурга было реконструировано освещение на станции метро «Кировский завод». До реконструкции освещения свода станции в одном квадрате находилось 9 светильников, каждый из которых состоял из 4 люминесцентных ламп мощностью по 30 Вт каждая. Освещенность в уровне пола станции составляла 100 лк.

В результате совместных разработок специалистами службы электроснабжения метрополитена и ЗАО «СПДГ-Комершиал» по проекту этой компании были изготовлены и установлены светильники обратного света. За счет нового отражателя освещенность создается прямым и отраженным светом. В каждом существующем квадрате было поставлено также 9 светильников (для сохранения существующего интерьера потолка), но каждый из них состоял из 4 ламп (по 36 Вт каждая).

Включение новой установки дало освещенность 450 лк. С учетом коэффициента запаса 1,5 освещенность — 300 лк (450:1,5=300). На станции из 9 светильников каждого квадрата свода зачастую работают только 5 по две лампы, обеспечивающие хорошую освещенность и дающие красивый световой рисунок потолка.

Что касается освещения платформ трехсводчатых станций, то они оцениваются аналогично центральным залам или несколько ниже.

Освещение эскалаторов наклонного хода осуществляется торшерами с люминесцентными и энергосберегающими лампами. В метрополитене применяется несколько типов торшеров наклонного хода.

Около 6 лет тому назад были усовершенствованы цилиндрические светильники с люминесцентными лампами. Новые светильники наклонного хода состоят из 2 люминесцентных ламп мощностью по 36 Вт каждая вместо старых, где в светильнике было 3 люминесцентные лампы по 30 Вт.

В результате освещенность увеличилась почти в 1,5 раза. Кроме указанных торшеров на балюстраде наклонного хода на стойках установлены электрифицированные рекламоносители с люминесцентными лампами. Рекламы там, где они имеются, воспринимаются хорошо и эстетически, и светотехнически.

Средние залы у входа на эскалаторы (нижние гребенки эскалаторов) в основном освещаются настенными светильниками с высокоинтенсивными лампами. Вестибюли станций метрополитена обследованы не были. Однако их световое звучание визуально воспринимается позитивно и оставляет хорошее впечатление.

Из приведенного выше краткого обзора освещения лишь некоторых станций метрополитена видна его огромная насыщенность осветительными приборами. Протяженность только тоннелей, которые тоже освещаются, составляет 103 км.

Количество ламп в тоннеле превышает количество ламп, установленных на станции, в десятки раз. В тоннелях, так же как на станциях, проводится капитальный ремонт устройств освещения. Светильники с лампами накаливания заменяются на светильники с люминесцентными лампами, для аварийного освещения устанавливаются энергосберегающие лампы.

В метрополитене основными потребителями электроэнергии являются: электропоезда; эскалаторы; освещение станций, вестибюлей, переходов, тоннелей, служебных помещений; силовое электрооборудование на станциях и в тоннелях; вентиляционные и насосные установки; устройства автоматики и телемеханики; устройства связи.

К тому же огромный пассажиропоток (более 2,5 млн. человек в сутки), большая глубина заложения станций и тоннелей метро, особое его значение для жизнедеятельности города требуют надежного и бесперебойного электроснабжения всего электрооборудования. Поэтому метрополитен по надежности электроснабжения (обеспечивается по первой категории) является потребителем первой категории. Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Кроме того, в метрополитене имеется особая группа электроприемников первой категории, для электроснабжения которой предусматривается дополнительное питание от третьего независимого взаимно резервирующего источника питания. В качестве третьего независимого источника питания для особой группы электроприемников используются аккумуляторные батареи.

Аварийное освещение относится к особой группе. В нормальном режиме работы оно запитано переменным током на 127, 220 В. В случае пропажи этого напряжения аварийное освещение переключается на работу от аккумуляторных батарей постоянного тока напряжения — (110, 240 В) 110/150, 230 В.

Емкость аккумуляторных батарей должна обеспечивать питание аварийного освещения этих объектов в течение одного часа. Величина освещенности от аварийного освещения — 0,5 лк. Нормальное функционирование освещения обеспечивается четкой работой службы электроснабжения: участками архитектурного и тоннельного освещения, участками кабельной сети.

Одним из важных моментов эксплуатации содержащих ртуть источников света в случае перегорания является их хранение, а затем сдача для демеркуризации.

В метрополитене в год выходят из строя около 80 000 ламп, которые отправляются на участок по демеркуризации ртутьсодержащих источников света в Рыбацком. Производительность участка 100 000 ламп в год.

В заключение представляется целесообразным сделать некоторые выводы по освещению станций метрополитена города.

1. При оценке качества освещения решающим является наличие светового комфорта, отсутствие дискомфортной блесткости.

2. Норму освещенности в уровне пола лучше нормировать как рекомендуемую, принимая ее в зависимости от отражательной способности стен, а также потолка и пола.

3. Системы освещения станций, а также вестибюлей, разнообразны, привлекательны, позитивны.

4. Наиболее комфортабельным, особенно для станций нового времени, может являться отраженное освещение. Его конструктивные решения могут широко варьироваться с учетом архитектурно-конструктивных решений станций.

5. В односводчатых станциях желательно усиление освещения в зоне посадки — у станционных дверей.

6. Следует обратить внимание на освещение (в боковых залах трехзальных станций) на платформах, там, где это необходимо, с целью повышения освещенности.

7. Освещение эскалаторных залов наклонного входа воспринимается положительно.

8. Эксплуатация осветительных установок находится на высоком уровне.

9. В период спада пассажирского потока до минимума (в позднее, вечернее время) частичное отключение освещения станций является целесообразным. В целях экономии электроэнергии на некоторых станциях метрополитена, где обеспечивается безопасный проход пассажиров, введен сокращенный режим работы освещения в «не пиковое» время. Освещение на всех станциях метрополитена работает по графику освещения станции.

10. Следует отметить широкое использование для освещения, особенно в последние годы, высокоинтенсивных источников света. Это компактные люминесцентные лампы (КЛЛ), натриевые лампы, которые с каждым годом медленно, но верно вытесняют лампы накаливания и ртутные (ДРЛ).

11. В процессе разработки рабочего проекта освещения принимаемое решение вначале проверяется экспериментально, с участием персонала метрополитена. Это позволяет избежать возможных ошибок.

12. Следует обратить внимание на достаточное размещение световых указателей, которые играют для пассажиров (особенно гостей города) значительную информационную роль.

13. Сегодня в метрополитене эксплуатируется 1 400 вагонов. Их освещение хорошее и отличное, особенно тех, где освещение выполнено сплошной линией по центру вагона, светильниками с люминесцентными лампами.

В этой связи хотелось бы еще раз обратить внимание комитета по транспорту правительства города на плохое освещение салонов троллейбусов и автобусов. Этот вопрос я неоднократно поднимал в городской печати, но воз и ныне там.

Следует надеяться, что эта недорогая проблема наконец-то начнет движение в положительном для пассажиров направлении.

14. В СНиПе 23-05-95*, в котором учтены изменения № 1, утвержденные постановлением Госстроя России № 44 от 29 мая 2003 г., введен дополнительный подраздел — «Наружное архитектурное освещение зданий и сооружений». С его учетом, а также по программе «Светлый город», были подсвечены фасады зданий ряда вестибюлей метрополитена.

Петербургское метро и сегодня является одной из прекрасных жемчужин Северной столицы.

Дата: 27.10.2005
Е. А. Лесман
"СтройПРОФИль" 7 (45)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!