Что сказал наш главный

1 стр. из 1

Так как журнал наш недвусмысленно назван «Федеральным строительным рынком» и, следовательно, имеет непосредственное отношение ко всему, что связано со строительством на территории Российской Федерации, мы просто не имели права миновать такое событие, как очередная «Прямая линия с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным», которую транслировали телеканалы «Россия» и «Первый Канал». В этом материале мы приводим выборку высказываний первого должностного лица нашей страны, в части, касающейся перспектив развития строительных программ в стране.

Оценка тенденций в экономике
— Продолжалось хорошее, позитивное укрепление нашей экономики. На протяжении всех последних лет рост экономики России составляет около 7% ежегодно. Это показатель, который намного превышает показатели большого количества развитых стран и стран с переходной экономикой. Мы не абсолютные лидеры, но мы, конечно, в числе этих лидеров. В прошлом году рост составил 7,1 %, в этом году предварительно мы считаем, что выйдем на 5,9. Это, повторяю, хороший показатель, который обуславливает и некоторые другие вещи позитивного характера. Прежде всего это касается повышения жизненного уровня граждан, потому что в год — примерно рост реальных доходов за минусом инфляции составляют где-то около 8,5–9–10%.

При этом несколько отстает рост реальных доходов пенсионеров: здесь примерно на уровне 5,5%. В этом году будет чуть больше — 7,9%. У нас двойной профицит — и внешней торговли, и бюджета. У нас растут золотовалютные резервы Центрального банка, которые достигли $155 млрд. Напомню, что в 2000 году мы начинали с 12 млрд.. Мы рассчитываемся по внешним долгам, и по этому показателю — 16% к валовому внутреннему продукту страны — мы имеем один из лучших уже показателей в Европе. У нас создан Стабилизационный фонд, который в некоторых других странах называется «фондом будущих поколений». Я думаю, что мы об этом еще поговорим, о том, нужен он или не нужен, и что с ним делать. Во всяком случае, всё это вместе создает абсолютно стабильную обстановку в стране. Люди могут планировать свою жизнь: расширились горизонты планирования и на уровне бизнеса, и в семье. И, что очень важно, всё это создало предпосылки к тому, чтобы перейти к масштабному решению наболевших социальных вопросов и вопросов в некоторых секторах российской экономики.

Развитие Дальнего Востока
— Я студент второго курса Сахалинского государственного университета. Вскоре мы закончим институт и продолжим свою будущую жизнь, наверное, принося пользу Курилам. Как будут развиваться эти территории? И сможем ли мы достойно жить и работать там?

— Во-первых, по Дальнему Востоку. У нас существует — и не предполагается, что она будет демонтирована, — целевая федеральная программа по развитию Дальнего Востока. Как Вы знаете, по моему поручению, по поручению Председателя Правительства недавно на Дальнем Востоке находилась группа министров российского Правительства, где были обозначены направления развития Дальнего Востока и направления поддержки Дальнему Востоку со стороны федерального центра. Все эти программы будут исполняться. И это абсолютно гарантированная вещь.

Мы понимаем все проблемы, которые связаны с Дальним Востоком. Это касается и перемещения граждан, высоких цен на авиа— и железнодорожные билеты и так далее, и так далее, оттока населения — все это, известно, решать достаточно сложно в современных условиях. Но мы будем концентрировать усилия и финансовые ресурсы для того, чтобы это делать. Это первое, что я хочу сказать.
Поэтому я очень надеюсь, что действительно и Вам, и Вашим друзьям — тем, кто работает, учится, живет на Дальнем Востоке, в том числе на островах, — будут созданы условия для того, чтобы Вы могли применить все свои знания и силы именно там, где Вы живете, учитесь и работаете.

Стабфонд и социальные инициативы
— Стабилизационный фонд постоянно растет, в том числе и за счет цен на нефть. До сих пор в этой сфере ничего не делалось, теперь Вы объявили о социальной реформе. Где гарантия, что деньги просто не разворуют?

— Меня самого это волнует, прежде всего. Это одна из ключевых проблем, которую нам предстоит решить при реализации тех планов в социальной сфере, которые были мною сформулированы в начале месяца — 5 сентября, по-моему,— этого года я выступал с этими инициативами. Да, действительно, я вначале сказал: в результате развития экономики, роста экономики, увеличения доходов мы многое можем сделать. Это не связано со Стабилизационным фондом, Стабфонд — это отдельная песня, и, если у нас представится возможность в ходе сегодняшнего разговора, я еще к этому вернусь, — он создается не для решения этих социальных вопросов. Стабфонд создается для того, чтобы удержать макроэкономические показатели, не разрушить экономику, с тем чтобы не взлетали цены, с тем чтобы удержать инфляцию и чтобы все эти условия позволили нам решать социальные задачи в той системе отсчетов, в которой мы сейчас живем и развитие которой мы планируем. Но социальные расходы бюджета у нас увеличиваются, и возможностей решения таких задач в связи с ростом экономики у нас становится больше.

Развитие угольной отрасли
— Нас волнует развитие угольной промышленности. Все знают, что большое внимание сейчас уделяется развитию нефтегазовой промышленности. Но ведь запасы нефти невелики — 30–50 лет, а запасы в Воркуте, например, можно отрабатывать веков пять. Отсюда вопрос: собирается ли государство менять приоритеты в развитии добывающих отраслей? Нас, конечно, Воркута беспокоит.

— Понятно. Насколько я себе представляю ситуацию в Воркуте, она, хоть и медленно, но все-таки начинает приближаться к тому состоянию, в котором находятся другие угольные бассейны, в частности в Кузбассе. И позитивные тенденции, несмотря на имеющиеся проблемы — а их еще, конечно, очень много, — все-таки там у вас тоже уже намечаются.

Что касается запасов угля, нефти, газа — я думаю, что запасы нашей страны по нефти и газу являются недооцененными. На самом деле их больше, чем мы думаем. И нам этих запасов хватит: и нам, и будущим поколениям.

Конечно, нужно относиться к этому рачительно. И, что самое главное, и вот здесь Вы абсолютно правы, нам нужно постепенно менять энергетический баланс в стране. Нужно, чтобы и другие энергетические ресурсы, не только нефть и газ, были востребованы и были экономически привлекательными для экономики и для бытовых потребителей. Ну и такой ресурс, как угольный, конечно, крайне важен.
Мы полагаем, что мы и дальше будем поддерживать всех тех, кто работает в этой сфере, в том числе и для привлечения высоких технологий. Потому что — вы, специалисты, знаете лучше, чем я, — есть такие технологии, которые при переработке угля потом превращают изначальное сырье в отличный энергетический продукт. Но это достаточно дорогие — современные, правда, но дорогие — технологии. Мы постараемся выстроить политику таким образом, чтобы возможно было эти технологии использовать и создать условия для развития предпринимательской деятельности в этой сфере.

Расселение северных территорий
— Я врач, работаю в Воркуте длительное время, более 20 лет. В настоящее время наблюдается, что значительное количество лиц пожилого, старческого возраста находится в районах Крайнего Севера. Есть случаи такие, что уже 90-летние попадают к нам, в городскую больницу. И вот у меня вопрос. Как выполняется программа переселения пенсионеров за пределы Крайнего Севера, так как наши программы, местные, не работают: нет денег для переселения лиц?

— Эти деньги выделяются из разных источников, в том числе из федерального источника. Здесь существует одна проблема, которую Правительство до сих пор не может решить окончательно. Это касается сохранения пенсий в полном объеме для тех, кто выезжает из районов Крайнего Севера, с тем чтобы не стимулировать возврат. Потому что некоторые из граждан, которые уехали оттуда, стараются уже вернуться, чтобы возвратить себе в полном объеме пенсию. Вот этот вопрос, конечно, Правительство должно решить. И вернусь к этому обязательно, вернусь к этому еще раз. Я понимаю Вас, проблема такая существует. Вернемся к этому обязательно.

Кое-что о малоэтажном строительстве
SMS-вопрос из Дагестана от 19-летнего Али. Он интересуется, почему в республике много безработных, но еще больше роскошных особняков?

— Да, очень интересный вопрос. Действительно, не только Дагестан, но и другие республики Юга России болеют этой тяжелой болезнью — безработицей. В Дагестане — больше всего. Больше всего, конечно, в Чечне, потом — Дагестан, Ингушетия. Это огромная проблема. На одно вакантное место — сотни людей. И это, конечно, прежде всего молодые люди. Поэтому развитие собственной экономической базы, собственной налогооблагаемой базы, развитие производств — это, конечно, задача номер один на Юге России.

И только что, совсем недавно, несколько дней назад, я обсуждал этот вопрос с руководителями Юга России. Есть определенные планы. Вы понимаете, их невозможно реализовать с сегодня на завтра, особенно в условиях какой-то дестабилизации и в условиях необеспечения в нужном объеме проблем безопасности, решения проблем безопасности. Но мы все равно будем это делать, будем это делать в комплексе.

Что касается особняков, то это проявление другой проблемы. Это говорит о том, что деньги, которые выделяются федеральным центром, приходят в регион по другим каналам, они расходуются не всегда эффективно и не используются исключительно в интересах всего общества, республик или соответствующих субъектов Юга России. И это, конечно, вопрос, на который следует обратить внимание правоохранительным органам.

Но будем исходить и из того, что все-таки есть люди, в том числе и на Юге России, и в Дагестане, люди, которые легально зарабатывают свои средства, имеют право на приобретение комфортного жилья, на строительство соответствующих домов. Важно только, чтобы это было сделано законно.

Восстановление Грозного
— Уважаемый Президент, посетив нашу республику, Вы сравнили Грозный с разрушенным Сталинградом. С тех пор прошло немало лет, восстановление идет крайне медленно, а получить компенсацию очень сложно. Вот я потерял жилье с 2000 года. И с тех пор — куча справок, прохождение по коридорам, унижение. Я со своей семьей уже несколько лет проживаю по чужим квартирам. Говоря о себе, я говорю о тысяче таких же страдающих людей. Когда же можно получить эти компенсации, когда же начнут их выдавать?

— Вы знаете, во-первых, Вы говорите о том, что компенсации есть — они есть, и деньги, необходимые для этих компенсаций, в федеральном бюджете предусмотрены. Вот то, как распределяются компенсации, это уже зависит от властей самой Республики.

Должен Вам сказать, что это, конечно, такой феномен необычный, но тем не менее первоначальная цифра, заявленная для компенсации руководством Республики, постоянно растет. К сожалению, до сих пор федеральные органы совместно с органами власти Чеченской Республики не могут установить конечную цифру, сколько же конкретно людей имеет право на получение этих компенсаций. Но что я могу точно сказать, точно могу Вам сказать и обещать — все необходимые средства будут выделяться. Поговорю еще раз и с Президентом Республики, и с соответствующими структурами в Москве. Дам дополнительные указания, чтобы средства выделиялись, и с тем, чтобы наладился порядок этих выплат.

Что касается восстановления Грозного в целом, то это, конечно, проблема, требующая комплексного решения: и обеспечения безопасности, с одной стороны, с тем чтобы построенное сегодня не было разрушено завтра, и с тем чтобы организовать эту работу на месте. Как Вы знаете, к сожалению, в течение длительного времени не удавалось решить вопрос о том, чтобы передать дирекцию по строительству из Москвы в Чеченскую Республику. Вот в результате как бы дополнительного импульса, мягко так скажу, все-таки этот вопрос был решен, и сейчас власти Чеченской Республики организуют эту работу на месте. Надеюсь, что и это тоже приведет к улучшению ситуации. Необходимые средства будут выделяться.

Почему недоступна ипотека?
— Владимир Владимирович, я хотела бы задать вопрос о жилье. По-прежнему для большинства людей жилье остается роскошью. Если не попадаешь под программу «Молодая семья», остается рассчитывать на коммерческий кредит, а проценты по нему очень высокие. Как же быть? Мой вопрос: почему ипотека не стала массовой, так как все еще недоступна для людей со средним и низким достатком?

— Она не стала массовой до сих пор по нескольким обстоятельствам. Первое обстоятельство и самое главное — низкие доходы населения. Второе обстоятельство — состояние экономики и высокая инфляция. В условиях высокой инфляции банки не могут предоставлять низкие кредиты. Третье — отсутствие необходимой правой базы для развития этого рода деятельности.

Вот все эти и плюс некоторые другие вопросы подлежат разрешению. И с учетом возросших возможностей, экономических возможностей государства одним из приоритетных направлений будет, конечно, и решение вопросов доступного жилья. И, конечно, Вы правильно обратили внимание на ипотечную систему. Она наиболее перспективная. Хотя и социальное жилье не нужно забывать государству, оно будет строиться. Кстати сказать, на жилищное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны в разы увеличивается государственное финансирование со следующего года — в разы, хочу это подчеркнуть. У нас там было, по-моему, всего 200 миллионов (рублей) по этому году, на следующий год будет три миллиарда рублей через бюджет Российской Федерации. Хочу обратить на это внимание, кстати, ветеранских организаций.

Вернусь к ипотеке. Что касается ипотеки, то здесь предполагается решить сразу несколько вопросов. Первый вопрос — мы добавим денег в уставной капитал Агентства по ипотечному кредитованию и впервые выделим около 15 миллионов рублей — 14,8, по-моему — на государственные гарантии этих кредитов. К чему, по мнению экспертов Правительства, это должно привести? Это должно привести к удлинению сроков ипотечного кредитования: не 7–8 лет, как теперь, а 20–25–30 лет. Первое. И второе — это должно привести к удешевлению ипотечных кредитов, существенным образом к удешевлению. Если в этом году мы оформляем всего 40 тысяч ипотечных кредитов, предполагается, что к 2008–2010 году — скорее всего, к 2010-му — число выданных ипотечных кредитов должно составить не менее одного миллиона в год.

В рамках программы для села и для молодых семей предполагается субсидирование ставок ипотечных кредитов и выдача государственных средств для того, чтобы человек мог либо, получив эти деньги, добавить свои и сразу купить квартиру, либо использовать эти полученные государственные средства в виде субсидий для того, чтобы внести это в качестве первоначального взноса за ипотечный кредит. Мы планируем сделать это по регионам Российской Федерации в различном масштабе. Где-то по каким-то районам это будет 50 на 50, то есть до 50% человек сможет получить в виде субсидий от государства, а 50% он должен будет получить в виде кредита либо вложить свои деньги. А в каких-то местах — а это прежде всего речь идет о селе либо о депрессивных регионах — там предполагается 100-% субсидирование с правом получения человеком этого жилья на праве найма с последующей возможностью выкупа этого жилья. Это касается, повторяю, депрессивных регионов и села, молодых семей и специалистов на селе. Вот примерно такая программа.

Демографический кризис
— Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, почему мы в России не можем сделать так, чтобы два-три ребенка были в семье нормой? Люди, которые определяют детское пособие, знают, что на эту сумму даже памперсы невозможно купить. Например, в Финляндии на одного ребенка платят 200 евро в месяц. Ответьте, пожалуйста, как Вы собираетесь бороться с вымиранием населения?

— Демографическая проблема в стране начала складываться в негативном ключе начиная с конца 60-х годов и продолжается все эти десятилетия. В этом смысле Россия мало чем отличается от других европейских стран. И, несмотря на то, что во многих европейских странах и в Северной Америке, допустим, большие средства выделяются на цели поддержания роста населения, тем не менее успехов у них тоже значительных мы не видим. Это сложная и очень многовекторная проблема, которая, конечно же, подлежит решению. Это совсем не значит, что государство не должно уделять этому внимание и усиливать поддержку по тем направлениям, которые Вы сейчас обозначили. Я думаю, что мы, конечно, должны решать и вопросы, связанные с теми пособиями, о которых Вы сказали. Но не только это — этого недостаточно. Прежде всего, конечно, нужно думать о поддержании социальной и экономической стабильности в стране. Вот это базовое условие. Люди должны иметь — я уже об этом сказал — такой горизонт, более длительный горизонт планирования своей личной жизни и семьи. Нужно повышать доходы населения.

Дом в кредит
— Можно ли рассчитывать нам, сельской молодежи, на то, что страна может нам предоставить уже готовый дом в кредит? Тогда в таком случае мы уже более десяти лет жили бы в своем собственном доме. Все наши дети родились бы там, а наш бы сад уже давал плоды. Ведь Вы как дачник со стажем, как никто другой поймете, какое это счастье — иметь свой собственный участок земли со своим собственным домом на нем.

— Жилищная проблема — одна из самых острых на протяжении всей истории Советского Союза, наверное. Сколько мы себя помним, мы все время говорим о жилищной проблеме и о необходимости ее решения. Я, во всяком случае сколько помню себя, столько помню, что об этой проблеме говорится.

Я могу повторить то, что уже сказал. Для сельской молодежи — во-первых, программа по сельской молодежи есть, и она будет дальше реализовываться. Но она не только будет реализовываться в прежнем объеме — ее рамки расширятся. Повторю еще раз, для сельской молодежи и для депрессивных регионов возможно получение жилья на 100% практически — за счет ссуды государства, но на праве найма жилья с последующей возможностью приобрести это жилье в собственность. В некоторых регионах, самодостаточных с финансовой точки зрения, 50% —предполагается субсидия, а 50% — собственные средства либо ипотечный кредит, рассчитанный, конечно, на достаточно длительный срок и на хороших процентных условиях. Вот это то, что мы предполагаем делать, и надеемся, что это сработает и будет реально заметно для людей, которые живут на селе.

Жилищный сертификатвоеннослужащих
— Владимир Владимирович, военнослужащие, увольняющиеся в запас, получают жилищный сертификат. Но его стоимость значительно ниже стоимости жилья даже порой на вторичном рынке жилья. Будет ли государство дальше работать по этой программе и будет ли как-то компенсировать возникшую разницу между сертификатом и стоимостью жилья реальной?

— Вы знаете, что те молодые офицеры, которые сейчас приходят на службу в Вооруженные Силы, попадают в новую систему обеспечения жильем, в ипотечную систему, причем на достаточно льготных условиях. На таких льготных условиях, которые мы пока в других отраслях предоставить не можем: ни на гражданке, ни даже в министерствах и ведомствах, которые приравнены к Министерству обороны, или военнослужащим, которые приравнены к военнослужащим Министерства обороны. Такими льготами будут пользоваться только военнослужащие Минобороны Российской Федерации.

Те военнослужащие, которые не попадают в эту систему, должны обеспечиваться в соответствии с действующим на момент прихода их на службу законодательством Российской Федерации, потому что они просто не могут накопить по ипотеке соответствующие суммы по объективным обстоятельствам. Но суммы денег, выделяемых на решение этой проблемы, значительно увеличены уже в 2006 году. А программа сертификатов сохранится.

Дата: 30.09.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6 (44)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!