Выстроить вертикаль власти до конца

1 стр. из 1

Первым нашим собеседником — представителем официальной власти во время десанта журнала «ФСР» в Ярославль стал заместитель губернатора Ярославской области Вячеслав БЛАТОВ. Он рассказал  «ФСР» о некоторых приоритетных направлениях развития Ярославии, проблемах привлечения капсредств в строительство и необходимости совершенствования властных механизмов.

–Вячеслав Юрьевич, в Ярославской области был принят ряд законов, направленных на создание благоприятного инвестиционного климата. Наблюдается ли эффект от этих мер, в частности в строительной сфере?

— Ряд инвестиционных проектов уже работают и есть определенные планы на будущее. Из работающих проектов могу выделить Программу строительства гостиниц в Ярославле и городах «Золотого кольца» в рамках подписанного Соглашения между Мэром Москвы Ю.М. Лужковым и Губернатором Ярославской области А.И. Лисицыным. Это пять гостиниц — одна 3-звездочная и четыре 4-звездочные — в Ярославле (строительство завершается в 2007 году), Рыбинске (сдача в следующем году). В ближайшие месяцы будут сданы объекты в Угличе, Ростове Великом и, возможно, в Переславле. Надеюсь, управлять гостиничными хозяйствами придет сильная и серьезная управляющая российская или международная компания, хорошо зарекомендовавшая себя. Кто будет руководить гостиничным бизнесом станет известно после подведения итогов конкурса. Словом, одно из приоритетных направлений — это туристический бизнес. Ярославия обладает огромным культурно-рекреационным потенциалом. В области насчитывается более 5000 памятников истории и культуры. А самый древний из сохранившийся памятников архитектуры — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском был построен в 1152 г. сегодня в области задействовано более 130 туристских компаний, оказывающих туристские услуги гостям и жителям области. В 2004 году в сфере въездного туризма на территории Ярославской области работали 31 туристическая фирма и 37 гостиниц. За год они приняли в области более 730 тыс. туристов, в т.ч. около 250 тыс. иностранных граждан.

Другое соглашение, подписанное губернатором Ярославской области и мэром Москвы, касается строительства жилья в разных районах Ярославской области. Здесь принимают участие как московские, так и наши ярославские инвесторы. На следующий год в планах сдать порядка 70 тыс. кв. м. В этом году — 50 тыс. кв. м. В целом, это масштабный проект, рассчитанный на строительство полумиллиона квадратных метров. Признаюсь, сейчас мы несколько топчемся на месте. Наши соседи нас уже немного обогнали в вопросе строительства жилья. Надеюсь со временем вернем лидерство. Дело в том, что мы в свое время набрали высокие темпы строительства — строилось по 800 тыс. кв.м., а потом сбавили. Но рынок стремительно развивается. У нас спрос в центре города превышает предложение в три раза. Стоимость метра в центре Ярославля — 2–3 тыс. дол. А по некоторым прогнозам может вырасти и до 5 тыс. дол. за метр.

— В чем Вы видите механизмы снижения стоимости жилищного строительства?

— В рынке. Рынок должен быть; если в его пространстве функционируют 5–10 компаний, то это явно недостаточно. Кроме того, важно, чтобы федеральная законодательная база была отрегулирована и отвечала интересам не только дольщиков, но и застройщиков. Некоторые положения пакета законов о доступном жилье иногда напротив препятствуют раскрутке ипотеки, вынуждая строителей запаздывать в сроках сдачи жилья. Таким образом, даже основательно разработанное инвестиционное законодательство Ярославской области вынуждено страдать от недоработок, образуемых федеральными правотворцами.

Сегодня мы проводим серьезную аналитическую работу по инвентаризации и систематизации всех площадок под застройку. После инвентаризации будут проводиться конкурсные торги. Конечно, мы предпочитаем работать с ярославскими предпринимателями, но, сами понимаете, основной капитал находится в Москве, Петербурге. Поэтому основные инвесторы будут приходить, скорее всего, из других регионов, привлекая для подрядных работ, естественно, ярославские компании. Когда федеральное и региональное право будут более органично связаны, и, вместе с тем, на пороге возникнут собственно крупные инвесторы, желающие использовать преимущества нашего инвестиционного климата, тогда мы и получим эффект. Хотя уже сейчас, отметим это, рейтинговым агентством «Эксперт РА» Ярославской области был присвоен кредитный рейтинг «Группы А» на 2005–2006 годы. Он означает высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств, стабильными перспективами.

— Помимо туризма, какие приоритетные направления развития Ярославской экономики Вы могли бы еще выделить?

— Ключевыми для области является промышленные отрасли: это, безусловно, машиностроение, металлообработка, химическая и нефтехимическая отрасли — от их развития зависит бюджетообеспеченность региона и в каком-то роде темпы строительства. Если говорить в свете скорого распространения особых экономических зон, то хотелось бы выделить международный аэропорт Туношна. Вокруг него располагается площадка около 30–35 гектар, рядом находится крупная транспортная развязка. Грамотный девелопмент данной территории с учетом имеющегося удобного транспортного узла сулит высокий экономический эффект при размещении здесь ОЭЗ. Правда, есть нюансы. Созданное в Москве Агентство по развитию ОЭЗ рекомендует создавать такие зоны на Дальнем Востоке, в Сибири и в регионах-реципиентах. Ярославская область — донор. Если все же удастся создать ОЭЗ, то хотелось бы, чтоб в них концентрировалось не только производство оргтехники, но и производство высокоточного сверхсовременного медицинского оборудования, располагались другие высокотехнологические производства.

Так как обороты набирает реформа жилищно-коммунального хозяйства, может быть, позитивны будут экономические зоны, связанные с производством оборудования для котельных, инженерных сетей и т.д. Кстати, в настоящее время немецкой компанией Виссман подписан с нами договор на открытие торгово-выставочной площадки (бюро), которое состоится в октябре. Немцы своей задачей видят расширение рынка сбыта, для нашей стороны интерес в том, чтобы создать среднее сборочное производство, обеспечивающие нужды ЖКХ. Изначально рассматривался вариант базирования производства в Рыбинске, затем в Ярославле. Ныне акцент смещается в сторону ОЭЗ.

Уже подписано постановление губернатора о создании рабочих групп по проектированию особых экономических зон, в которые вошли все заинтересованные лица. В развитии экономики мы считаем обязательным уделять внимание поддержке малого и среднего бизнеса посредством создания для него ипотечных программ и государственной компенсации им процентов по взятым кредитам. Недавно было создано некоммерческое партнерство «Банки Золотого кольца», объединившее 12 банков. Представители этого партнерства были введены в состав Координационного Совета по поддержке предпринимательства при Губернаторе области.

— В каких хозяйственных сферах Ярославской области, по Вашему мнению, Вячеслав Юрьевич, применимы концессионные модели взаимодействия государства и бизнеса?

— По концессии очень интересный вопрос в сфере ЖКХ. Недавно было принято постановление губернатора о создании управляющей компании в жилищно-коммунальном секторе. С учетом того, что рано или поздно мы выйдем на 100%-ю оплату жилищно-коммунальных услуг, то наша задача, с одной стороны, защитить малообеспеченных, с другой — привлечь надежных операторов на этот рынок услуг. Ведь услуги ЖКХ в среднем окупаются за 4–6 лет и, в общем, они достаточно выгодны. Чтоб решить первую задачу необходимо создать условия для возникновения на рынке здоровой конкуренции и эффективно бороться с крупными теплопотерями. Когда зимой рядом с теплотрассой травка зеленеет, то дела явно не в порядке. Это неправильно. Отсюда следует вторая наша задача — завести новые технологии и оборудование, заменить теплотрассы, построить энергосберегающие котельные. Это дорого, но, со временем, окупится. Бюджету это не под силу. Должны придти инвестиции. В этом смысле мы, конечно, рассчитываем, что концессии позволят их привлечь.

К нам приходили на рынок, например, РКС. Однако результаты их работы не совпали с нашими ожиданиями. Получается как: они зарабатывают деньги и уходят, оставляя инфраструктуру на прежнем уровне. Поэтому мы создали Ярославскую коммунальную систему. У нас есть определенные договоренности с инвесторами, которые готовы вкладывать средства в ЖКХ под концессию. В результате за счет минимизации потерь, достигаемой при модернизации сетей, инвесторы получат прибыль, а потребители нормальные услуги.

В связи с этими и другими процессами руководством области принято решение о разработке программы социально-экономического развития Ярославской области. Предполагается два этапа: до 2010 г. и до 2020 г. Обособление первого этапа во многом связано с празднованием 1000-летия Ярославля. В рамках подготовки к этой знаменательной дате одной из приоритетных целей признано расселение жителей ветхого и аварийного жилья и вытекающее из этого строительство нового жилья при участии инвесторов. Предстоит глобальная программа. Мы понимаем, что все нам здесь не осилить, поэтому будем привлекать специалистов, может быть, из московских, а, может быть, и из питерских институтов, кто уже имеет опыт разработки программ. Но, прежде всего, должна быть выяснена позиция Минрегионразвития по вопросам: как будут развиваться страна в целом и каждый из субъектов в отдельности.

— На Ваш взгляд, как должна проходить граница между полномочиями федерального центра, регионов и местного самоуправления в сфере регулирования строительства?

— Вопрос многозначный. Вы знаете, сейчас как-то не принято критиковать федеральную власть. Но если мы строим вертикаль власти, то следует строить ее до конца — мэр должен назначаться губернатором через народное представительство, через депутатов местных советов, которое выносят кандидатуру мэра на рассмотрение и утверждают его в должность. Ведь какая складывается ситуация: приходит инвестор, обнаруживает политическую нестабильность и решает не рисковать деньгами, отказываясь от инвестирования. То есть между региональной и муниципальной властью лежит не то, что граница, а какая-то непробиваемая «китайская стена». Что касается согласований, то, полагаю, надо отдать это дело на откуп субъектам. Это бы способствовало ускорению процессов строительства и налаживанию более четкого взаимодействия между региональными властями и инвесторами..

Дата: 30.09.2005
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6 (44)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!