|
|||||
1 стр. из 1 Речь может идти в том числе о передаче федеральных полномочий на региональный уровень по сфере деятельности КУГИ и КГИОП. Валентина Матвиенко в сентябре встретилась в Петербурге с премьер-министром российского правительства Михаилом Фрадковым. Она доложила главе кабинета министров о необходимости увеличения объема средств на развитие петербургского метро. В будущем году федеральный бюджет может перечислить до 3 млрд. руб. На встрече затронули и проблему завершения петербургского долгостроя — дамбы. Губернатор опасается, что при нынешних темпах строительства могут быть сорваны сроки ввода объекта в строй. По словам губернатора, премьеру было также передано 14 писем по поводу включения ряда строительных объектов и строек здравоохранения в федеральную адресную инвестиционную программу. Но наибольший интерес представили предложения губернатора ускорить передачу федеральных полномочий на региональный уровень по линии КУГИ и КГИОП.Без этого, считает Валентина Матвиенко, «буксуют» проекты реконструкции и реставрации многих исторических объектов культурной столицы. Понятно, что в случае передачи федеральных памятников на баланс городских властей можно будет остановить их разрушение, скажем, путем приватизации дворцов и особняков. Эту идею давно вынашивает губернатор. Михаил Фрадков обещал Валентине Матвиенко содействовать в продвижении петербургских проектов, в том числе, видимо, и по линии охраны и приватизации памятников. За половину стоимости — вряд ли Дело доходит до курьезов. В журнале «Итоги», в номере от 19 августа 2005 г., была опубликована статья «Дворцы дворянам» о проблемах приватизации памятников истории и культуры. Автор статьи, журналист Д. Бабиченко, утверждает, что председатель КГИОП Санкт-Петербурга Вера Дементьева предложила приватизировать памятники на открытых торгах за 50% от рыночной стоимости. Московский журнал либо неправильно понял, что хочет сделать петербургский КГИОП, либо извратил позицию комитета сознательно. Официальная позиция КГИОП такова: комитет выступает за передачу объектов культурного наследия по инвестиционному договору, согласно которому инвестор получает право собственности только после окончания реставрационных работ и при условии выполнения требований органов охраны памятников. Напомним, Правительство России по поручению Президента В. В. Путина подготовило законопроект, отменяющий мораторий на приватизацию памятников истории и культуры, введенный в 2002 г. Цель законопроекта — в условиях нехватки государственного финансирования обеспечить надлежащее содержание памятников их хозяевами. При этом владение памятниками накладывает ряд ограничений органами государственной охраны. В частности, они должны быть доступны для посетителей и вовремя ремонтироваться. Мы бьем в набат, а нас не слышат Чтобы лучше представить позицию губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко в разделении полномочий региональных и федеральных органов власти, приведем вкратце ее выступление на заседании Государственного Совета России, которое проходило в Калининграде в июне этого года. «Вопросы взаимоотношений федерального центра и регионов стали в последнее время наиболее часто обсуждаемыми руководителями субъектов Федерации. Мы все знаем, каких усилий стоило Президенту РФ Владимиру Путину остановить центробежные силы, собрать страну в единое целое, создать сильную и властную вертикаль. При всех издержках сегодня страна поступательно движется по пути экономических и политических реформ. В этих условиях необходимо было сделать следующий шаг по совершенствованию федеративных отношений. Однако мы столкнулись с тем, что принятые в последнее время поспешные, непродуманные, без учета мнения регионов законы нарушили оптимальный баланс в распределении полномочий между различными уровнями власти. По сути, субъекты Российской Федерации лишены целого ряда полномочий правового и финансового характера и, соответственно, утратили реальные рычаги управления во многих сферах экономического и социального развития территорий. Со ссылкой на государственные интересы идет противопоставление регионов и федеральных структур. А мы разве не государственная власть? Практика, что «истина известна только федеральным агентствам», ни к чему хорошему не приведет. В законодательных и иных правовых актах полномочия недостаточно конкретизированы, что приводит нередко к дублированию и размыванию ответственности. Многие вопросы из тех, что совсем недавно были переданы на федеральный уровень (не буду их перечислять, они всем известны), вполне эффективно решались на уровне регионов. А сейчас ранее хорошо налаженная система дает серьезные сбои. Зачем разрушать то, что себя оправдало и хорошо работало? Приведу лишь один пример. С начала года федеральным ведомствам были переданы функции регистрации недвижимости, кадастрового учета. К чему это привело? Резко упала зарплата сотрудников, 30 % из них уволились. Увеличились сроки регистрации, размеры госпошлины, люди по полдня стоят в очереди, чтобы получить талончик на регистрацию имущества через два-три месяца. Встал рынок недвижимости, замедлился инвестиционный процесс. Мы ежедневно подвергаемся серьезной критике со стороны населения, но повлиять на ситуацию не можем. Людям ведь все равно — федеральная или региональная власть за это отвечает. Они всегда спрашивают с власти на местах. Необходимо договориться в принципиальном плане: федеральная власть должна определять единые правила в стране, единый порядок учета, контролировать региональные власти, а не пытаться подменять их на местах. И таких, на мой взгляд, абсурдных решений, можно привести много. Ограничение компетенции субъектов Российской Федерации и передача на федеральный уровень вопросов, которые вполне могут или должны решаться в регионах, во многих случаях не имеют никакой разумной мотивации. Отдельные новеллы федерального законодательства демонстрируют ведомственный подход к проблеме разграничения власти по вертикали, не имеющей ничего общего с интересами государства и его граждан. Мне кажется, надо остановиться, все осмыслить, не ломая дров и не наступая на одни и те же грабли. И спокойно принять взвешенные, согласованные решения. Надо признать, что проведенная административная реформа не повысила эффективность управления страной, а породила много новых проблем, еще большую ведомственную разобщенность. Продолжается перетягивание каната по полномочиям между министерствами и агентствами, появляются новые административные барьеры. Сегодня практически невозможно согласовать ни одно решение. Все ноги истопчешь в походах между различными министерствами и ведомствами. Например, более года мы не можем добиться выхода распоряжения правительства по строительству второй сцены Мариинского театра, второй очереди кольцевой автомобильной дороги, западного скоростного диаметра и др., по которым есть поручения Президента РФ, Председателя Правительства. Агентство кивает на министерство, министерство на другое ведомство, все это многократно утопает в межведомственных разногласиях, и решения просто не принимаются. Страна не может жить в таком замедленном темпе. И дело не в том, что кто-то работает лучше или хуже, — не работает система, не отлажены механизмы принятия решений. И главное — размыта ответственность, не с кого спросить. При этом вроде бы никто не виноват. Административная реформа в региональном разрезе привела к увеличению территориальных органов федеральной власти. Если раньше они представляли только министерства, теперь — и федеральные агентства. Например, в Санкт-Петербурге действуют уже более 60 таких структур, численность федеральных служащих выросла до 18 тыс. — более чем на 20 %. Многие из них дублируют свои действия как друг с другом, так и с местными органами власти. Руководителями этих структур нередко назначаются случайные, непрофессиональные люди, назначаются без согласования с субъектами РФ. У них в руках государева печать, полномочия, но нет реальной возможности их реализовать, зато при этом много амбиций, что уже приводит в регионах к серьезным конфликтам. В соответствии со ст. 78 (ч. 2) Конституции РФ возможно делегировать часть реальных полномочий субъектам РФ, как это предусмотрено на основе соглашений. Но, к сожалению, Правительством не утвержден порядок подготовки и согласования проектов соглашений, их утверждения. Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 1 марта 2004 г. № 117, недостаточно подробно регламентируют эти процедуры. В целях дальнейшего повышения эффективности управления государственным имуществом необходимо передать органам исполнительной власти полномочия по управлению и распоряжению федеральным имуществом при сохранении перечисления в бюджет 100 % доходов от его использования и приватизации. Кто больше субъекта Федерации заинтересован в эффективном вовлечении зданий и сооружений в хозяйственный оборот, активизации инвестиционных процессов? Сегодня только в Санкт-Петербурге сотни пустующих зданий, десятилетиями заброшенный недострой, разрушающиеся с ободранными фасадами здания, принадлежащие различным министерствам и ведомствам. Что мы все делим собственность, будто живем не в одном государстве? Необходимо определить четкие критерии. В федеральной собственности должны находиться те здания, в которых расположены федеральные структуры, исполняющие федеральные функции. Это здания общенационального значения. Все остальное должно работать на интересы региона, эффективно использоваться и вовлекаться в хозяйственный оборот. Не могу не поднять вопрос о полномочиях по сохранению памятников культурного наследия. Для Петербурга эта проблема стоит особенно остро, так как у нас расположено более 3 500 объектов культурного наследия федерального значения. И хотя эта тема неоднократно обсуждалась на всех уровнях, в том числе и на Госсовете, воз и ныне там. Никаких решений за последние годы так и не принято. Приостановлено действие 63-й статьи федерального закона «Об объектах культурного значения», соответственно, не проводится регистрация прав собственности на все категории памятников. Это приводит к тому, что целый ряд зданий-памятников остались бесхозными, на них не выделяются средства на реставрацию, происходит разрушение, что может привести к их полной утрате. Мы неоднократно вносили свои предложения о выделении группы особо ценных памятников и закреплении их в федеральной собственности, остальные — передать регионам. Существующее разграничение на памятники федерального значения, регионального и местного — абсолютно условное, так как не существует объективных или научно обоснованных критериев такого разделения. Это либо вкусовщина, либо, на определенных этапах, — идеологизация. А тем более неправильно привязывать к статусу памятника вопросы собственности и финансирования. Мне как губернатору Санкт-Петербурга стыдно за неприглядный внешний вид целого ряда городских зданий, подчас уникальных, находящихся в федеральной собственности. Но по существующему законодательству мы не имеем права расходовать городские бюджетные средства на их реставрацию и содержание. Ситуация тупиковая. Мы бьем в набат, требуем, но, к сожалению, Министерством культуры, органами управления имуществом ничего не сделано для правового регулирования в этой важнейшей сфере. Я выскажу, наверное, непопулярное предложение. Считаю необходимым вернуть руководителей исполнительной и законодательной власти в реальный властный орган — Совет Федерации, который по-настоящему должен стать палатой регионов, где будет услышан голос регионов, где региональные лидеры будут брать на себя ответственность не только за принятие тех или иных решений, но, главное, и за реализацию единой федеральной политики в регионах». Первый шаг Выступление губернатора Северной столицы было не только смелым, но и продуктивным — по итогам заседания Государственного Совета Президент Владимир Путин подписал указ о добавлении полномочий регионам. На вопрос, добавилось ли после этого полномочий городу, Валентина Матвиенко ответила так: Указом возвращается часть полномочий, которые уже были у субъекта Федерации. Правда, это далеко не исчерпывающий список, и Президент подчеркнул, что это первый шаг. Меня сегодня беспокоит, чтобы те решения, которые приняты, были бы как можно скорее оформлены в законодательном виде, был определен механизм передачи этих полномочий. Чтобы не получилось вакуума в регулировании тех или иных сфер. Согласно этим решениям мы совместно с министерствами и ведомствами будем подбирать профессиональных, опытных руководителей, которые смогут выполнять стоящие перед ними задачи». Дата: 07.11.2005 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 10 (84)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||