Петербург ждет крупных японских инвесторов

1 стр. из 1

Япония становится все ближе Петербургу. Становятся все теснее наши партнерские связи. Недавно делегация петербургских чиновников и бизнесменов во главе с вице-губернатором Юрием Молчановым вернулась из Японии, где проводились Дни Санкт-Петербурга.

В Японии было жарко

Итоги поездки, по словам Юрия Молчанова, с точки зрения развития наших партнерских отношений оказались успешными. Более того, как говорит вице-губернатор, «очень успешными» назвали проведенные переговоры и сами японцы, заявив о своей заинтересованности в бизнесе по-петербургски.

Напомним, годом ранее в Японии также побывала официальная петербургская делегация во главе с губернатором Валентиной Матвиенко (в ее состав также входил Юрий Молчанов), а спустя несколько месяцев в Северной столице в Шушарах заложили завод по производству автомобилей компании «Тойота». Таковой стала высокая результативность предыдущего визита. Собственно, поездка этого года — продолжение и развитие достигнутых год назад договоренностей.

— В Японии было жарко — и не только в смысле погодных условий, — говорит Юрий Молчанов. Более 190 компаний и более 300 японских бизнесменов приняли участие в семинарах во время проведения Дней Петербурга в Японии. В основном это представители крупных транспортных, торговых и логистических компаний, известных фирм в сфере электроники и высоких технологий. Все они заинтересовались вложениями инвестиций в петербургские предприятия.

Правда, конкретных соглашений по результатам визита подписано не было. Обсуждались подробности уже заключенных соглашений и строились планы на будущее. Но и это уже немало. Если уж удалось заинтересовать влиятельных и своенравных японских бизнесменов перспективами вложений в петербургскую экономику, то это всерьез и надолго. Лишь бы хватило ума, терпения, такта и коммерческой сметки, чтобы постоянно поддерживать этот интерес и развивать его.

Выставка «ЭКСПО — 2005»

Целью Дней Санкт-Петербурга в Японии было представить мировому сообществу динамично развивающийся город, открытый для международного сотрудничества, исторический и культурный центр мирового значения. В состав делегации под руководством вице-губернатора Юрия Молчанова вошли представители правительства, бизнес-сообщества и творческой интеллигенции. Делегация насчитывала около 100 человек. Такое широкое представительство объяснимо растущим интересом японского бизнеса к Санкт-Петербургу, возможностью установить взаимовыгодное сотрудничество в таких отраслях, как энергетика, космос, информатика, экология, фармацевтика, туризм, автомобилестроение и др.

Открытие Дней Санкт-Петербурга состоялось 14 сентября 2005г. на территории выставочного комплекса в Нагоя на открытой площадке перед российским павильоном. Официальное название форума — «Всемирная выставка 2005 г.», сокращенное — «ЭКСПО — 2005». Это первая всемирная выставка в XXI в., которая проходила целых 185 дней — с 25 марта по 25 сентября 2005 г.

Участниками «ЭКСПО — 2005» стали представители 122 государств, регионов, частных компаний, нескольких десятков международных организаций, в том числе ОБСЕ, ООН, Международной организации красного креста и красного полумесяца. Площадь экспозиции — 173 га. Ежедневно выставку осматривали около 80 тыс. посетителей, и к середине августа, за полтора месяца до закрытия, на «ЭКСПО» уже побывали 15 млн. человек.

Центральное место в программе Дней Санкт-Петербурга заняли деловые мероприятия. Члены делегации познакомили японских бизнесменов с достижениями петербургской экономики, условиями работы. В Нагоя прошел семинар «Как организовать бизнес в Санкт-Петербурге», на котором звучали доклады о социально-экономическом развитии города, его инвестиционной привлекательности, законодательной базе, налогах, рынке труда, экологии. Аналогичные семинары прошли в Токио и Осаке. Прошел также «круглый стол» «Санкт-Петербург — крупнейший центр международного туризма».

Дни Санкт-Петербурга в Японии включали и обширную культурную программу, представившую наш город как центр культуры мирового значения. В частности, была показана ретроспектива публицистических фильмов Игоря Шадхана, проведены мастер-классы лепки, росписи фарфора и рисунка, гала-концерт петербургских артистов.

Три цели Юрия Молчанова

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов говорит, что ставил перед визитом в Японию 3 цели: участие во всемирной выставке; организацию семинаров для бизнесменов; проведение ряда переговоров с ведущими японскими компаниями, такими как Bank of Tokio-Mit­subishi, Sumitomo, Marubeni, JTI и др. И, по словам Юрия Молчанова, всех этих целей удалось достигнуть.
— Мы сегодня лучше узнаем друг друга и начинаем работать очень плотно — в сфере развития инфраструктуры, производства автомобилей, подвижного состава метро и прочих отраслях, — подчеркивает вице-губернатор.

Участник поездки, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимир Бланк также не скрывает, что петербургские чиновники поехали в Японию за инвесторами. И не зря. Часть японских бизнесменов, безусловно, рассматривает наш город как место для размещения производств для снабжения «Тойоты», «Форда» и других автомобильных компаний. Но есть и фирмы, утверждает Владимир Бланк, которым интересен Санкт-Петербург как стратегически выгодное место для работы с Россией в целом.

В числе компаний, с представителями которых встречалась городская делегация, можно выделить Mitsubishi и Matsu­shita. Кроме того, Юрий Молчанов, первый заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов и главный архитектор Александр Викторов провели переговоры о совместных проектах с представителями Sumitomo Corp. Что касается уже существующих японских партнеров Петербурга — Toyota, то к концу весны 2006 г. российское подразделение компании объявит конкурс среди подрядчиков на строительство завода фирмы в Шушарах.
В ходе переговоров обсуждалось участие Marubeni в трех крупных инвестиционных проектах, в числе которых строительство южного канализационного коллектора и южного участка западного скоростного диаметра (ЗСД). Стороны намерены реализовать их в рамках экспериментальной модели частно-государственного партнерства по схеме концессионного соглашения— оно предусматривает выделение инвестиционного участка на определенный срок, по истечении которого инвестор передает его в собственность города. В случае реализации проекта ЗСД в дополнение к уже существующему оператору проекта — государственному ОАО «Западный скоростной диаметр» может быть создана частная компания с небольшой долей участия города. Остальные акции достанутся победителю конкурса, в котором выразила готовность участвовать и Marubeni. В октябре 2005 г. Юрий Молчанов ожидает появления постановления Правительства РФ о строительстве западного скоростного диаметра. А в октябре 2006 г. может быть подписан контракт с компанией Marubeni об инвестировании средств в этот проект.

Нужное — вовремя

В этой поездке Юрий Молчанов и Владимир Бланк встретились также с руководством Toyota, с которым обсудили проект строительства завода в Шушарах. В целом график его реализации выдерживается, однако наибольшую сложность для города представляет задача по обеспечению проекта инженерной инфраструктурой. Петербуржцы также обсудили возможность размещения в городе на Неве производства комплектующих с некоторыми поставщиками Toyota. Напомним, соглашение между корпорацией «Тойота», правительством России и администрацией Петербурга было подписано в апреле 2005 г. Предполагается, что инвестиции в проект составят около 4 млрд. руб. Производство планируется начать в декабре 2007 г. В целях подготовки будущего расширения производства «Тойота» зарезервировала участок в 220 га.

Российская делегация посетила размещенный в городе Toйота один из крупнейших заводов корпорации — Tsutsumi, построенный в 1970 г. Он действует на основе единых принципов организации производства Toyota, по которым в 2007г. должен начать работу и строящийся завод в Шушарах. На Tsutsumi собираются 7 моделей Toyota, включая Camry, которую планируют выпускать в Петербурге. В цехах, размещенных на территории, превышающей 1 млн. кв. м, работают почти 7тыс. человек, которые выпускают 39 тыс. автомобилей в месяц. Напомним, в Шушарах в первый год планируется выпускать 50тыс. Сamry в год, а уже через пять лет— 200тыс. Петербургский завод Toyota рассчитан не только на российский, но и на европейский рынок.

В Японии поставщики автомобильного гиганта традиционно размещаются по соседству с его заводами. Например, в городе Тойота, где расположен головной офис концерна и 5 автомобильных заводов, находится еще 7 производств по выпуску деталей. Большинство других удалены от заводов не более чем на 1,5 часа езды. Это объясняется тем, что Toyota использует технологию Just in time (нужное— вовремя), по которой не надо хранить лишние детали в сборочном цехе. Поэтому чиновники Петербурга провели переговоры о размещении в Шушарах мощностей компаний Denso (поставщик автомобильного электрооборудования для большинства японских автоконцернов), Toyota Tsusmo Co (специализируется на логистике) и Toyota Boshoko (производит детали внутренней отделки автомобильных салонов).  Ожидается, что соглашения о намерениях с поставщиками Toyota будет подписано в ближайшее время. При этом дополнительным стимулом к принятию решений японскими партнерами может послужить предстоящий в ноябре этого года визит Президента Владимира Путина в Японию.

Не тратя времени на разведку

В общем-то, реализация проекта строительства автомобильного завода Toyota в Петербурге, его плотное сопровождение, «опекунство» со стороны администрации города и стало главной целью поездки делегации. Этот проект, несмотря на подписанные высокие договоренности и даже заложенный камень в основание завода в Санкт-Петербурге, находится в стадии непрерывного обсуждения. До конца пока не определены даже суммы инвестиций, которые могут быть вложены в его реализацию.

— Если сейчас мы говорим о инвестициях от $120 млн. до $200млн., — поясняет Юрий Молчанов, — то в 2006 г. суммы будут уже на порядок больше, а в 2007 г. и вовсе увеличатся еще в два раза. А всего возможны инвестиции японских компаний в экономику Петербурга до $1 млрд.

Причем, отмечает вице-губернатор, главным аргументом на переговорах, было то, что японские компании теперь могут прий­ти в Петербург вслед за Toyota, уже не тратя время на разведку. Например, фирма «Сумитомо» планирует принять участие в реализации проекта по строительству мусороперерабатывающего завода и очистных сооружений совместно с ГУП «Водоканал».

Дата: 07.11.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (84)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!