Мурманский портовый транспортный узел. Экскурс в будущее

1 стр. из 1

В связи с появлением нового программного документа всероссийского масштаба — Транспортной стратегии России — возрастает актуальность развития Мурманского портового транспортного узла (МПТУ), т. к. она базируется на следующих стратегических интересах России в части транспорта: увеличение экспортного и транзитного потенциала путем создания так называемого «Северного окна» — развития транспортного коридора через район порта «Мурманск», в том числе создание портовых мощностей для экспорта нефти с использованием танкеров дедвейтом до 300 тыс. т; обеспечение национальной безопасности — для внешних связей России с Западом Черное и Балтийское моря всегда были важными транспортными и торговыми путями; сейчас наблюдается активный рост грузооборота, что, естественно, приводит и к повышению интенсивности судоходства. В настоящее время Турецкий пролив Босфор является единственным выходом для российской нефти, а также нефти других прикаспийских стран, отгружаемой через черноморские порты. Напряженная ситуация, возникающая последнее время с проходом танкеров через пролив, еще раз подтверждает тот факт, что нефтедобывающие страны заинтересованы в создании нового маршрута в обход Босфора. Именно поэтому особенно актуальной и стратегически важной является реализация решения Правительства РФ о развитии МПТУ, основной экспортный потенциал которого по перегрузке нефти предусматривается разместить на побережье Кольского залива с выходом в открытый океан;  восстановление и развитие Арктической транспортной системы.

Конкурентоспособности Мурманского портового транспортного узла способствуют и природно-географические факторы: наличие свободной, незастроенной территории; глубоководная, незамерзающая, защищенная от волнения акватория;  свободный выход в открытый океан с относительно небольшой интенсивностью судоходства; близость транспортного узла к европейскому и американскому рынкам;  возможность подключения грузопотоков международных транспортных коридоров — СМП, Транссиб и Север-Юг; надежная связь Кольского полуострова магистралями железнодорожного, автомобильного, а в перспективе и трубопроводного транспорта с промышленно развитыми регионами России.

Все эти факторы создают уникальные в России условия для формирования конкурентоспособных транспортных схем для экспорта массовых сырьевых грузов с использованием крупнотоннажных судов дедвейтом до 300 тыс. т.

Исходя их всего вышесказанного и во исполнение Протокольного решения председателя Правительства Российской Федерации М. М. Касьянова была разработана Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла.

Основными инициаторами и заказчиками Генеральной схемы развития Мурманского портового транспортного узла (МПТУ) являются Морская администрация порта Мурманск, Министерство транспорта РФ, администрация Мурманской области, Министерство путей сообщения РФ, а также ОАО «Морской торговый порт Мурманск». Генеральную схему разрабатывал ОАО «Ленморниипроект» (генпроектировщик) с участием ОАО «Ленгипротранс» и ЗАО «ЦНИИМФ».

 В разработанной Генсхеме представлены два сценария развития Мурманского портового транспортного узла:
-  минимальный вариант — до 120,08 млн. т в 2010 г., до 165,07 млн. т в 2015 г. и далее;
-  максимальный вариант — до 181,32 млн. т в 2010 г., до 198,64 млн. т в 2015 г. и далее.

Перспективный грузооборот МПТУ в сводном виде по вариантам развития на 2010 и 2015 гг. представлен в таблице 1.

Таблица 1. Объем и структура сводного грузооборота МПТУ по вариантам прогноза

Наименование груза

Грузооборот (в млн. т)

Отчет 2004 г.

Прогноз

2010 г.

2015 г. и далее

минимальный

максимальный

минимальный

максимальный

Сухогрузы в т. ч. навалочные генеральные наливные

14,08 13,16 0,92 13,58

23,58 22,28 1,30 96,50

30,82 29,05 1,77 150,50

29,57 26,16 3,41 135,50

38,14 33,17 4,97 160,50

Максимальными по размерениям проектные суда будут танкеры НО-250 длиной 332,9 м, осадкой 22,70 м и балкеры СН-150 длиной 269 м, осадкой 17,42 м.

В соответствии с требованиями Технического задания заказчика (Министерства транспорта РФ), Генеральная схема развития портового транспортного узла была разработана и принята заказчиком как первичный документ, необходимый для стратегического планирования.
В настоящее время на разных стадиях находятся и проработки новых инвестиционных проектов: ОАО «Ленморниипроект» по заказу ЗАО «Корпорация Синтез» разработана «Декларация о намерениях инвестирования в реконструкцию базы снабжения и строительство нефтеперегрузочного комплекса в пос. Лавна Мурманской области». Годовой объём перегрузки «морской» нефти — 25 млн. т в год при полном развитии; продолжаются работы по подготовке исходных данных для разработки ТЭО (проекта) перегрузочного комплекса «Базы Лавна». В настоящее время начаты комплексные инженерные изыскания на площадке строительства и реконструкция объектов действующего порта «Мурманск».

Но для решения всех вышеперечисленных задач необходимо следующее: увеличить пропускную способность железной дороги; организовать безопасное движения судов по заливу, в т. ч. с углублением внешних подходов; отрегулировать с ВМФ МО РФ вопросы входа и выхода гражданских судов в залив.

Дата: 07.11.2005
М. Н. Мухин
"Петербургский строительный рынок" 10 (84)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!