Во что одеть петербургские дороги?

1 стр. из 1

7 сентября в особняке Нейдгарта состоялся «круглый стол» на тему «Дорожные одежды: актуальные проблемы и пути их решения». Мероприятие проводилось под эгидой Союза строительных компаний «Союзпетрострой» по инициативе системы предприятий строительной индустрии «МЕЛИКОНПОЛАР».

В заседании «круглого стола» приняли участие: вице-губернатор А. Вахмистров, заместитель председателя Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству О. Кащенко, начальник Управления комплексного благоустройства Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству О. Сидоренко, заместитель председателя Жилищного комитета А. Клименко, заместитель председателя Комитета по строительству А. Глебов, начальник отдела районного хозяйства администрации Центрального района Т. Михайлова, вице-президент, директор Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Л. Каплан, директор ГАСУ проф. В. Нефедов, зав. кафедрой геотехнологии ГАСУ проф. Р. Мангушев, начальник лаборатории технического контроля и испытания материалов ГУДП «Дортехнологии» А. Масюк, директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга («Дормост») К. Иванов, заместитель директора по науке ГУНИИ экологии человека и окружающей среды им. А. Н. Сысина, доктор наук, член-корр. РАМН Н. Русаков, директор по маркетингу системы предприятий строительной индустрии «МЕЛИКОНПОЛАР» В. Засухин, директор по развитию системы предприятий строительной индустрии «МЕЛИКОНПОЛАР» В. Ходкевич и др.

Во вступительном слове вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр ВАХМИСТРОВ отметил важность соблюдения баланса между долговечностью, эксплуатационными качествами и стоимостью тротуарных покрытий. Вице-губернатор высказал обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией, когда при проведении тендеров предпочтение в первую очередь отдается подрядчику, предложившему минимальную цену. В результате, в погоне за минимизацией расходов, страдает качество проводимых работ, используются технологии и материалы с меньшим сроком службы. В дальнейшем это сводит на нет всю экономию.

Начальник лаборатории технического контроля и испытания материалов ГУДП «Дортехнологии» Алевтина МАСЮК заявила о том, что более 75 % отремонтированной асфальтированной территории не принимается из-за отсутствия достаточного уплотнения основания и покрытия. Этот вывод сделан ею на основе исследований асфальтовых покрытий, которые были проведены в 2004 г. По мнению Алевтины Масюк, из-за увеличившейся нагрузки на «дорожные одежды» (в городе стало больше автомобилей) необходимо пересмотреть требования к ним, актуализировать нормативно-техническую базу, сделать акцент на функциональном подходе при выборе типа покрытий и ужесточить требования к их характеристикам.

Согласно данным, приведенным директором Ассоциации «Дормост» Кириллом ИВАНОВЫМ, сейчас перед городом стоит выбор между асфальтированием территорий и мощением тротуарной плиткой. Ведь стоимость этих работ практически равна 2 500–2 700 руб. за кв. м, тогда как натуральный камень обойдется дороже — примерно 5 000 руб. за кв. м. При сравнении сроков эксплуатации и ежегодных затрат на содержание выигрывает тротуарная плитка, так как асфальт, в соответствии с ГОСТ, необходимо полностью заменять через 4–5 лет, а тротуарную плитку через 10–15 лет. Те работы по благоустройству, о которых сейчас активно рапортуют и представители КБДХ, и представители Жилищного комитета, — это всего лишь ремонт асфальтового покрытия, а не полная его замена. Снимается верхний слой асфальта и на уже имеющееся основание укладывается новый слой в несколько сантиметров. А через год этот асфальт «просядет». Так что все заявления о том, что к 2008 г. петербургские дворы будут приведены в порядок, далеки от правды. Кирилл Иванов также задал представителям комитетов вопрос о судьбе закона «Правила благоустройства Санкт-Петербурга», который активно обсуждался в 2004 г. Поскольку внятного ответа не последовало, г-н Иванов сделал вывод о том, что закон «лег под сукно».

Острая дискуссия возникла вокруг темы «Воздействие разных типов тротуарных покрытий на фасады». Необходимость качественной гидроизоляции при мощении территорий ни у кого не вызвала сомнений. Предложения по новому подходу к гидроизоляции фундаментов, включающие новые конструктивные решения, озвучил Сергей АЛЕКСЕЕВ, д. т. н., профессор кафедры оснований и фундаментов ПГУПС, зав. кафедрой геотехнологии.

Заведующий кафедрой геотехнологии ГАСУ профессор Рашид МАНГУШЕВ отметил, что проблема качественной основы для «дорожных одежд» напрямую связана с проблемой воздействия грунтов и грунтовых вод. В разных районах Петербурга разные грунты. Именно поэтому в относительно «сухом» Московском районе дворовые покрытия находятся в порядке, а в Выборгском и Приморском районах тротуары, выполненные по тем же технологиям, оказались более низкого качества. Г-н Мангушев предложил при разработке нормативной базы учитывать фактор грунтов, «привязав» технический регламент к каждому конкретному району (в зависимости от типа грунта).

Директор по маркетингу системы предприятий строительной индустрии «МЕЛИКОНПОЛАР» Вячеслав ЗАСУХИН огласил некоторые статистические данные. В частности он сообщил: «Объем мощения в нашем регионе составляет 850 тыс. кв. м в год, мощности производителей — 3 млн. кв. м. Производство тротуарной плитки на душу населения в Петербурге составляет 0,12 кв. м в год, тогда как в Нидерландах — 1,2 кв. м (в 10 раз больше), а в Германии — 2,25 кв. м (в 20 раз больше)». С точки зрения использования современных технологий, Петербург отстает не только от европейских стран, но и от Москвы, и даже от Белгорода. Доля мощения в общем объеме государственного заказа на благоустройство дворов и улиц остается низкой и продолжает падать: в 2005 г. — 4,2 % (всего 50 тыс. кв. м из 1,3 млн. кв. м), в 2006 г. — 2,2 %.

Петербургские чиновники, как правило, находятся во власти распространенного заблуждения, будто бы мостить искусственной тротуарной плиткой гораздо дороже, чем укладывать асфальт. Однако цена мощения плиткой и асфальта сопоставима при лучших эксплуатационных качествах первого. Вячеслав Засухин отметил, что приведенные цены на мощение являются «среднегородскими», а на практике, при высоком уровне конкуренции (сейчас на рынке работает порядка 15 производителей тротуарной плитки), они еще ниже.
Тему эстетики дорожных покрытий обозначил директор ГАСУ Валерий НЕФЕДОВ. Он считает, что при всем богатстве форм и цвета, которые предлагает тротуарная плитка, ее потенциал не используется полностью, «…очень много серой плитки, не выделены различные зоны (например, зоны ожидания транспорта), отсутствуют велосипедные дорожки». По-мнению профессора Нефедова, это происходит в результате того, что для заказчиков сегодняшняя экономия важнее долгосрочных перспектив.

Дата: 07.11.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (84)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!