Транспортный комплекс: проблемы и перспективы

1 стр. из 1

Значение Санкт-Петербурга для России и региона Санкт-Петербург является крупнейшим транспортным узлом России, работа которого представлена всеми видами транспорта, осуществляющими международные грузовые и пассажирские перевозки. Уникальное географическое положение Санкт-Петербурга позволяет ему решать стратегически важную для России задачу по осуществлению внешнеэкономической деятельности, усилению позиций на международном рынке транспортных услуг, обеспечению интеграционных процессов. Международный транспортный комплекс Санкт-Петербурга является важной «бюджетонаполняющей» отраслью для экономики города. Так, в 1999 г. транспортные предприятия перечислили в бюджет города сумму, составляющую около 11% всей доходной части. В 2000 г. крупными и средними транспортными предприятиями города было оказано услуг на сумму более чем 32 млрд. руб. Эффективная транспортная политика способна оказывать существенное воздействие практически на все направления экономической жизни города, как в оперативном, так и в долговременном плане. Поэтому успешное решение проблем МТК — необходимое условие для формирования долговременной стабильной социально-экономической ситуации в Санкт-Петербурге. МТК Санкт-Петербурга МТК Санкт-Петербурга имеет пять составляющих, осуществляющих грузопассажирские перевозки:

  • морскую;
  • речную (перевозки по внутренним водным путям);
  • железнодорожную;
  • автомобильную;
  • авиационную и шестую трубопроводную, осуществляющую транспорт нефтепродуктов. Морская составляющая представлена Большим морским портом Санкт-Петербурга, который включает в себя бывший Морской торговый порт Санкт-Петербурга, Лесной порт, причальные комплексы судостроительных и судоремонтных предприятий Санкт-Петербурга, речные порты: Василеостровский и Невский грузовые районы, «малые порты» Ломоносовский и Кронштадтский. В Морском порту Санкт-Петербурга имеется 75 причалов общей длиной 11 302 м, способных принимать суда с осадкой до 11 м и перерабатывать все виды грузов. Причальные мощности имеются на ряде промышленных предприятий города, Ленинградской военно-морской базе и строящемся комплексе защитных сооружений города от наводнений. В 1999 г. в границах Большого морского порта Санкт-Петербурга переработано 28 172 тыс. т грузов. В 2000 г. эта цифра составила 32,1 млн. т, в том числе ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» с дочерними предприятиями — 18,2 млн. т. Большой морской порт Санкт-Петербурга связан с другими портами мира 18 регулярными линиями. Длина причалов, принимающих пассажирские суда, составляет более 1 700 м. В 2000 г. на морских круизных судах прибыло около 170 тыс. туристов. В Санкт-Петербурге зарегистрировано более 400 предприятий и предпринимателей, работающих в сфере морского транспорта и владеющих примерно 700 лицензиями на оказание услуг. Эффективность работы МТК Говоря о причинах, влияющих на эффективность работы МТК, необходимо отметить такие аспекты, как:
  • законодательное обеспечение;
  • организационное обеспечение;
  • техническое обеспечение. Несовершенство российского законодательства резко отрицательно сказывается на эффективности работы МТК. В первую очередь необходимо сказать о высоких налогах и нерациональном порядке их взимания, что препятствует развитию материальной базы транспортных предприятий. Активное влияние государства на все аспекты транспортной деятельности является основой государственной транспортной политики. Одна из задач государственного регулирования транспортной деятельности заключается в правовой защите интересов национальных участников транспортного процесса. Отсутствие законов, закрепляющих за российскими перевозчиками гарантированную долю отечественных грузов, приводит к захвату этого рынка иностранными транспортными компаниями. Эффективное управление государственной собственностью на предприятиях транспортного комплекса сдерживается отсутствием соответствующего законодательства, регулирующего вопросы эффективной аренды государственного имущества и земельных участков, занимаемых предприятиями транспортной сферы. Тот факт, что государственная доля акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» не является голосующей, не способствует решению данной проблемы. В значительной мере на эффективность работы транспортного комплекса влияет таможенное законодательство. В частности, отсутствие норм, регламентирующих применение таможенных режимов «свободная таможенная зона» и «свободный склад», резко снижает привлекательность Морского порта Санкт-Петербурга и его конкурентоспособность в сравнении с портами стран Балтии и Скандинавии, где такие режимы существуют. Более того, Морской порт проигрывает и сухопутным маршрутам перемещения экспортных грузов, поскольку в «сухопутных» вариантах возврат НДС происходит при пересечении государственной границы. При «морском» варианте груз может неделями находиться в российском порту в ожидании формирования партии и погрузки на судно и только после отправки груза получателю происходит возврат платежей. Если бы в Морском порту Санкт-Петербурга была организована свободная таможенная зона или свободный склад, то возврат НДС происходил бы при пересечении их границ. К числу организационных проблем следует отнести отсутствие в Санкт-Петербурге аргументированной системы размещения терминальных и складских комплексов. Отсутствие оптимизированной схемы маршрутов передвижения большегрузного транспорта, а также объездных маршрутов привело к тому, что через центральные районы города мимо памятников мировой культуры следуют тяжеловесные грузовики, разрушая город и здоровье горожан. Несовершенная система мониторинга за перемещением транспортных средств и грузов, находящихся под таможенным контролем, не позволяет решить на должном уровне вопросы безопасности данного процесса и выполнять обязательные сервисные условия в конкурентной борьбе за транзитные грузопотоки. Особые организационные проблемы появляются при реализации мероприятий, связанных с функционированием международных интермодальных транспортных коридоров Север — Юг и Запад — Восток, в начальной точке российского участка которых находится МТК Санкт-Петербурга. Проблемы технического обеспечения эффективной работы международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга наиболее многочисленны. В первую очередь это плохая дорожная инфраструктура, недостаточное количество сквозных скоростных магистралей, автомобильных и железнодорожных развязок, недостаточная глубина и ширина морского канала, изношенное оборудование и низкокачественная инфраструктура для обслуживания пассажиров международного автомобильного, железнодорожного и водного сообщения, слабая техническая оснащенность пограничных пунктов таможенного контроля грузов и транспортных средств и т. д. Ключевой проблемой петербургских перевозчиков на внутренних водных путях является большая изношенность флота и отсутствие в городе морского пароходства. Без обновления портовой техники пропускная способность морских и речных портов Санкт-Петербурга будет ежегодно снижаться. Вызывает беспокойство состояние шлюзовой системы Волго-Балтийского водного пути, пропускная способность санкт-петербургских мостов на Неве, отсутствие транспортного обхода Санкт-Петербурга. К настоящему времени исчерпана пропускная способность большинства мостов через Неву, по которым осуществляются основные магистральные и общегородские межрайонные связи. Наибольший дефицит мостовых переходов через Неву особенно сильно ощущается в юго-восточных районах, например между Литейным мостом и мостом Петра Великого, между мостом Александра Невского и Володарским мостом. Пропускная способность некоторых городских магистралей сдерживается из-за их прохождения под железнодорожными мостами, габариты проезда под которыми не удовлетворяют современным требованиям. Наиболее острой эта проблема является для проездов по набережным Обводного канала под пятью железнодорожными мостами Витебского и Московского направлений. Основу улично-дорожной сети города составляет несколько главных радиальных магистралей, на которых сходятся все потоки транспорта, направленные к центру. Из-за недостаточно развитых связей широкого направления, особенно в южной части города, перераспределение транспортных потоков между радиальными магистралями затруднено, что не позволяет обеспечить отвод транзитного движения от центральных районов. В настоящее время объем транзитного движения автотранспорта через центр города составляет 28% от общего количества въезжающих в него автомобилей. Следует заметить, что при хроническом недостатке специализированных портовых мощностей, требующих крупных инвестиций и связанных с применением новых технологий перевалки грузов, в Санкт-Петербурге имеются избыточные универсальные портовые мощности. Необходимые действия власти Международный транспортный комплекс Санкт-Петербурга функционирует в условиях, далеких от идеальных, и, соответственно, менее эффективно, чем это должно быть. Такая ситуация не может оставаться без внимания органов государственной власти, поскольку цена вопроса не только в том, что бюджет в текущий момент недополучает значительные средства. Сохранение подобной ситуации может привести к потере для России стратегических позиций в международной системе разделения труда, которые она сможет удержать только в случае, если ее услуги по транзиту грузов через интермодальные транспортные коридоры Север — Юг и Восток — Запад будут востребованы. Для этого необходимо сделать предоставляемые услуги более конкурентоспособными. Задача исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга заключается в том, чтобы направить имеющийся в ее распоряжении арсенал средств на достижение указанной цели, на обеспечение условий для эффективной работы международного транспортного комплекса. Под таким арсеналом подразумевается возможность совершенствования правовой базы, регламентирующей функционирование МТК, стимулирования инвестиций в техническое развитие МТК путем создания специальных налоговых режимов и предоставления гарантий по кредитам, совершенствования процедур управления государственной собственностью в предприятиях транспортной сферы и т. д. Усилия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по повышению эффективности работы МТК сконцентрированы в настоящей Концепции государственной поддержки, направленной на решение перечисленных ранее проблем:
  • законодательных;
  • организационных;
  • технических. Проблемы несовершенства законодательства, регулирующего транспортную деятельность, могут быть решены путем принятия необходимых федеральных и региональных законов. В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся проекты законов «О транспортно-экспедиционной деятельности», «Об электронно-цифровой подписи», «О морских портах Российской Федерации», «О международном реестре», «О договорах концессии с российскими и (или) иностранными инвесторами». Однако для решения проблемы повышения эффективности работы международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга этого недостаточно. Необходимо внести поправки в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе», предусматривающие зависимость стоимости товара, применяемой для расчета таможенной пошлины для экспортеров и импортеров, от участия в транспортировке груза российских перевозчиков. Следует внести изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за недостоверное декларирование груза и за недоставку на конкретных виновниках (владельце груза, экспедиторе и т. д.), а не на перевозчике исключительно. Чрезвычайно важной является отмена таможенных пошлин и НДС при закупке транспортных средств, погрузочной техники и другого оборудования, обеспечивающих международные перевозки и не имеющих аналогов в Российской Федерации. Необходимо предусмотреть меры государственной поддержки в форме рассрочек, гарантий и т. д. для российских предпринимателей при покупке судов, произведенных на российских верфях. Следует ускорить разработку закона о смешанных перевозках. Необходимо гармонизировать «Кодекс торгового мореплавания», «Транспортный устав железных дорог», «Кодекс внутреннего водного транспорта» с Законом «О морских портах Российской Федерации» и другими законодательными и нормативными актами в сфере транспорта. Ввести в Закон «О морских портах Российской Федерации» прямые статьи по залоговому праву и праву распоряжаться грузом в случае неоплаты стивидорных и прочих услуг. Предусмотреть в Законе «О разделе продукции» закрепление за российскими перевозчиками не менее 50% квоты на перевозки российских внешнеторговых грузов. Законодательно определить возможности применения тарифов на грузовые перевозки для МПС (в части перевозки грузов по Прейскуранту 10-01 для внутренних перевозок и Международного транспортного тарифа для перевозки экспортно-импортных грузов). Среди законодательных актов Санкт-Петербурга, направленных на поддержку международного транспортного комплекса, первоочередными должны стать те, что обеспечат благоприятный инвестиционный режим для проектов по развитию дорожной, транспортной и таможенной инфраструктуры, строительству судов на городских верфях, а также обеспечат благоприятный режим ведения хозяйственной деятельности в сфере перевозок для лиц, зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга уже подготовлен проект Закона «О платных автомобильных дорогах в Санкт-Петербурге», планируется разработка проектов законов «О перевозке опасных грузов по автомобильным дорогам Санкт-Петербурга», «Правила пользования и охраны автомобильных дорог Санкт-Петербурга», «Положение о порядке возмещения ущерба, наносимого автомобильным дорогам Санкт-Петербурга». Необходимо принять Закон Санкт-Петербурга «О Морском порте Санкт-Петербурга», обеспечивающий благоприятный инвестиционный режим для технического развития портовой инфраструктуры и активное участие государства в выработке эффективной политики развития Большого порта Санкт-Петербурга. Успешное решение экологических проблем невозможно без решения правовых (ответственности за причиненный ущерб) и организационно-технических вопросов, связанных с ликвидацией последствий экологических катастроф. Необходим также закон, регулирующий перемещение большегрузных автомобилей по дорогам города. Среди технических проектов, содействующих повышению эффективности работы МТК, следует в первую очередь назвать проекты развития дорожной инфраструктуры. Наиболее приоритетными являются проекты развития магистралей для обслуживания транзитных потоков, среди которых строительство Кольцевой автомобильной дороги вокруг города, сооружение Западного скоростного диаметра, развитие въездов в Санкт-Петербург со строительством путепроводов на пересечении с железными дорогами. Учитывая в перспективе существенное увеличение нагрузки на Морской порт Санкт-Петербурга, к числу приоритетных следует отнести проекты повышения пропускной способности дорожной сети, обеспечивающей подвоз и вывоз грузов из порта, в том числе строительство путепроводов на пересечении железнодорожных путей с проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей. Ограниченные возможности городского бюджета не позволяют осуществлять в полном объеме финансирование важных для города проектов, и определенные надежды возлагаются на поддержку федеральных органов государственной власти. Это тем более важно, что ряд технических проектов развития МТК по своему значению являются не только городскими, но и федеральными. Например, завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений и в особенности его судопропускных сооружений, что позволит увеличить производительность Большого морского порта Санкт-Петербурга. Строительство Кольцевой автомобильной дороги повысит транзитные возможности Санкт-Петербурга и пропускную способность федеральных дорог. В связи с этим уже в 2001 г. Федеральным Законом от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» предусмотрено выделение Санкт-Петербургу субсидий на финансирование строительства, реконструкции и ремонта городских дорог, обеспечивающих проезд транзитного транспорта, в размере 1 727,64 млн. руб. В настоящее время между исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ заключен Договор об организации дорожных работ, финансируемых из федерального бюджета по разделу «Финансовая помощь бюджетам других уровней» на 2001 г. В градостроительном аспекте разрабатываемая Концепция должна включать необходимые объемы проектных разработок, обеспечивающих физическое развитие объектов инфраструктуры МТК по следующим основным направлениям:
  • формирование системы логистических таможенно-транспортных комплексов с учетом всех градостроительных ограничений;
  • завершение Генеральной схемы развития Большого порта Санкт-Петербурга;
  • развитие всех видов транспортных коммуникаций, обслуживающих внешние связи Санкт-Петербурга;
  • формирование сети объектов обслуживания пассажирских международных перевозок всеми видами транспорта;
  • разработку Генеральной схемы развития Аэропорта «Пулково». Цели и задачи Основной целью Концепции является повышение эффективности работы и конкурентоспособности МТК Санкт-Петербурга. Целями Концепции являются:
  • повышение возможностей Санкт-Петербурга по обеспечению транзита;
  • повышение качества обслуживания пассажиров международных сообщений;
  • снижение доли транспортных расходов в стоимости товаров;
  • увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга от работы МТК;
  • увеличение доли российских перевозчиков в общем объеме транзитных грузов;
  • улучшение экологической ситуации в городе. Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:
  • осуществлено совершенствование правового обеспечения работы МТК;
  • усовершенствованы технологии таможенного контроля и оформления грузов;
  • разработаны схемы маршрутов перемещения грузов, размещения въездных грузовых таможенных терминалов и сервисных комплексов, логистических таможенно-транспортных комплексов на территории Санкт-Петербурга;
  • разработана система контроля движения грузов по заданным маршрутам и схема организации процесса перемещения грузов;
  • оптимизирована система управления функционированием МТК;
  • разработана инвестиционная стратегия развития МТК;
  • проведены мероприятия по техническому развитию транспортной, дорожной и таможенной инфраструктуры. Финансовое обеспечение Мероприятия Концепции, одобренной на заседании городского правительства, реализуются главным образом за счет привлечения средств внебюджетных источников, в качестве которых рассматриваются средства инвесторов, средства из фондов международных организаций, а также за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета, выделенных в установленном порядке. Финансирование Концепции за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета в 2001 г. будет осуществляться в рамках средств, уже предусмотренных бюджетами 2001 г. на реализацию соответствующих мероприятий. В следующие годы объемы капитальных вложений за счет бюджетных средств уточняются в соответствии с бюджетом Санкт-Петербурга, ежегодно утверждаемым законом Санкт-Петербурга. Примерный объем финансирования в 2001 г. — 25,7 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга — 1,01 млрд. руб. Примерный объем финансирования в 2002 г. — 37 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга — 2,23 млрд. руб. Примерный объем финансирования в 2003 г. — 37 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга — 1,94 млрд. руб. Примерный объем финансирования в 2004 г. — 30 млрд. руб., в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга — 0,34 млрд. руб. Значение Концепции государственной поддержки международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга Настоящая Концепция позволяет:
  • комплексно представить проблему и обозначить первоочередной перечень мер по повышению эффективности работы международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга;
  • максимально содействовать привлечению частных инвестиций в развитие международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга;
  • предусмотреть активное участие государства в развитии и функционировании международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга;
  • консолидировать усилия большого числа участников транспортного процесса для выработки мер по повышению эффективности работы международного транспортного комплекса Санкт-Петербурга.

    Дата: 12.11.2001
    Владимир Артемьев, Вадим Симоновский
    "Петербургский строительный рынок" №10
    1 стр. из 1


    «« назад

    Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!