Новый облик Капеллы

1 стр. из 1

Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга и строительно-реставрационная компания «Авентин» подвели итоги трехлетней работы по реконструкции Большого концертного зала. Этому событию была приурочена пресс-конференция, в которой приняли участие:
 -  генеральный директор Государственной Академической Капеллы Колчин Евгений Евгеньевич;
 -  генеральный директор строительно-реставрационной компании «Авентин» Ганжур Владимир Витальевич;
 -  заместитель генерального директора по концертной работе Артюшкина Екатерина Анатольевна;
 -  исполнительный директор компании «Авентин» Милин Сергей Валерьевич.
 
В 2003 г. Государственной Академической Капелле Санкт-Петербурга —ровеснице нашего города — исполнилось 300 лет.

Старейшее музыкальное учреждение России ведет свою историю с 1479 г., когда великим князем московским Иваном III был основан хор Государевых певчих дьяков.В 2004 г. первый русский профессиональный хор отметит свое 525-летие.

В начале XVIII века хор был переведен в новую столицу российского государства и стал именоваться Придворной певческой капеллой. 16 мая 1703 г., в день закладки Санкт-Петербурга, голоса 28 певчих Петра Великого слились со звуками праздничного салюта. Так началась история нашего города и музыкальная летопись петербургской Капеллы.

 Здание Капеллы расположено на набережной реки Мойки, у Певческого моста. История застройки этого участка началась в первой трети XVIII в. Сначала здесь находился деревянный особняк штаб-лекаря X. Паульсена (отца архитектора Х.-Г. Паульсена), затем — трехэтажный каменный дом выдающегося зодчего Ю. М. Фельтена. В 1808 г. здание было приобретено казной для размещения в нем придворных певчих. На протяжении XIX в. здание несколько раз перестраивалось и современный облик (с царским подъездом в центре фасада) приобрело к концу 1880-х гг. в результате реконструкции, осуществленной архитектором Л. Н. Бенуа.
 
Архитектурный ансамбль здания Капеллы, выполненный в стиле французского классицизма, принадлежит к лучшим творениям петербургского зодчества.

В настоящее время Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга является одной из крупнейших концертных организаций, объединяющей хор, симфонический оркестр, концертный зал на 800 мест с идеальной акустикой и старинным органом.

Работы по восстановлению Капеллы — памятника истории и культуры федерального значения — длились около трех лет. Специалисты компании «Авентин» совместно с сотрудниками КГИОП провели исследование архивных данных, и им удалось создать исторически верный и вместе с тем новый облик Большого зала. Вообще, как рассказал журналистам генеральный директор Государственной Академической Капеллы Евгений Евгеньевич Колчин, зданию досталось и от войны, и от строительства гостиницы на набережной реки Мойки, 22. Недоработанным оказался проект реставрации, что привело к затягиванию сроков и трехкратному увеличению объемов работ. Возникали проблемы с финансированием, особенно в последние три месяца. Наконец работы закончились, осталось немного. Появится балдахин над царской ложей. А вот на золочение и установку над ней двуглавого орла денег пока нет (на его реставрацию необходимо 3 млн. руб.). Если говорить о финансировании, то все средства поступали только из бюджета Петербурга. Так, базовый контракт был подписан на 36 млн. руб., однако в дальнейшем сумма трансформировалась в 77 млн. руб. на реставрацию зала и 13 млн. — на реставрацию флигеля. При этом только на позолотные работы было потрачено 25 млн. руб. вместо запланированных 8-ми. И при всем этом, если сравнивать со среднегородскими цифрами по реставрации исторических объектов, реставрация Капеллы обошлась примерно вдвое дешевле.
Но вернемся назад, к началу истории. В 2002 г. компания «Авентин» стала победителем открытого конкурса на право выполнения капитального ремонта и реставрации Большого концертного зала Государственной Академической Капеллы. Но главной задачей реставраторов стала не только реконструкция исторического здания, но и сохранение уникальных акустических характеристик одного из лучших концертных залов Европы.

Большой зал на 800 мест был построен по проекту архитектора Л. Н. Бенуа в 1889 г. на месте прежнего небольшого зала и полностью восстановлен после серьезного пожара в 1894 г. В советскую эпоху облик концертного зала был сильно изменен, но выяснилось это только сейчас — при проведении масштабной реконструкции Капеллы.

Работы в концертном зале начались еще в октябре 2002 г., и предполагалось, что зал откроется к 300-летию Петербурга. Но, приступив к работе, специалисты поняли, что реальный объем работ значительно превышает запланированный. Роскошь внутренней отделки Капеллы, построенной в стиле неоклассицизма, не уступает лучшим дворцовым интерьерам Санкт-Петербурга. В оформлении помещений использовались различные породы мрамора, позолота, трафаретная живопись, сложные элементы лепного и резного декора. Реставраторы обнаружили позолоту, лишь расчистив многочисленные слои краски (порядка 20), а состояние лепнины и декора потребовало еще более пристального внимания специалистов. В ходе работ были демонтированы по элементам, восстановлены либо созданы заново по сохранившимся образцам все бра и люстры; отреставрировано более 300 предметов мебели знаменитой фирмы «Тонет», воссоздано 60 стульев. Часть паечных витражей, украшавших Большой зал, в советское время была заменена раскрашенным стеклом. Теперь же исторические витражи восстановлены, недостающие созданы заново.

Уникальной работой стала реставрация органа Капеллы. Орган Капеллы — это один из немногих сохранившихся в России исторических органов. Инструмент был изготовлен в 1891 г. знаменитой немецкой фирмой Walcker для небольшой Голландской церкви (на Невском проспекте). Осенью 1927 г. (после того, как голландская община прекратила свое существование) по инициативе органиста Ф. Ф. Грибена и директора Капеллы М. Г. Климова орган был перенесен в зал Капеллы, где и началась его концертная жизнь. Фасад, обрамляющий орган, является старейшим из сохранившихся в России и считается памятником декоративно-прикладного искусства. Он был создан в 1832 г. архитектором Жако и органным мастером Г.-Л. Фридрихом. Именно этот органный фасад, оставшийся от прежнего органа голландской церкви, украшает сейчас зал Капеллы. Орган имеет более 3 000 труб различного диаметра; большинство из них было деформировано, имело сколы и трещины. Специалисты отреставрировали часть труб, корпус, восстановили уникальный декор «французский лак».

В новом сезоне Капелла предстанет перед петербуржцами в новом, непривычном, более пышном облике.

ОСНОВНЫЕ  ОБЪЕКТЫ РЕСТАВРАЦИИ  И  РЕКОНСТРУКЦИИ

Общая площадь реконструкции состави-ла 1 100 кв. м, в ходе работ было использовано 815 книжек золота, 12 тонн металла.
Реставрация:
Кессонированный потолок — 126 кессонов, 42 выколотных кронштейна.
Отсутствие щелей было основным требованием для сохранения акустических свойств Большого зала.
Искусственный мрамор — толщина слоя 2,5 мм, общая площадь 117 кв. м.
При проведении реставрационных работ было обнаружено, что 96 % покрытия отслоилось от известкового раствора, вследствие чего была проведена масштабная работа по укреплению и реставрации мрамора.
Состав штукатурного раствора по укреплению мрамора: гипс, клей, пигмент, глина, воск.
Лепной декор — 991 кв. м. Особый интерес представляет Царская ложа, где по проекту были скомбинированы лепной и резной декоры.

При проведении реставрации сложности возникли с расчисткой поверхности, т. к. последняя была закрашена масляной краской квалифицированный лепщик за смену обрабатывал всего 0,5 квадратных метра.

Позолотные работы:
230 кв. м — по лепному декору; 70 кв. м — по деревянному декору; 15 кв. м — по ме-таллу. Количество книжек золота: 2004 г. — 577 шт., 2005 г. — 217 шт., всего — 794 шт.
Малярные работы: сложность заключалась в технологии вышпаровки — в точной подводке окрашиваемой поверхности (эта технология применяется там, где есть позолоченные и профилированные элементы, лепнина). Исключительно ручная работа.
Воссоздание, установка витражей — 28 шт.
Часть паечных витражей, украшавших Большой зал, в советское время была заменена раскрашенным стеклом. Исторические витражи восстановлены, недостающие созданы заново.
Орган Капеллы. Инструмент  не  толькоявляется музейной ценностью, но и входит в число лучших в мире. Он имеет более 3 000 труб различного диаметра; большинство из них было деформировано, имело сколы и трещины. Сложность реставрации состояла и в том, что такие работы в России как правило выполнялись зарубежными специалистами. Отреставрирована и выправлена часть труб, отремонтирован корпус. Восстановлен уникальный декор — деревянная резьба с позолотой — «французский лак».
Мебель — венские стулья фирмы «Тонет» — 405 шт., из них 345 отреставрировано, 60 воссоздано по историческим образцам; скамейки (вдоль стен по периметру Большого зала) на 379 посадочных мест набиты морской травой.
Реставрация осветительных прибо-ров.
Воссоздание (золочение гальваническим методом) и установка бра — 34 шт. Замена хрустальных подвесок на люстрах; полировка старых хрустальных подвесок. Из 16 девятирожковых светильников только 4 сохранилось с XIX века, недостающие были восстановлены в советское время, но с нарушением технологии. При реставрации возникли трудности с золочением, и пришлось проводить полный комплекс подготовительных работ.
Отопительная система — восстановление и реставрация уникальных отопительных приборов (чугунные ребристые —12 шт.), сохранившихся с конца XIX в.

ЗАЛ

Балкон, 2-й ярус: устройство пола — 70 кв. м; обивка скамеек тканью — 43,2 кв. м.Балкон, 1-й ярус: устройство пола — 137 кв. м; обивка тканью — 68,6 кв. м. Балконные ограждения — резной декор расчищен от многочисленных окрасок.
Зал, центр: окраска пола — 271 кв. м.
Сцена: окраска пола — 102 кв. м.
Общестроительные работы:
Отделочные наружные работы — окраска фасада — 298 кв. м.
Демонтаж перекрытий — 160 кв. м (10,6 тонн).
Монтаж стропильной группы — 90 кв. м.
100% отбивка штукатурки, нанесение штукатурки — 600 кв. м.
Создание (совместно с ЗАО «Петроспек») системы вентиляции и кондиционирования.
Огромный комплекс противопожарных мероприятий.
Капитальный ремонт флигеля.

Установка современного сантехнического оборудования, ремонт туалетов.
Инженерные сети:
-  водопровод — 166 п. м;
-  подвесной потолок Armstrong — 155 кв. м;
-  плитка керамическая — 461 кв. м;
-  устройство полов — 78 кв. м.

Дата: 07.11.2005
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10 (84)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!